• Преподавателю
  • Музыка
  • Создание условий для формирования сценического образа юного вокалиста в музыкальной школе

Создание условий для формирования сценического образа юного вокалиста в музыкальной школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание условий для формирования сценического образа юного вокалиста в музыкальной школе


Креативность - это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

проходить сквозь стену, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее.

Е. Торренс


Маленькие дети - образники, их сознание еще нерасчленено, и они способны художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предмета на другие. Но постепенно эта способность утрачивается. Наши «почемучки» перестают задавать вопросы, пытливо вглядываться в мир. А взрослые, в свою очередь, устают отвечать детям, «научают» все делать, по якобы, правильной схеме. В результате, мы получаем стандартно мыслящего человека, разучившегося мыслить образно.

C потенциальной способностью к творчеству рождаются, почти все. Однако, что с ней будет - расцветет она, зачахнет, останется нереализованной или зачахнет - во многом это дело случая. Если говорить о причине, то это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые, главным образом направлены на развитие способностей к мышлению критическому в ущерб творческих способностей и образного мышления. Результат такого положения - невостребованность и неиспользованность нашего творческого потенциала.

Куда же делась потенциальная «творческость»? Еще недавно, в старшей группе детского сада, когда мы просили ребенка спеть любимую песню, рассказать про любимую игрушку мы становились зрителями целого спектакля. В пятом, шестом классе педагог уже исправляет кучу комплексов, которые делают тело ребенка похожим на деревяшку. Для этого работает целая армия специалистов, предлагая нам кучу тестов, упражнения, анкет, диагностик. Приходится добиваться нужного песенного образа путем долгих тренировок, объяснения и проб. А раньше это было так естественно для маленького артиста. Ведь, чтобы музыкальный номер прозвучал его должна прочувствовать каждая клеточка организма и гармонично вписаться в образ.

Направленность воспитательно-образовательной работы в музыкальной школе на занятиях эстрадного вокала определена исходной базовой установкой на активно-творческое, деятельностно-практическое приобретение детьми знаний о мире, о человеке, его созидательно-творческих возможностях. В нашей школе созданы и постоянно совершенствуются условия, позволяющие развивать творческую активность учащихся, их творческое мышление, сомостоятельность, деятельностно-практические навыки и умения.

Одним их важных составляющих успешной деятельности ребенка, наряду с развитием певческих возможностей, я считаю формирование сценического образа юного артиста. Именно в подростковом возрасте возникает проблема в работе над сценическим образом юного вокалиста, появляются возрастные комплексы, наблюдается зажатость в поведении. Ведь, по сути, сценический образ - это самовыражение, самопрочувствование того или иного музыкального произведения, обнажение души.

Особенность эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, узнаваемого образа вокалиста, аналогично тому, как эстрадные музыканты ищут "свой" индивидуальный звук. Чтобы добиться конкурентоспособности, в наше время требуется владеть достаточно широким диапазоном технических приемов. Из количества получается и качество.

Работу над формированием сценического образа начинаю уже с первых занятий. Скорость в становлении зависит от характера и харизмы ребенка. Сначала обучающемуся мной предлагается образ природосообразный, то есть, похожий на естественное поведение ребенка, затем близкий по характеру. И, постепенно, мы вместе «примеряем» противоположный характер, но обязательно, с включенным мнением ребенка. Например: хулиган - стиляга - озорник - патриот - активист - примерный мальчик.

При формировании сценического образа основная роль отводится на приемы беседы и рассуждений, просмотр видеоматериалов ярких личностей, музыкантов, анализ увиденного и услышанного. А так же метод показа самого педагога, как варианта решения задачи, детальный разбор костюма, жестов, манеры исполнения, мимики и так далее. Однако, здесь есть опасный момент. Педагог должен оставлять некоторую недосказанность, а не разжевывать материал. Должна оставаться возможность для эвристического озарения!

Затем ребенок пытается «примерить» образ на себя, к себе, в себя и от себя. И вот здесь происходить бесценное дополнение, то, ради которого все затевалось. И чем дополнение ярче, тем ценнее.

Овладение исполнительским мастерством требует от певца, как в прочем и от любого исполнителя, серьезной вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своем неразрывном единстве сущность музыканта, целостность сценического образа.

Различные проблемы ставятся перед исполнителем и его педагогом: контроль над волнением, вынуждающее многих даже поистине талантливых музыкантов, отказаться от концертных выступлений и искать себя в других видах деятельности. Успешным остается тот, кто интуитивно или тренировками «научается», преодолевает испытание сценой, сковывающий страх перед слушателем.

Очень важное значение приобретает тренировка эмоционального состояния, регулируемая самим исполнителем. Она включает ряд приемов, основанных на выполнении дыхательных, физических и других упражнений, на использовании слова, личного примера в качестве стимулятора функций организма, отвлечении от влияния отрицательных и фиксации внимания на положительных эмоциях, а также приемов, направленных на закрепление успешных результатов в формировании правильной певческой позиции, голосоведения, сценического образа, превращении их в привычки, в обычное состояние музыканта, певца - исполнителя на сцене.

Комплекс этих приемов - переработанная применительно к музыкально-исполнительской деятельности - методика аутогенной тренировки.

Важным фактором является наличие у исполнителя музыкальных способностей, однако, некоторые преподаватели не учитывают разных музыкальных данных у детей и сталкиваются с неразрешимыми проблемами. Надо помнить, что основная задача занятий эстрадного вокала - общее музыкальное развитие, а профессиональное обучение - лишь второстепенная задача, которая может быть поставлена лишь перед частью учащихся.

Для меня нет большой разницы в работе над сценическим образом с солистом или с ансамблем, в случае с ансамблем я создаю крепкую жемчужную нить, которая переливается, искрится, но на ней видна каждая отдельная жемчужинка.

Создание условий для формирования сценического образа юного вокалиста в музыкальной школе

3


© 2010-2022