• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок по музыке «Совершенствование исполнительского мастерства в классе духовых инструментов»

Урок по музыке «Совершенствование исполнительского мастерства в классе духовых инструментов»

Выдержка из текста: Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно. Наш репертуар на данный момент разнообразен. Произведения звучат с аккомпаниментом не только фортепиано, но и гитары, баяна. «Под небом голубым» Б. Гребенщиков-инструментальная партия блокфлейты близка по музыкальной интонации к вокальной партии, добиваемся певучего, кантиленного исполнения.Упражнения для развития беглости игрового аппарата: Этюд. Ю. Бондарев. Учитель обращает внимание:- на чистоту интонировани...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Управление образования Администрации

Серпуховского муниципального района




ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Совершенствование исполнительского мастерства в классе духовых инструментов»

с учащимся 2 класса Кобзевым Павлом.

участники ансамбля:

Еранцева Василиса, Гришанова Даша.



Гришанов Андрей Анатольевич,

концертмейстер Гришанова Л.Б

преподаватели музыки,


ноябрь 2012г.

п. Оболенск

Деятельность по освоению игры на духовых инструментах - это непростая задача, требующая от учителя системной, творческой и кропотливой работы. Необходимо добиваться успехов в совместном творческом процессе со своими учениками, максимально использовать все возможности, которые дает для повышения интереса к учению этот красивый вид учебной деятельности.

Обучение игре на блок-флейте включает в себя комплексное, с постепенным усложнением, воздействие музыки на ребёнка, развитие его музыкальности, умения воспринимать музыку через игру на духовых инструментах.

В свою очередь, игра на духовых инструментах, будь то свирель на первом этапе обучения или блок - флейта в последующем, способствует развитию мелкой моторики рук, что самым непосредственным образом влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Стимулирует ребёнка слушать и слышать, развивает реакцию на сигнал, развивает внимание, контактность, креативность, что является источником положительных эмоций.

Актуальность этого вида деятельности состоит в том, что он не только даёт учащимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт исполнительской деятельности, но и пробуждает интерес к народному творчеству, к классическому наследию, к джазовым композициям, а также к знакомству с творчеством современных композиторов и исполнителей.

Основная цель, которую я ставлю перед собой - развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение приёмами музицирования на простейших духовых инструментах. Возрождение интереса к исполнительской культуре и традициям домашнего музицирования у детей и подростков.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:

Образовательные:

  • научить правильному дыханию;

  • сформировать начальные навыки сольного и ансамблевого музицирования;

  • сформировать систему знаний, умений и навыков по основам элементарного музицирования;

  • обучить навыкам исполнительского мастерства.

Развивающие:

  • способствовать развитию инструментального слуха, постановки артикуляционного аппарата;

  • способствовать развитию координации, внимательности, реакции на сигнал, контактности;

  • содействовать развитию исполнительских способностей;

  • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром и новыми творческими коллективами.

Воспитательные:

  • воспитать чувство личной ответственности;

  • воспитать нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость и т.п.);

  • содействовать социальной адаптации ребёнка;

  • воспитывать художественный вкус и уважение к музыке, литературе;

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма, толерантности;

  • воспитать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения ребята будут:

  • знать строение блок-флейты и название её основных частей;

  • уметь разбирать и собирать инструмент;

  • владеть основными принципами дыхания, постановкой пальцев, рук и всего корпуса, извлечением звука в пределах октавы;

  • владеть основами музыкальной грамоты: размер, сильная доля, такт, затакт, длительности, синкопа, и т.д.

  • уметь составлять и исполнять ритмические партитуры;

  • владеть навыками ансамблевой игры в унисон;

  • иметь опыт публичного выступления на классных и школьных мероприятиях.

Оборудование урока: Флейты: свирель, блок-флейта, фортепиано, гитара, баян.






