Презентация по музыке ӘМузыкальное наследиеӘ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ КАЗАХСТАНА

Процесс формирования человеческой личности есть процесс «вхождения» в культуру, условие наследования знаний, умений, норм общения, социального опыта. Бесспорно, что в современных условиях знание, переработка и осмысление духовной педагогической культуры прошлого могут способствовать решению сложных проблем воспитания детей дошкольного возраста. Сама жизнь требует использовать в воспитании детей средства народной педагогики, традиции семейного воспитания, народные традиции, устное народное творчество, музыкальное наследие. Единство и взаимное обогащение педагогической науки и народного опыта воспитания являются сегодня не только необходимым, но и закономерным процессом.
Специфика этнопедагогики любого народа выражается в практике воспитания в детях чувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и Родине, способствует воспитанию на ценностях национальной культуры народа. Г.Н.Волков пишет: «Золотое правило этнопедагогики: без памяти (исторической) - нет традиции, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности (исторической) - нет народа».
Период дошкольного детства исключительно важен в становлении личности, поэтому приобщение детей этого возраста к этнической культуре имеет неоценимое значение. Включение ребёнка в определённую этносоциокультурную среду, начало формирования интереса и привычек к этнокультурным традициям народа осуществляется через организацию национальных праздников, эстетическое воспитание средствами музыкального наследия Казахстана.
У каждого народа в воспитании потомков есть национальные особенности. Задача сегодняшнего времени - брать на вооружение замечательные традиции казахского народа и широко использовать их в воспитательном процессе. Чем больше и глубже ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, быт, культуру, тем лучше он поймёт искусство других народов.
Казахстан - многонациональная страна. Формирование таких качеств, как сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, гражданином которой человек является - залог гражданского становления личности. В Послании народу Казахстана («Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации») Президент Республики Н.А. Назарбаев подчеркнул, что: «Необходимо продолжить реализацию программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого развивать культуру настоящего времени».
Приобщение детей к сокровищам отечественной культуры, формирование эстетических взглядов через восприятие истинно художественных образцов национальной казахской музыкальной культуры, воспитание глубокого уважения к народному творчеству и музыке благородная и почётная миссия каждого педагога. Опираясь на требования сегодняшнего дня, цели и задачи нового стандарта был разработан учебный курс «Музыкальное наследие Казахстана» для детей дошкольного возраста. Что является основополагающим в программе данного курса?
Во-первых, понимание и принятие музыкального сокровища, доставшегося дошкольникам в наследство.
Во-вторых, привитие интереса и любви к музыкальной культуре Казахстана.
В-третьих, следование требованию времени и возрождению национальной культуры казахского народа.
Успех такого подхода - формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых не возможно органичное существование человека в окружающем нас мире.
Целью курса «Музыкальное наследие Казахстана» является создание условий для приобщения детей к музыкальному наследию Казахстана, формирование основ гражданственности и патриотизма.
В процессе реализации учебного курса решаются задачи: формирование навыков восприятия выразительных возможностей казахских народных произведений; развитие интереса и любви к национальной музыке; воспитание нравственно-эстетических чувств у дошкольников. Содержание строится с учётом возрастных особенностей детей, уровня их музыкального и интеллектуального развития.
Предлагаемый учебный курс носит развивающе-обучающий характер, который определяется ведущими методическими принципами.
Принцип деятельности. Ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) - способ познания, переживания, сопричастности.
Принцип вариативности. Меняется музыкальный материал на аналогичный, если группа в силу каких-либо обстоятельств не справляется с предложенным. В свою очередь ребёнку всегда предоставляется возможность для оптимального самовыражения.
Принцип креативности. Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок может реализовать своё творческое начало.
Принцип непрерывности. Процесс нравственно - эстетического развития не заканчивается на занятии, а продолжается на прогулке, в группе, в семье.
Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к музыке, любовь к ребёнку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы в организованной учебной деятельности, каждая из которой должна стать для ребёнка единственной и неповторимой.
