- Преподавателю
- Музыка
- «Путешествие в королевство Гармонии»
«Путешествие в королевство Гармонии»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Воробьева А.С. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №1 города Крымска муниципального образования Крымский район
Открытый урок по сольфеджио для 4 класса
преподавателя теоретических и хоровых дисциплин
Воробьевой Анастасии Сергеевны
Тема: «Путешествие в королевство Гармонии»
2014 год, город Крымск
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.
Задачи:
-
Знать основные закономерности гармонического языка;
-
Знать теоретические правила построения аккордов;
-
Владеть навыком грамотной записи аккордов;
-
Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
-
Владеть навыками жанрового варьирования;
-
Владеть навыками трёхголосного пения;
-
Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
-
Владеть навыками слухового анализа.
Оборудование:
-
Фортепиано;
-
Доска с магнитами.
Наглядные пособия:
-
Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
Раздаточный материал:
-
Нотные тетради;
-
Простые карандаши;
-
Листы со стихами каждому учащемуся.
Нотный материал:
-
«Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)
4 класс ДМШ.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Беседа о гармонии.
-
Интонационная настройка в Ре мажоре.
-
Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение «краски» аккордов.
-
Гармонический анализ нотного текста.
-
Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
-
Слуховая работа - запись аккордовой цепочки на слух.
-
Пение трёхголосной последовательности.
-
Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
-
Домашнее задание - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Конспект урока.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
Ученики:
- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
Учитель:
А что такое аккорд?
Ученики:
Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.
Учитель:
Ребята, а какие вы знаете аккорды?
Ученики:
- Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…
Учитель:
Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
Ученики:
- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Учитель:
- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».
Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.
Учитель:
- Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.
Ученики поют и определяют «краску»: II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных - паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
Учитель:
- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D - S [2]. Повторим, что такое плавное голосоведение?
Ученики:
- Общие звуки аккордов остаются на месте.
- Трезвучия применяются в обращённом виде.
Учитель:
- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.[1]
Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины.
Учитель:
- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.
Ученики выполняют задание.
Учитель:
-Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?
Ученики:
- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.
- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.
- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
Учитель:
- Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.
Учитель:
- А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую последовательность
Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53. [3]
Учитель:
- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.
Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.
Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют «змейкой»: первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам и поют трёхголосно.
Учитель:
- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист. [3]
Учитель:
- Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
Учитель:
- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Всем спасибо. До свидания.