• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение на тему Развитие навыков грамотного разбора нотного текста

Методическое сообщение на тему Развитие навыков грамотного разбора нотного текста

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ


ГРАМОТНОГО РАЗБОРА НОТНОГО ТЕКСТА





Методическое сообщение

преподавателя Муллер Ю.Я.

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НЕОБЫЧАЙНОЙ ЗАГРУЖЕННОСТИ УЧЕНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ, ПЕРЕНАСЫЩЕНННОСТИ НОВЕЙШИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И ЗАВИСИМОСТИ ОТ НИХ, ВОЗРАСТАЕТ ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО НАВЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ, КАК НАВЫК ГРАМОТНОГО РАЗБОРА НОТНОГО ТЕКСТА.

УМЕНИЕ УЧЕНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНО И ГРАМОТНО РАЗБИРАТЬСЯ В НОТНОМ ТЕКСТЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО АКТИВИЗИРУЕТ ПРОЦЕСС РАБОТЫ, ПОДДЕРЖИВАЕТ ИНТЕРЕС УЧЕНИКА И СОЗДАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА. ОЧЕНЬ ВАЖНО УЖЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГРАМОТНОМУ РАЗБОРУ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ДЛЯ ЭТОГО НАДО НАУЧИТЬ ЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИСТЕМЕ В РАБОТЕ.

I ЭТАП - ЭТО УСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА:

1) КОМПОЗИТОР, НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2) ТЕМП, ХАРАКТЕР

3) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНИКИ, ТОНАЛЬНОСТИ, КЛЮЧЕВЫЕ И СЛУЧАЙНЫЕ ЗНАКИ

4) РАЗМЕР, ДЛИТЕЛЬНОСТИ

5) АППЛИКАТУРА, ШТРИХИ.

II ЭТАП - ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СО СЧЕТОМ ВСЛУХ

III ЭТАП - ДЕТАЛЬНАЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.

НЕОБХОДИМО РАЗГРАНИЧИВАТЬ ПОНЯТИЯ «РАЗБОР» И «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА». РАЗБОРОМ НАЗЫВАЮТ ТЩАТЕЛЬНОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ ТЕКСТА С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТОЧНЫМ ВЫПОЛНЕНИЕМ ВСЕХ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В НЕМ УКАЗАНИЙ, ВКЛЮЧАЯ И АППЛИКАТУРУ. ПРИ РАЗБОРЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП, РАСЧЛЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ НА КУСКИ, ГОЛОСА И Т.Д. ДОПУСКАЮТСЯ ЗАДЕРЖКИ ДВИЖЕНИЯ И ПОПРАВКИ. ТАКОЙ ПРОЦЕСС МОЖНО НАЗВАТЬ РАЗБОРОМ - АНАЛИЗОМ.

ЧТЕНИЕМ С ЛИСТА НАЗЫВАЮТ ОХВАТ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ, ИСПОЛНЕНИЕ ЕЕ В ЦЕЛОМ, ХОТЯ БЫ И ПРИБЛИЖЕННОЕ. ПРИ ЧТЕНИИ С ЛИСТА НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ТЕМПА, НАРУШЕНИЯ РИТМА И НЕПРЕРЫВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ; ПРОЩАЮТСЯ МЕЛКИЕ НЕТОЧНОСТИ, НЕКОТОРЫЕ УПРОЩЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ, НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ - ОСТАНОВКИ И ПОПРАВКИ. АППЛИКАТУРА ПРИ ЧТЕНИИ С ЛИСТА ВОВСЕ НЕ КОНТРОЛИРУЕТСЯ.

ОЧЕНЬ ВАЖНО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РАЗВИВАТЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НАВЫКИ ТЩАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА И УЖЕ НА БАЗЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ СЛУХОВЫХ И ИГРОВЫХ НАВЫКОВ ПРИСТУПАТЬ К ПРАКТИКЕ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА.