Курс построен с учётом постоянного усложнения материала его развития и обогащения. Реализация курса «Музыкальное наследие» рассчитано на три года и соответствует программным требованиям по музыкальному воспитанию дошкольников.
Первый год обучения - формирование элементарных представлений дошкольников о музыкальной культуре Казахстана, составляет 10 часов.
Второй год обучения - формирование навыков восприятия и содержания музыкальных произведений Казахстана. Знакомство с жанровым разнообразием музыкального наследия Казахстана. Второй год обучения рассчитан на 12 часов.
Цель третьего года обучения - формирование навыков анализа произведений на основе средств музыкальной выразительности. Последний год обучения рассчитан на 15 часов.
Таким образом у современного дошкольника есть возможность изучать наследие казахской музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием. Уже в младшем возрасте в организованную учебную деятельность вводятся элементы этнопедагогики, дети поют несложные песенки на казахском языке, играют в народные игры, воспринимают кукольные постановки по казахским народным сказкам.
Казахский народ богат песнями. Хорошая песня ценилась дороже отар овец и косяков коней. Прививать любовь к казахской народной песне одна из задач учебного курса «Музыкальное наследие Казахстана». Малыши, исполняя мелодичные песенки («Балапан», «Тәй-тәй», «Әлди-әлди») не только приобщаются к народному творчеству, но и закрепляют знания казахского языка. Пройдя через такое элементарное знакомство с казахским творчеством, бытом и культурой к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы к восприятию казахской инструментальной музыки. Богатое творческое наследие композиторов Казахстана предлагает большой музыкальный материал.
Среди неисчислимых сокровищ казахского музыкального фольклора одно из главных мест принадлежит народной инструментальной музыке - кюям. Дошкольники к третьему году обучения по учебному курсу знают, что казахская инструментальная музыка делится на несколько видов: домбровые кюи, кобызовые и сыбызговые.
Старшие дошкольники слушают не только домбровую музыку, но и произведения казахских композиторов в исполнении оркестра казахских народных инструментов.
Музыкальные произведения разнообразны по своему социально - образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженную в различных музыкальных произведениях, дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дошкольники эмоционально отзываются на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям и чувствам, которые переданы в музыке. В репертуаре учебного курса используется народная, классическая и современная музыка композиторов Казахстана, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию.
Представленный в учебном курсе материал построен по системе взаимосвязи образовательных областей и разделов программы: казахского языка, этнографии, музыки и изобразительного искусства. В программе учебного курса предусмотрена разнообразная по организации учебной деятельности работа, направленная на воспитание глубокого уважения к прошлому своего народа, родному языку, народному творчеству и музыкальному наследию Казахстана.
Взаимосвязь образовательных областей способствует более глубокому развитию художественного восприятия детей, воспитанию интереса к истории и культуре родного народа, что помогает усвоить его нравы и обычаи. Например, в организованной учебной деятельности по теме: «Мир народных образов», детям старшего возраста предлагается не только послушать звучание домбры, но и принять участие в создании своего индивидуального инструмента с помощью казахского орнамента. Таким образом, дошкольники приобщаются одновременно и к музыкальному и к художественному наследию казахского народа. Та же тема отражается, и в разделе казахского языка, где дети совершенствуют своё произношение и пополняют словарный запас, и в разделе изобразительное искусство.
В целях повышения эффективности всего процесса обучения ведётся контроль над динамикой усвоения учебного курса дошкольниками. Это даёт возможность направлять ход деятельности детей, в случае необходимости вносить изменения и дополнения в программу учебного курса.
К концу третьего года обучения по учебному курсу дошкольники хорошо разбираются в жанровом разнообразии музыкального наследия Казахстана, знают о творчестве кобызиста Коркыта, композитора - кюйши Даулеткерея; имеют навыки исполнения элементов казахского танца «Сәлем беру», «Жалын», «Фонтан» и других; могут рассказать о многих обычаях и традициях казахского народа.
Таким образом, приобщение дошкольников к миру национальной музыкальной культуры способствует формированию таких качеств, как сознательность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, гражданином которой является, а это ни что иное, как залог гражданского становления личности.



© 2010-2022