Конструкт урока музыки в 5 классе на тему Мир русской песни

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

Дата 27.11.2015

Класс: 5 «а»

УМК название, автор: В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 класс

Название раздела: Музыка и литература

Тема урока: «Мир русской песни»

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: интегрированный (литература, музыка).

Цель урока: изучить жанры и особенности русской народной песни

образовательная-научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен;

развивающая -развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле;

воспитательная-формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Планируемый результат:

-личностные: оценивают результаты деятельности

-метапредментные: познавательные (внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы); коммуникативные (осваивают диалоговую форму общения); регулятивные (организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике)

-предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение- русскую народную песню «Ах ты, степь широкая…»

Методы: беседа; проблемные вопросы; наводящие вопросы; собственный показ учителя; рассказ; игра на ДМИ; метод театрализации; звуковысотный метод, проговаривание слов звучным шепотом, утрированное произношение согласных «Р» и окончаний на «Т».

Средства обучения:

экранно-звуковые - презентация;

демонстрационные дидактические материалы - таблицы для практической работы;

технические средства - фортепиано, мультимедиа-аппаратура, компьютер, колонки;

Информационные источники:

  1. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева / сост. О.П.Власенко. - Волгоград : Учитель, 2012. - 165 с.

  2. Учебник В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 класс.

  3. Интернет-ресурсы

Этап урока (дидактические задачи этапа)

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

Результат(УУД)

Организационный

Муз. приветствие

«Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет,

Слышишь тонкий голосок,

Нам пора начать урок.

Динь-дон

Здравствуйте»


Слайд №1

«Динь-дон»

«Здравствуйте»

РУУД: проявляют эмоциональный настрой

Мотивационный

-За активную работу на уроке вы будете получать наклейки, а в конце урока у вас будет ждать музыкальный сюрприз. Ответы принимаются только по поднятой руке, ответы хором не засчитываются.

-Послушайте музыкальное произведение и подумайте, какой жанр у данного произведения?

-Повторим как мы слушаем музыкальные произведения?

Муз. загадка. «Ах, ты степь широкая»

-Какой жанр?

-Верно, а почему вы решили, что это песня?

-Как вы думаете, кто автор произведения?

-Мог ли кто-нибудь из композиторов написать такую песню или это народ?

-Мы прослушали русскую народную песню, скажите, а почему она народная? Какие средства музыкальной выразительности помогли нам узнать, что это русская народная песня?

-Обратите внимание на слайд верно ли вы ответили? Слайд №2

-Как вы думаете какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

-Запишите тему в тетрадь: «Мир русской песни» Слайд №3

-Сейчас еще раз прослушаем произведение. Песня называется «Ах, ты степь широкая». Прислушайтесь внимательно ко всем особенностям, которые мы обговорили и скажите, какой передан образ в этой песне?

-какой образ?

-Через что вы это поняли? Слайд №4


-в тишине

-песня

-потому что музыка+ слово

-народ

-потому песня протяжная, распевами, это характерно для песен, которые сочинял народ

Определяют тему урока.

Записывают в тетради тему


-образ природы, степи


КУУД излагают свое мнение, аргументируя его




РУУД: определяют цель, обнаруживают и формулируют проблему с помощью учителя;

ПУУД: воспринимают визуально и на слух музыкальное произведение, дают образную характеристику прослушанного произведения;

Актуализация знаний, выявление проблемы

-Какие народные песни вы знаете?

-Раньше песни были очень важны для народа, потому, что они были значимы, в их жизни они помогали им в труде, развлекали их на русских праздниках, погружали их в историю и многое другое.

Русские народные песни имеют очень разнообразные жанры

-Какие жанры народных песен вы знаете?

(-если в песне отражался труд, история, солдатская жизнь? То какой жанр у этой народной песни?

-Песни, под которые танцевали, водили хороводы?

-Давайте проверим, верно ли вы ответили. Посмотрите на Слайд №5

-у вас на партах лежат таблицы, в 1 колонке написаны названия произведений, которые сейчас прозвучат, а во 2 колонке запишите название жанра, к которому относится эта песня.

- поменяйтесь таблицами. И проверьте друг у друга записи. Я буду называть правильный ответ. А вы правильный ответ обозначайте галочкой, неправильный минус. Если все ответы правильны, то отметка 5; 1-2 ошибка- отметка 4; 3-4 ошибки отметка 3; если более 4 ошибок отметка 2. (Слайд №6 )

-Поставьте оценки и сдайте листочки.

-послушайте еще одну песню и скажите, композиторская она или народная?

-композиторская или народная? почему?

-Какие особенности народной песни присутствуют здесь?

-Эта песня, называется «Как у наших у ворот» мы с вами сегодня разучим

-Но прежде чем начать петь, нужно хорошо распеться.

«Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь,

Ноги в пол упри сильней, спинку выпрями скорей,

Руки, плечи все свободно-петь приятно и удобно»

Распевание по фонопедическому методу Емельянова.

Слайд №7 (слова песни)

Если возникнут трудности с ритмом во второй части прохлопать ритм, звуковысотный показ, работа над дикционной и интонационной четкостью, работа над распевами, проговаривание слов звучным шепотом, утрированное произношение согласных «Р» и окончаний на «Т».

-У кого 6 наклеек? У кого 5?

-Те, у кого больше всего наклеек будут играть главные роли. Выходите. Распределяю роли.

-Остальные делятся пополам. Одна часть будет хором, а другая оркестром.

-После песни опросить хор как сыграли свою роль главные герои, у главных героев спросить, как сыграл оркестр, а у оркестра как спел хор.

-«Во саду ли в огороде», «Валенки», « во поле береза стояла» и т.д.….


-плясовая, лирическая, трудовая, историческая, солдатская, шуточная



Оценивают работу

Слушают и определяют

-народная, потому что здесь присутствуют особенности народной песни такие как повторность, распевы и т.д.

РУУД: принимать и сохранять учебные цели и задачи

КУУД: участвовать в диалоге слушать и слышать другого

РУУД: Оценивать степень успешности достижения цели по критериям

РУУД: аргументировать своё мнение

Рефлексия

Слайд №8 1. мне было интересно...
2. мы сегодня узнали…
3. мне было трудно…
4. на следующем уроке я хочу…

РУУД: Осуществлять рефлексию, самооценку и самоконтроль по своей деятельности

Домашнее задание

Послушать 3-5 народных песен, о которых не прозвучали на уроке, и запишите их названия и жанр, к которому они относятся в тетрадь.



© 2010-2022