МОЖНО ВЫЯВИТЬ МОМЕНТЫ, ОБЩИЕ ДЛЯ РАЗБОРА И ЧТЕНИЯ С ЛИСТА, И ИХ-ТО И РАЗВИВАТЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО.

ОБЩАЯ ДЛЯ РАЗБОРА И ЧТЕНИЯ С ЛИСТА ПРЕДПОСЫЛКА - УМЕНИЕ УЛАВЛИВАТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗВУКОВ, Т.Е.ПОНИМАТЬ, ОСМЫСЛИВАТЬ НОТНУЮ ЗАПИСЬ. ДАЖЕ ПРИ МЕДЛЕННОМ, ТЩАТЕЛЬНОМ РАЗБОРЕ НЕОБХОДИМО ДОБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИК ОХВАТЫВАЛ ХОТЯ БЫ САМЫЕ КОРОТКИЕ ЗВУКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ - МУЗЫКАЛЬНЫЕ «СЛОВА» (КАК БЫ ИХ НЕ НАЗЫВАТЬ: ИНТОНАЦИЯ, ОБОРОТ, ПОПЕВКА). В ДАЛЬНЕЙШЕМ УЧЕНИК НАУЧИТСЯ ОБЪЕДИНЯТЬ ВСЕ БОЛЕЕ ПРОТЯЖЕННЫЕ ФРАЗЫ. ЭТО ПРОСТОЕ, НО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ НЕОБХОДИМО НЕУКЛОННО ПРОВОДИТЬ В ЖИЗНЬ.

НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИУЧАТЬ УЧЕНИКОВ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОСМАТРИВАТЬ ТЕКСТ РАНЬШЕ, ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРОИГРЫВАНИЮ. ПЕДАГОГАМ ХОРОШО ИЗВЕСТНА СКЛОННОСТЬ МНОГИХ УЧЕНИКОВ БРАТЬ, НЕ РАЗДУМЫВАЯ, ПЕРВЫЕ ЗВУКИ, А ПОТОМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО НАПРАВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ УЧЕНИКА НА ВАЖНЕЙШИЕ СТОРОНЫ НОТНОГО ТЕКСТА:

1) ЛАДОТОНАЛЬНОСТЬ - ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ НАЙТИ ТОНИКУ, СЫГРАТЬ ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ И ПРОИГРАТЬ ГАММУ.

2) РАЗМЕР И РИТМ - ПРОДИРИЖИРОВАТЬ И ПРОХЛОПАТЬ.

3)МОМЕНТЫ СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТОНАЛЬНОСТИ, РИТМА, КЛЮЧЕВЫХ ЗНАКОВ, ФАКТУРЫ И Т.Д. ПРИ ЭТОМ ПРИХОДИТСЯ ПОПУТНО ДОПОЛНЯТЬ НЕДОСТАТОЧНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ УЧЕНИКОМ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО. ЧЕМ БОЛЕЕ РАЗВИТ УЧЕНИК, ТЕМ ПОЛНЕЕ И ГЛУБЖЕ ОН СМОЖЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО РАЗОБРАТЬСЯ В ТЕКСТЕ: ПРОСМОТРЕТЬ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ, ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ И Т.Д.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР ТЕКСТА ПРЕСЛЕДУЕТ И БОЛЕЕ ГЛУБОКУЮ ЦЕЛЬ - АКТИВИЗАЦИЮ ВНУТРЕННЕГО СЛУХА УЧЕНИКА, ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗВУЧАНИИ РАЗБИРАЕМОЙ МУЗЫКИ. ПРИВЫЧКА ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ КАКИЕ-ТО СТОРОНЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ ДО ПРОИГРЫВАНИЯ - ЗАЛОГ БУДУЩИХ УСПЕХОВ УЧЕНИКА В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННГО СЛУХА. ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОГО ПРОСМОТРА ТЕКСТА, ПРОХЛОПЫВАНИЯ РИТМА (ПУСТЬ ВНАЧАЛЕ ВСЕ ЭТО ЗАНИМАЕТ ДОВОЛЬНО МНОГО ВРЕМЕНИ) УЧЕНИК ДОЛЖЕН ПРОИГРАТЬ НАМЕЧЕННЫЙ ОТРЕЗОК ПЬЕСЫ, ПРОИГРАТЬ ПЛАВНО, БЕЗ ЗАПИНОК И ПОПРАВОК (ХОТЯ БЫ ПРИ ПОВТОРНЫХ ПОПЫТКАХ). ЭТО ТРЕБОВАНИЕ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ НЕУКОСНИТЕЛЬНО, Т.К. ПОСТОЯННО ПРИХОДИТСЯ НАБЛЮДАТЬ НЕУМЕЛЫЙ РАЗБОР ТЕКСТА С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ЗАПИНКАМИ, ОСТАНОВКАМИ И ПОПРАВКАМИ. РАЗУМЕЕТСЯ, ОШИБКИ ИСПРАВЛЯТЬ НЕОБХОДИМО, НО ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ, К КОТОРОМУ НАДО СТРЕМИТЬСЯ, - ЭТО ТОТ, КОГДА УЧЕНИК ЗАМЕЧАЕТ ИХ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ, НО ИСПРАВЛЯЕТ ПО ОКОНЧАНИИ ПРОИГРЫВАЕМОГО ОТРЫВКА.

РЕАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ РАЗБОРЕ:

1. ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ ПРИ КЛЮЧЕ И В ТЕКСТЕ (ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «СЛУЧАЙНЫЕ») - ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПРАВИЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОРФОГРАФИИ. НЕВЕРНО БЫЛО БЫ ПОЛАГАТЬСЯ ТОЛЬКО ЛИШЬ НА ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ УЧЕНИКОВ: НЕОБХОДИМО ПРИВЛЕКАТЬ НА ПОМОЩЬ ЛАДОВЫЙ И ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ, ПОДДЕРЖАННЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ. В ЛЮБОЙ МОМЕНТ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, В КАКОЙ ЛАДОТОНАЛЬНОСТИ ИЗЛАГАЕТСЯ ДАННЫЙ ЭПИЗОД, ЧЕМ ВЫЗВАН ЗНАК АЛЬТЕРАЦИИ В ТЕКСТЕ И Т.Д.

2. МЕТРОРИТМ - ТРУДНАЯ СТОРОНА ТЕКСТА. ПЕРВОЕ РАЗЛИЧИЕ, С КОТОРЫМ ВСТРЕЧАЕТСЯ НАЧИНАЮЩИЙ УЧЕНИК,- РИТМ ПЕСЕННЫЙ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ. ПЕРВЫЙ ТРЕБУЕТ ПЛАВНОСТИ, НЕКОТОРОГО СМЯГЧЕНИЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ПРОТЯЖНЫМИ И КОРОТКИМИ ЗВУКАМИ; ВТОРОЙ, НАОБОРОТ, ОБОСТРЕНИЯ ЭТОЙ РАЗНИЦЫ, ЧЕТКОГО ОЩУЩЕНИЯ СИЛЬНЫХ ДОЛЕЙ. ЭТО - ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ПРИМЕР. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО КАЖДОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ ПРИСУЩ СВОЙ ОСОБЫЙ, НЕПОВТОРИМЫЙ РИТМ. ПОЭТОМУ РИТМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ РАЗБОРА ТЕКСТА ТЕСНО СВЯЗАНА С ОЩУЩЕНИЕМ ХАРАКТЕРА ПЬЕСЫ.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ - УКОРАЧИВАНИЕ ДЛИННЫХ НОТ И ПАУЗ, СГЛАЖИВАНИЕ ПУНКТИРНЫХ РИТМОВ - ОБЪЯСНЯЮТСЯ НЕДОСТАТОЧНЫМ ПОНИМАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ПЬЕСЫ. ПУТЬ К ИСПРАВЛЕНИЮ ТАКОГО РОДА НЕДОЧЕТОВ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ УГЛУБЛЕНИЕ В МУЗЫКУ, А НЕ ЧЕРЕЗ ОТСЧИТЫВАНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДОЛЕЙ.

