Конспект по музыке на тему

Конспект урока по музыке в 1 классе "Музыкальная азбука" по программе авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.Цель урока: повторение материала, ознакомление  с музыкальной азбукой(нотной записью).Задачи урока: воспитывать культуру слушания музыки, активность, интерес к предмету, наблюдательность; провести параллель между словесной азбукой и музыкальной.Познакомить обучающихся с новыми музыкальными терминами.Виды музыкальной деятельности на уроке: Музыкально-образовательная: повторить понятия: регист...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по музыке на темуКонспект по музыке на темуКонспект по музыке на темуКонспект по музыке на темуМуниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 21

Копейского городского округа







По программе «Музыка. 1 класс» для общеобразовательных учреждений авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.





Составила:

Учитель музыки

Волкова А.С.






2010г

Класс: 1

Тема: Музыкальная азбука

Цель урока: повторение материала; ознакомление с музыкальной азбукой ( нотной записью)

Задачи урока:

Воспитывающие: воспитывать культуру слушания музыки, активность, интерес к предмету, наблюдательность.

Образовательные: провести параллель между словесной азбукой и музыкальной. Познакомить учащихся с новыми музыкальными терминами.

Развивающие: развивать

  1. Общие музыкальные способности (память, внимание, эмоции)

  2. музыкальные способности (музыкальный ритм, музыкальная память)

  3. вокально - хоровые навыки ( интонация, дикция)

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-образовательная: повторить понятия: регистр, малые музыкальные жанры. Новые понятия: ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ.

Восприятие: П.И. Чайковский «Детский альбом»: марш деревянных солдатиков, полька, сладкая греза»; В. Герчик ,сл. Н. Френкель «Нотный хоровод»

Исполнительство:- А. Островский «Азбука»

- О. Юдахин «Домисолька»

Творчество: - марш деревянных солдатиков - маршируем

- полька - танцуем (подскоки)

- сладкая греза ( пластическое интонирование ручками)

- В. Герчик, сл. Н. Френкель «Нотный хоровод» - водим хоровод

Оборудование к уроку: магнитофон, доска, мел; ноты песен А. Островский «Азбука», О. Юдахин «Домисолька», П.Чайковский «Детский альбом».

Дополнительные материалы: иллюстрации

Структура урока:

Организационный момент

Музыкально-образовательная деятельность: повторение материала, объяснение нового материала

Исполнение (А. Островский «Азбука»)

Музыкально-образовательная деятельность: объяснение нового материала

Восприятие ( В. Герчик, сл. Н. Френкель «Нотный хоровод»)

Исполнение ( вокально- хоровая работа)



Ход урока

Этапы

Задачи каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный

Организовать учащихся на урок

Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте.

Музыкально -образовательная деятельность: повторение материала

Развивающие: развитие

  1. общих музыкальных способностей ( память, внимание)

  2. 2)музыкальных способностей( музыкальная память)

Сегодня мы с вами поговорим о музыкальной азбуке.

Но вначале с вами вспомним, какие три малых музыкальных жанра мы знаем?

Молодцы. Это песня, танец, марш.

И сейчас поиграем в игру «Угадай три музыкальных жанра»: я исполняю произведение, а вы угадываете, к какому малому музыкальному жанру оно относится, как оно называется, и кто его написал.

Хорошо, а кто такой П.И.Чайковский?

В какой альбом входят все эти произведения, т.е. марш деревянных солдатиков, полька, сладкая греза.


Дети отвечают на поставленные вопросы.

Творчество

А сейчас мы проверим ,как хорошо вы запомнили три малых музыкальных жанра.

Итак, если звучит марш - вы маршируете (тихонько, не отрывая носочков от пола), если звучит полька - танцуете (делаете тихонько подскоки) и если это песня - пластическое интонирование ручками (т.е. у нас поют ручки).

Умнички. Малые музыкальные жанры вы хорошо запомнили.

- А кто мне скажет, какие три регистра мы с вами знаем.

В игре «Мама, мама», - ребенок, в каком регистре говорит,

-мама, в каком регистре говорит?

- гости, в каком регистре говорят?

Молодцы. Повторяем все вместе. Приготовили ручки.

Хорошо. А теперь делимся на три группы:

  1. ребенок

  2. мама

  3. гости.

А теперь я исполняю произведение в разных регистрах. Ваша задача догадаться в каком регистре оно звучит.


Дети выполняют задание


Дети отвечают на поставленные вопросы.

Играем в пальчиковую игру «Мама, мама»

Музыкально -образовательная деятельность: объяснение нового материала.

Воспитывающие:

Воспитать интерес к предмету, активность, наблюдательность.

Развивающие: развитие

1) общих способностей (память, внимание, эмоции)

2) музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память)

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

Что это?

Правильно, это азбука и еще название наше песни.

1)Исполняем песню все вместе

2) 1 куплет - мальчики

2 куплет - девочки

3 куплет и припевы- все вместе

Дети отгадывают загадку.

Исполнение песни А. Островского «Азбука»

Музыкально - образовательная деятельность. Объяснение нового материала.

Воспитывающие:

Воспитать интерес к предмету, активность, наблюдательность.

