• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на тему «Развитие вокально-хоровых компетенций в работе педагога дополнительного образования»

Статья на тему «Развитие вокально-хоровых компетенций в работе педагога дополнительного образования»

В данной статье рассматривается вопрос об особенностях работы с талантливыми учениками в системе дополнительного образования. В настоящее время возросло внимание общества к одаренным детям, что обусловило повышенный интерес к работе с такими учащимися, которая является одним из приоритетных направлений как на уровне общества, так и на уровне государства. Такие учащиеся - достояние нашей страны, поэтому их выявление и работа с ними является актуальной задачей. Эта работа была опубликована в науч...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секция - Особенности работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

Тема: «Развитие вокально-хоровых компетенций в работе педагога дополнительного образования».

Одаренные дети в дополнительном образовании - это особенная тема для обсуждения и дискуссии, одна из самых интересных и актуальных тем в современной педагогике и психологии. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённость состоит из различных способностей. Остановимся на музыкальных способностях ребёнка.

Музыкальные способности, в существующий общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми? Прежде всего, надо постараться создать на занятии благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться».

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух - способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство - способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения. Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.), образуют музыкальную одаренность. Выявляя музыкальные способности детей с помощью различного вида их творческой деятельности, мы стимулируем у них развитие целого комплекса музыкальных способностей. Методы, применяемые для развития музыкальных способностей: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки. Приёмы способствующие развитию слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений: слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного; сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; пение «по цепочке»; моделирование высоты звука движениями руки; настройка на тональность перед началом пения; выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения: вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки; вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.; произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание.

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Развитие вокально-хоровых компетенций является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, что наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, способствует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Эффективно развивать вокально-хоровые компетенции детей можно только при тесном взаимодействии с родителями учащихся и классными руководителями, поскольку знания, которые ребенок получает в вокальном ансамбле, должны найти применение в условиях семьи и школы. Участие в школьных праздниках, в постановках музыкальных сказок-опер, выступление на заседании городского клуба «Музыкант-педагог» помогают родителям и учителям по-новому взглянуть на ребенка, оценить его творческие умения. Участники и солисты вокального ансамбля ежегодно становятся призерами городских вокальных конкурсов.

В заключение хотелось бы отметить: в современном образовании в последнее время все больше уделяется внимание проблеме выявления одаренных детей и работы с одарёнными детьми в любых областях школьного образования. Я считаю, что все дети талантливые и задача педагога состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чём- либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески - одарённую личность.

347905, г. Таганрог, ул. Дзержинского 67-а, (8634)62-35-42, МОБУ СОШ № 21,Цыганкова Татьяна Геннадьевна, учитель музыки, педагог дополнительного образования

© 2010-2022