«Путешествие в королевство Гармонии»

«Путешествие в королевство Гармонии» Открытый урок сольфеджио в четвёртом классе детской музыкальной школы. Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха. Задачи:1.    Знать основные закономерности гармонического языка; 2.    Знать теоретические правила построения аккордов; 3.    Владеть навыком грамотной записи аккордов; 4.    Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста; 5.    Владеть навыками жанрового варьирования; 6.    Владеть навыками трёхголосного пения; 7.    Владеть начальными навыками вокальной импровизации; 8.    Владеть навыками слухового анализа.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №1 города Крымска муниципального образования Крымский район





Открытый урок по сольфеджио для 4 класса


преподавателя теоретических и хоровых дисциплин

Воробьевой Анастасии Сергеевны


Тема: «Путешествие в королевство Гармонии»





2014 год, город Крымск

Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.

Задачи:

  1. Знать основные закономерности гармонического языка;

  2. Знать теоретические правила построения аккордов;

  3. Владеть навыком грамотной записи аккордов;

  4. Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;

  5. Владеть навыками жанрового варьирования;

  6. Владеть навыками трёхголосного пения;

  7. Владеть начальными навыками вокальной импровизации;

  8. Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование:

  1. Фортепиано;

  2. Доска с магнитами.

Наглядные пособия:

  1. Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

  1. Нотные тетради;

  2. Простые карандаши;

  3. Листы со стихами каждому учащемуся.

Нотный материал:

  1. «Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)

4 класс ДМШ.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Беседа о гармонии.

  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.

  4. Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение «краски» аккордов.

  5. Гармонический анализ нотного текста.

  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.

  7. Слуховая работа - запись аккордовой цепочки на слух.

  8. Пение трёхголосной последовательности.

  9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.

  10. Домашнее задание - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Конспект урока.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Учитель:

А что такое аккорд?

Ученики:

Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.

Учитель:

Ребята, а какие вы знаете аккорды?

Ученики:

- Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…

Учитель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Учитель:

- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».

Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.

Учитель:

- Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.

Ученики поют и определяют «краску»: II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных - паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

Учитель:

- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D - S [2]. Повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

- Общие звуки аккордов остаются на месте.

- Трезвучия применяются в обращённом виде.

Учитель:

- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.[1]

Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины.

Учитель:

- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.

Ученики выполняют задание.

Учитель:

-Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?

Ученики:

- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.

- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.

- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.

Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

Учитель:

- Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

Учитель:

- А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

Учитель играет аккордовую последовательность

Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53. [3]

Учитель:

- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.

Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.

Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют «змейкой»: первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам и поют трёхголосно.

Учитель:

- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,

Слетает желтый лист.

В старинном замке, при свечах,

Играет пианист. [3]

Учитель:

- Кто хотел бы показать, что получилось?

Один ученик играет, другой поёт.

Учитель:

- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Всем спасибо. До свидания.


© 2010-2022