• Преподавателю
  • Музыка
  • Сценарий тематического концерта И в сердце светит Русь. .. , посв. 100-летию со дня рождения Г. В, Свиридова

Сценарий тематического концерта И в сердце светит Русь. .. , посв. 100-летию со дня рождения Г. В, Свиридова

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«И в сердце светит Русь…»

Музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой - её образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков.

Нет в нашей стране человека, который никогда не слышал бы музыки из кинофильма «Время, вперед!» Мощь ее упругих ритмов, сила воздействия властно захватывающей мелодии таковы, что она воспринимается как выражение духа времени. Надо быть глубоко современным художником, чтобы так почувствовать динамику и пульс XX века. Настоящий символ его творчества - «Время вперед», по роману В. Катаева, получившую поистине всенародное признание.

1. CD увертюра «Время, вперед»

Герой свиридовских произведений - поэт, гражданин, патриот, влюблённый в родную землю. Его патриотизм, гражданственность - без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы, все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, целомудренно, чисто, по-русски задушевно.

Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров. В монументально-героической «Патетической оратории» на стихи Владимира Маяковского. В ярком, сильном, новаторском и очень «маяковском» произведении Георгия Васильевича начинается новая жизнь величайшего из композиторов.

Землю, где воздух, как сладкий морс,

бросишь и мчишь, колеся, -

но землю, с которой вместе мерз,

вовек разлюбить нельзя.

2. CD "Патетическая оратория», «Город-сад»

Звук привычный, звук живой,

Как ты часто раздавался

Там, где тихо развивался

Я давнишнею порой -

Эти строки из «Пушкинского венка» и есть объяснение феномена Свиридова, его таланта, воодушевления, звучания, постоянного погружения в родное.

Большое место в музыке Г.В. Свиридова занимают образы русской природы.

Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевлена, таинственно-непостижима. Такое обострённое восприятие природы идёт от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

«Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. У нас другие цели, другие задачи, иными чертами определяется наше искусство. Но мне хочется, чтобы к ней было такое же святое отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы жизни, своей судьбы» - говорил композитор.

Георгий Васильевич Свиридов родился в небольшом городке Фатеже Курской губернии 3 декабря 1915 года. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошёл в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял её у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету Свиридов в 1932 году поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Однако недоедание и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учёбу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович.

Успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, музыку для спектаклей.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать своё право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьёзную, и лёгкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

В 50-е годы наступает подлинный рассвет самобытного таланта Свиридова. Его привлёк Есенин - поэт, чьё обострённое чувство любви к Родине, её природе и людям особо близко композитору.

Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несется песня к милой до порога.

3. «Песня под тальянку» из вокального цикла на стихи С. Есенина

«У меня отец крестьянин» исполняет Кретов Алексей

Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: одна связана с образами Родины, другая - революции, а третья - с образом поэта, который предстаёт как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

После окончания войны Г. Свиридов вернулся в Ленинград, где написал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы, среди прочего «Четыре легкие пьесы для фортепиано, для исполнения юными пианистами».

4. «Прелюд» исполняет Погорелова Злата

5. «Парень с гармошкой» исполняет Стариковский Андрей

В студенческие годы Свиридов испытал большое влияние Шостаковича, у которого прошел серьезную, строгую школу, изучал классическое наследие и глубоко осваивал музыку XX столетия. В это же время им был написан вокальный цикл «Слободская лирика», в который вошли шесть романсов на стихи А. Прокофьева. Кроме того, композитором были созданы оперетта «Настоящий жених», музыка к кинофильму «Поднятая целина», музыка к театральным пьесам.

Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты, но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах «Курские песни» и «Деревянная Русь».

Мысль о создании хорового цикла возникла в связи с появлением в 1957 году сборника Рудневой «Народные песни Курской области». Внимание композитора он привлек не только своебразием материала, но и тем, что песни эти были ему близки и дороги, как песни его родной Курской земли. Они воскрешали атмосферу его детства и отрочества.

6. CD «Курские песни», «Ты воспой»

«Моя музыка - это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Свиридов.
Георгий Васильевич написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение - «Альбом пьес для детей». Впервые в его музыке возникает мир детства…

7. «Сибирская песенка» из пьесы «Умка - белый медведь» исполняет Погорелова Злата

В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям и включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности. Здесь и картины природы, и жанровые картинки, и музыкальные характеристики сказочных персонажей.

Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному - исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности.

«А вот и утро настало. Видно хорошее, погожее утро, когда так весело начертить на земле или асфальте клетки-квадратики. «Попрыгунья», - так называется вторая пьеса из Детского альбома Свиридова. Слушая, как музыка изображает скачки на одной ноге, кажется, будто сам следишь за веселой игрой маленькой попрыгуньи».

8. «Попрыгунья» исполняет Влезько Алена

«А вот - пьеса-сказка, об этом говорит само ее название - «Колдун». Ведь хорошо известно, что никаких колдунов в природе не бывает, зато сказки - редко обходятся без колдунов и колдуний. Иногда добрых, но чаще - противных и злых. Вот и колдун, о котором рассказывает пьеса Свиридова - злой, недаром он бормочет какие-то темные заклинания, готовя свое чудодейственное зелье, а потом, подобно Бабе Еге в ступе, несется через поля и леса, через горы и долы, стараясь навести страх и смести все на своем пути…

9. «Колдун» исполняет Панищева Юлия

Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель».

Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация - это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация - это картина, которую можно "увидеть" (услышать - представить) ушами и прочувствовать сердцем. "Музыкальные иллюстрации - симфонические пьесы Свиридова - не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре - на эту музыку был поставлен балет".

Один из номеров этой сюиты называется «Пастораль».

В переводе с латинского пастораль означает "пастушечий". Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

10. «Пастораль» исполняет Захарова Вероника

"Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл "Романс", подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры".

Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей "Романс" можно сравнить с симфонией! Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является "Романс".

11. «Романс» из к/ф «Метель» исполняет Мяснянкина Виктория

Музыка звучит светло, печально, отрешенно… В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?

12. «Романс» из к/ф «Метель» исполняют Харланов Александр и Абакумов Юрий.

Балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви.

Середина цикла - это яркий жизнерадостный "Марш", в котором ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.

В музыке "Марша" на первый план выходят не героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

13. «Марш» исполняет Федоров Эдуард

Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом - ее основная миссия».
Мы надеемся, что сегодня, вы, встретившись с музыкой Георгия Васильевича, тоже станете чуточку лучше, чище и красивее.

И в заключении нашего концерта выступит лауреат областных и международных конкурсов. 14. Мяснянкина Кристина Римский-Корсаков «Полет шмеля»



© 2010-2022