- Преподавателю
- Музыка
- УРОК БЫЛИННЫЙ ГЕРОЙ В ИСКУССТВЕ
УРОК БЫЛИННЫЙ ГЕРОЙ В ИСКУССТВЕ
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | АМАНОВА А.З. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Егорьевская средняя общеобразовательная школа»
МУЗЫКА - 7 класс (№12)
«Эпические образы в музыке»
Былинный герой в искусстве. Садко.
Интегрированный урок (литература + музыка).
Подготовила и провели:
учитель музыки Аманова А.З.
учитель литературы Абзелилова А.С.
Цель урока: закрепить знания о былинах и их художественных особенностях;
Задачи урока:
Образовательные:
-
показать своеобразие и поэтичность былины "Садко";
Развивающие:
-
совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста;
-
развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения;
-
формирование понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства;
-
пробуждение интереса к истории своей страны;
Воспитательные:
-
воспитание интереса к устному народному творчеству;
-
воспитание патриотических чувств, любви к Родине;
-
приобщение учащихся к сокровищницам отечественной музыкальной классики;
-
воспитание эстетических чувств;
Методы:
-
повторение пройденного методом анкетирования;
-
сообщения учеников, выразительное чтение, элементы анализа текста, музыкальных фрагментов;
-
рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
-
работа учащихся с наглядными пособиями (иллюстрации, схема синквейна, таблица эмоционального настроения, музыкальный словарик);
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, видеофрагменты оперы "Садко", раздаточный материал, иллюстрации картин.
Эпиграфы урока:
В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.
(В.П. Аникин)
Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют и обогащают усиливают наши переживания.
(В.М. Самигулина)
Ход урока
Учитель литературы:
- Уже много сотен лет назад повелось на Руси петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки.
Повторение пройденного материала анкетированием.(понятие былины, отличие от других литературных жанров, особенности былин.)
- Как исполнялись былины?
Учащиеся:
- Былины проговаривали нараспев, часто в сопровождении гуслей. На гуслях играли гусляры.
Учитель музыки:
- Гусли - это один из древнейших инструментов славян, появившийся почти 2 тысячи лет назад. В былинах гусли называют яворчатыми или яровчатыми, т. к. делали их обычно из белого клена - явора. Звучание гуслей
У.л:
- На какие два цикла делились все былины.
Учащиеся вспоминают о двух циклах былин.
Уч.:
- Киевский (былинные герои, прославившиеся ратными и трудовыми подвигами. "Илья Муромец и Соловей - разбойник", "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Добрыня Никитич и Змей", "Вольга и Микула Селянинович")
Работа с иллюстрациями (портрет Васнецова, картина "Богатыри")
- Новгородский (былины о купеческом сословии, самая яркая былина "Садко")
Работа с текстом по содержанию былины.
Выразительное чтение, работа с иллюстрациями.
Учащиеся находят в былине текстовые фрагменты, соответствующие данным иллюстрациям.
У.л.:
Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным описанием, былины сыграли видную роль в развитии русского искусства - литературы, живописи, музыки.
Работа с иллюстрациями (портрет И.Е. Репина, картина "Садко в подводном царстве")
Обращение к эпиграфу (Самигулина)
У.м.:
- Былины вдохновляли не только художников, но и композиторов на создание своих произведений. (Слово о композиторе Н.А. Римском - Корсакове).
Работа с музыкальным словариком.(опера)
Слушание увертюры к опере "Садко"
У.м.:
- Как в музыкальном словаре называется вступление к опере?(увертюра)
Учащиеся раскрывают характер увертюры при помощи таблицы эмоционального настроения.
- Римский - Корсаков написал оперу на основе текста былины "Садко". Как называется литературный текст оперы? (либретто)
Видеофрагменты из оперы:
1. "Заиграйте, мои гусельки" (учащимся предлагается "стать"). Работа таблицей эмоционального настроения.
2. "Колыбельная Волховы" Работа таблицей эмоционального настроения.
Краткая сравнительная характеристика былины и оперы (сюжет, новые герои).
У.л.:
- Какими качествами обладает наш герой Садко?
Ответы детей с подробными комментариями и выдержками из текста.
Обращение к эпиграфу (Аникин)
Актуальность былин, связь времен и поколений.
У.м.:
Обобщение. Учащиеся отвечают на вопросы.
Вывод.
У.л.:
Ключевые слова урока.
Написание синквейна.