1 класс 2 четверть 6 урок Тема: Волшебный инструмент, открывший дорогу добру

1 класс  2 четверть  6 урок Тема: Волшебный инструмент, открывший дорогу добру.   Цель урока:  Продолжить знакомство с инструментами разных народов.   Задачи: Воспитательная: 1.Формировать интерес к музыке.  2.Воспитывать уважение и интерес к народной музыке. Образовательная: 1.Продолжить беседу о тембрах музыкальных инструментов. 1.Закрепить понятие тембр на примере казахского народного инструмента. 2.Познакомить с домброй. Обучающая: 1.Учить учащихся определять по тембру различные музыкальн...
Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 класс 2 четверть 6 урок

Тема: Волшебный инструмент, открывший дорогу добру.

Цель урока:

Продолжить знакомство с инструментами разных народов.

Задачи:

Воспитательная:

1.Формировать интерес к музыке.

2.Воспитывать уважение и интерес к народной музыке.

Образовательная:

1.Продолжить беседу о тембрах музыкальных инструментов.

1.Закрепить понятие тембр на примере казахского народного инструмента.

2.Познакомить с домброй.

Обучающая:

1.Учить учащихся определять по тембру различные музыкальные инструменты.

Развивающие:

Развивать музыкальные способности при пении ;слух, ритм, память.

Ход урока.

I Орг. момент

Музыкальное приветствие

II. Повторение пройденного материала. Распевание.

III. Объяснение новой темы

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с историей происхождения народных инструментов.

Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра. В 2010 году домбра - казахский народный инструмент - была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахский кюй (музыкальную пьесу) «Кенес». Техника игры на домбре схожа с методами игры наДомбра Казахстан других щипковых инструментах: левая рука музыканта свободно скользит по грифу (рукоятке), а при помощи пальцев правой руки, ударяющих по обеим струнам, извлекается звук. Певучие, бархатистые, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих джайлау с мирно пасущимися стадами. Но стоит усилить звучание струн, и мелодия устремляемся вслед за табуном жеребцов, скачущих по пастбищу. В степных напевах домбры можно уловить шелест трав и звон ручьёв, ликованье птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. Подобно русским скоморохам, казахские народные сказители акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя одни кюи за другими. Всего за 2 - 4 минуты (время звучания одного кюя) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплое, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.

Устройство домбры

Являясь родственницей балалайки, домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинный гриф, на шейке которого крепятся металлические лады. Зажимая струны между ладами, можно получить более мелодичный звук. Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом» означает «звук», а «бра» - «настраивание струн». Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырубают корпус из древесины твёрдых пород - клёна, дуба, сосны. Изготовление каждой детали домбры и в особенности деки с пружиной, служащей усилителем звука, требует точности и выдержки. Погрешность даже в 1 миллиметр приводит к хрипам и дребезжанию во время игры. Раньше на корпус домбры натягивали натуральные струны - из бараньих кишок, поэтому инструмент издавал более глубокий, низкий и глухой звук. Так как низкий настрой неудобен для исполнения оркестровых классических произведений, домбру европеизировали, заменив её струны полимерными.

История домбры и легенда о происхождении инструмента

Археологические находки свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. Так, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тыс. лет назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. В Алматинской области были обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру по форме. Домбре посвящены легенды, одна из них гласит, что однажды некий герой-богатырь, уставший от ратных подвигов, по пути к себе в юрту решил отдохнуть. Из орехового дерева богатырь высек самоделку, натянул на её струны из конских волос и попытался сыграть на инструменте, но тот молчал. После безуспешных попыток воин заснул, и вскоре его разбудила мелодия, издаваемая самоделкой. Богатырь обнаружил, что кто-то прикрепил деревянный порожек в месте соединения головки с шейкой грифа. Воин решил, что это дело рук шайтана (злого демона), и с тех пор в народе за верхним порожком домбры закрепилось название «шайтан-тиек». В XXI веке, в эпоху электронной музыки домбра по-прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские этно-рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и кричащих рок-гитар, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников.

Слушание звучание домбры.

Работа над песней. Обратить внимание на характер, дикцию, звукоизвлечение.

Рефлексия урока: что нового узнали? Что понравилось?



© 2010-2022