ХОД УРОКА

Музыкальное развитие ученика - воспитание его музыкального мышления и художественного вкуса, расширение его музыкального кругозора, развитие исполнительских навыков - является задачей, разрешение которой - основная цель всех этапов обучения, в том числе и начального» пишет Б.Я.Грач в своей работе «Основные методические положения начального периода обучения игры на фортепиано». Правильное начальное обучение игре на блокфлейте создаст благоприятные возможности для разностороннего и успешного развития ученика, формирования его музыкально-слуховых представлений и развития его музыкально-исполнительских способностей.

Ведущая роль в воспитании и обучения ученика принадлежит педагогу. Система индивидуальных занятий дает возможность педагогу в каждом отдельном случае строить свою работу, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Поэтому основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Занятия проходят два раз в неделю продолжительностью 40 минут. На уроке преподаватель сочетает словесное объяснение и исполнение произведения целиком или частично, что повышает интерес, внимание и активность ученика. Вся работа по освоению инструмента проводится на уроке с закреплением пройденного дома. На первых уроках очень важно объяснить ученику природу дыхания: разницу между физиологическим и исполнительским дыханием на доступном для его возраста уровне. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания: рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим.

Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Отработать дыхательные упражнения:

а) «Ветерок» - вдох через рот, выдох через сложенные трубочкой губы;

б) «Мельница» - вдох через рот, в положении стоя, руки в стороны, выдох через рот с наклоном вперед;

в) «Вини-Пух» - исходное положение стоя, руки прижаты ладонями к животу, вдох - живот надуваем, выдох - живот втягиваем;

г) Сделать полный, глубокий вдох, задержать его на 2-3 секунды. Затем, сложив губы как для свиста, не надувая при этом щек, выдохнуть с силой немного воздуха. Остановиться на мгновение, задержав воздух, и опять выдохнуть понемногу. Повторять, пока весь воздух не выйдет из легких.

Научить ученика правильной постановке с блокфлейтой, постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению на блокфлейте.

Постановка с блокфлейтой:

Перед большим настенным зеркалом ставим ученика так, чтобы он мог видеть своё отражение, по-возможности, в полный рост. Исходное положение: ноги на ширине плеч; опора на ногу, более удобную ребенку; руки держат блокфлейту, не прижимая к корпусу и не поднимая высоко вверх, силуэт ученика образует стилизованную букву «Ф». Положение рук на блокфлейте: левая рука вверху, правая - внизу.

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «детеше»:

Ноты извлекаются при помощи удара кончика или спинкой языка о входное отверстие инструмента на слоги «ту» или «та». Обратить внимание ученика на отделение звуков именно языком, а не прерыванием выдоха, т.к. при отделении нот дыханием звук получается нечетким, «размазанным». Необходимо следить, чтобы при исполнении мелодического рисунка пальцы точно совпадали с ударом языка.

Когда отработано звукоизвлечение приемом «детеше», приступаем к расстановке пальцев на блокфлейте.

Расстановка пальцев рук на инструменте:

Очень внимательно и серьезно отнестись к постановке пальцев рук детям, основными инструментами которых являются фортепиано или баян. Как правило, пальцы они «ставят» на отверстия кончиками пальцев, что ведет к неполному их закрытию. Объяснить ребенку, что необходимо закрывать отверстия серединкой подушечек пальцев, при этом кисти рук не должны зажиматься, а пальцы должны, по-возможности, ставиться под прямым углом к блокфлейте. Это обеспечит полное закрытие отверстий блокфлейты и ведет к точному звуковысотному интонированию нот. Ученику должно быть удобно держать блокфлейту. Важно: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента или поднимая вверх.

Обратить внимание ученика на знак цезуры, указанной в нотном тексте (запятая или галочка). Цезура - момент смены дыхания (делаем вдох).

Расстановка четырех пальцев левой руки на верхней части блокфлейты (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Петушок», «Дятел».

Расстановка четырех пальцев правой руки (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Кошечка», «Про Петю».