3. УСВОЕНИЕ ПРОДУМАННОЙ И РАЦИОНАЛЬНОЙ АППЛИКАТУРЫ - ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ СТОРОН РАЗБОРА ТЕКСТА. УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО СООБЩИТЬ НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ АППЛИКАТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ: ПОЗИЦИИ И ИХ СМЕНА; ПОДКЛАДЫВАНИЕ 1 ПАЛЬЦА; РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ В АККОРДАХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ КОМБИНАЦИЯХ БЕЛЫХ И ЧЕРНЫХ КЛАВИШ, ЗАВИСИМОСТЬ АППЛИКАТУРЫ ОТ АРТИКУЛЯЦИИ И ФРАЗИРОВКИ.

УМЕНИЕ ЗАМЕЧАТЬ ВСЕ НОТНЫЕ ЗНАКИ, ВКЛЮЧАЯ АВТОРСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕМАРКИ,- ПОКАЗАТЕЛЬ ВОЗРОСШЕЙ ЗРЕЛОСТИ УЧЕНИКА. ДЛЯ ЭТОГО ТРЕБУЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И БЫСТРОТА РЕАКЦИЙ. ВСЕ ЭТИ КАЧЕСТВА ПОСТЕПЕННО РАЗВИВАЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗУМНОЙ, НАПРАВЛЯЕМОЙ ПЕДАГОГОМ ПРАКТАКИ РАЗБОРА НОТНОГО ТЕКСТА.

ПЕРЕГРУЗКА ТЕКСТА ДЛЯ МАЛОПОДВИНУТЫХ УЧЕНИКОВ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ УКАЗАНИЙ - СЕРЬЕЗНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА. УЧЕНИК НЕ В СОСТОЯНИИ ОХВАТИТЬ ВСЕ УКАЗАНИЯ, ОН ПРОПУСКАЕТ И ПЛОХО РАЗЛИЧАЕТ МНОГИЕ ИЗ НИХ; РАЗБОР ТЕКСТА ЗАМЕДЛЯЕТСЯ И ОСЛОЖНЯЕТСЯ, НАВЫКИ ДОЛГО НЕ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ. ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, ЕСЛИ В ТЕКСТЕ СНАЧАЛА СТОЯТ ЛИШЬ НЕМНОГОЧИСЛЕННЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ УКАЗАНИЯ И ПЕДАГОГ, ПО МЕРЕ УГЛУБЛЕНИЯ В СМЫСЛ МУЗЫКИ, ДОБАВЛЯЕТ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ, УЧИТЫВАЯ ПРИ ЭТОМ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА.

СИСТАМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗБОРА НОТНОГО ТЕКСТА ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ПОСТОЯННОЙ ЗАБОТОЙ ПЕДАГОГА В ТАКОЙ ЖЕ МЕРЕ, КАК И РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ. ПЕДАГОГ УЧИТ МЕТОДУ, ПРИЕМАМ РАЗБОРА, НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРОДЕЛЫВАЕТ РАБОТУ ЗА УЧЕНИКА. НА УРОКЕ РАЗБОР ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ, А ДОМА УЧЕНИК ОБЯЗАН ПРОДОЛЖИТЬ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО. ЛИШЬ ТОЛЬКО НА СРАВНИТЕЛЬНО ВЫСОКОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ (ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ КОТОРУЮ НЕВОЗМОЖНО) РАЗБОР ТЕКСТА МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ПРЕДОСТАВЛЕН САМОМУ УЧЕНИКУ. НА УРОКАХ ЖЕ НЕОБХОДИМО ЧАЩЕ ПОВТОРЯТЬ ТОТ МИНИМУМ ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.


© 2010-2022