Ученику предлагается подобрать пройденные мелодии по слуху от предлагаемого педагогом звука.

Действительно, трудно определить время, которое потребуется для развития тех или иных навыков. Система индивидуальных занятий дает возможность педагогу в каждом отдельном случае строить свою работу, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Главным является направление, содержание и методы обучения и развития ученика. Для закрепления тех или иных приобретенных навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно. Наш репертуар на данный момент разнообразен. Произведения звучат с аккомпаниментом не только фортепиано, но и гитары, баяна.

  • «Под небом голубым» Б. Гребенщиков

-инструментальная партия блокфлейты близка по музыкальной интонации к вокальной партии, добиваемся певучего, кантиленного исполнения.

Упражнения для развития беглости игрового аппарата:

  • Этюд. Ю. Бондарев. Учитель обращает внимание:

- на чистоту интонирования,

-на близость пальцев к клавишам,

-на свободу кисти обеих рук,

-динамические оттенки.

  • Н. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя»

-работа над легато в исполнении пассажей из восьмых и шестнадцатых длительностей,

-разнообразием динамических оттенков,

-ритмическим ощущением пауз.

В репертуаре учащегося имеются произведения для исполнения в тематических концертах:

  • И. Штраус «Венский вальс»

-работа над агогикой,

-ритмическими особенностями музыки романтиков.

Музыка В. Шаинского «Чунга-чанга», «Антошка».

-работа над разнохарактерностью, различными образами в пьесах.

Подготовка к Всероссийскому конкурсу «Серебряная нота» в г. Долгопрудном

  • А. Варламов. «Красный сарафан». Инструментальное трио. Работа в ансамбле.

М. Шмитц. «Буги бой». Знакомство с особенностями джазовой музыки в ансамбле.

Подведение итогов: Приобщение детей к игре на этом инструменте никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение, начиная с младшего школьного возраста, многие ребята начинают свою исполнительскую деятельность в возрасте 10-11 лет. И вот здесь очень важно подобрать такой репертуар, чтобы у учащихся не пропал интерес к исполнительской деятельности на первоначальном этапе.


Литература для преподавателя:

  1. Боренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Просвещение, 1968.

  2. Виноградов л.В. Методическое пособие для учителя.- М.,1996.

  3. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т.- М., 1984, т.4.

  4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М., 2004.

  5. Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать.- М., 1996.

  6. Касьбанова С.А., Шурупов А.Ю. Лечебная педагогика в средней школе.-Краснодар, 1992.

  7. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М, 2004.

  8. Лобанова О.Ю. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку.// Дошкольное воспитание.-1997.-№4.

  9. Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций.- М., 1992.

  10. Покровский А. Учитель и ученик. Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. Издательство Советский композитор 1992

  11. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение?- Томск, 1993.

  12. Симановский А.Э.Развитие творческого мышления детей.- Ярославль, 1996.

  13. Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М.,2003.

  14. Струве Г.Хоровое сольфеджио.- М., 1979.

  15. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Издательство Едиториал УРСС, 2003.

  16. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа Издательство «АСТ» 2001.

  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

  18. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника).- М.,2006.

Литература для учащихся:

  1. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни. «Музыка», -М. 2001

  2. Туркина Е. «Флейта. Первые шаги» «Композитор». С-П. 2004

  3. Оленчик И. «Хрестоматия для флейты». «Современная музыка», М. 2001

  4. Салеев Б. «Ансамбль в классе флейты». «Антропософия», М. 1998

  5. Голиков В. «Пьесы для солирующих духовых инструментов и ансамблей».

«Владос», М. 2002

  1. Вишневский В. «Музыка, которую выбираю. Пьесы для флейты и фортепиано» «Композитор». С-П. 2000

  2. Покровский А. «Начальные уроки игры на блокфлейте». «Музыка», М. 1982

8


© 2010-2022