Развивающие: развитие

1) общих способностей (память, внимание, эмоции)

Итак, мы с вами вспомнили, что в русском алфавите 33 буквы.

- А кто знает, сколько нот в музыке?

Правильно,7.

Без этих нот никто не может обойтись, т.к. все музыкальные произведения записываются при помощи нот.

Итак,

Музыкальная азбука - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. И так, в путь!

В стране музыки жители живут в пятиэтажном доме (иллюстрация). Этот дом называется - «нотоносец» или другое его название «Нотный стан».

Давайте, посчитаем этажи, точно это пятиэтажный дом или нет. Итак, 1 линеечка -1 этаж, 2 линеечка - 2 этаж и т.д.

-сколько получилось этажей?

Значит, нотный стан у нас состоит из 5 линеечек, 5 этажей. В этом музыкальном доме живет большая дружная семья - «Ноты».

Мы знаем с вами, что основных нот 7.

- А кто-нибудь знает, как их зовут?

Молодцы, итак, еще раз знакомимся с именами нот: До, Ре, Ми, Фа, СОЛЬ, ЛЯ, Си.(иллюстрация )

И теперь все вместе повторяем название нот.

А теперь пропиваем эти нотки.

Молодцы. А теперь играем в нотный стан.

Приготовили левую ручку - это у нас нотный стан, т.к. здесь 5 линеечек. Правой ручкой показываем нотку на «нотном стане» и поем. Будьте очень внимательны. Я показываю и пою нотку, вы вместе со мной.

- по порядку

- в разброс

- учитель показывает ,что за нотка, а учащиеся отвечают.

Замечательно.

Итак, мы с вами выяснили, что основных нот 7, и они живут в замечательном доме, который как называется?

А вот чтобы попасть в дом ,нам что нужно? Чем открывается дом?

Правильно, нам нужен ключ. Наши дома открываются обычным ключиком, а вот чтобы открыть наш музыкальный домик, т. е. нотный стан, нам нужен Скрипичный ключ или второе его имя ключ соль.

Ключ соль называется так потому, что начало завиточка рисуют на второй строчке, там где живет нота соль.

И вот теперь, после чего наш домик открылся, нотки выстроились в ряд - получился звукоряд.(Иллюстрация )

- Кто мне скажет, когда нотки записываются подряд то, как это называется?

Итак, в домике «нотоносце» как и в любом другом доме, этажи начинаются снизу. Все ноты - жильцы никогда не перепутают свое место в домике.

Нота ДО - ниже всех, у нее своя добавочная линеечка.

Рядом с До - живет нотка РЕ. На первом этаже обитает нотка Ми. Между первым и вторым этажом живет нота ФА, ее соседка нота СОЛЬ живет на втором этаже. Между вторым и третьем этажом живет нота ЛЯ, она очень дружит со своей соседкой, которая живет на третьем этаже, нотой Си. И последняя нотка живет между 3 и 4 этажами - это тоже нота ДО (родственница первой нотки ДО).

Итак, звуки у нас выстроились в ряд ,получился звукоряд.

И сейчас мы с вами поиграем в «Пианино»: делимся на нотки - первая команда- нота ДО, дальше - нотка - РЕ, третья команда- МИ , четвертая команда - ФА, пятая команда - СОЛЬ и шестая команда - ЛЯ.

- Все я нотки назвала?

- какой нотки не хватает?

Раз не хватает нотки Си, а вы все заняты, то этой ноткой буду я.

А теперь все встали. Условия игры таковы: я пою нотку, и названная нотка приседает и при этом поет свою нотку.

Будьте внимательны.

Дети отвечают на поставленные вопросы.







Дети отвечают на поставленный вопрос.

Дети проговаривают, пропевают название нот

Дети играют в нотный стан.



Дети отвечают на поставленный вопрос



Дети отвечают на поставленный вопрос.








Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Играем в пианино

Восприятие

Музыкально - образовательная деятельность

Воспитывающие:

Воспитать интерес к предмету, активность, наблюдательность.

Развивающие: развитие

1) общих способностей (память, внимание, эмоции)

Послушайте произведение и подумайте, о чем оно?

(после прослушивания)

- В каком малом музыкальном жанре оно написано?

- В каком характере?

Произведение, которое мы только что прослушали ,называется «Нотный хоровод»

- Кто мне скажет, что такое хоровод?

Повторное слушание

Сейчас мы с вами еще раз послушаем и станцуем хоровод (вызывается несколько детей).

Слушание

Дети отвечают на поставленные вопросы.


Несколько человек танцуют хоровод.

Исполнение

Воспитывающие:

Воспитать интерес к предмету, активность, наблюдательность.

Развивающие: развитие

1) общих способностей (память, внимание, эмоции)

2) музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память)

3) вокально- хоровых навыков ( чистое интонирование мелодии, четкая дикция, хороший унисон)

Про музыкальную азбуку написано немало песен и одну из них мы сегодня с вами выучим.

Послушайте произведение «Домисолька», подумайте, в каком характере она звучит?

Исполняет учитель.

Разучивание песни:

- разучивание слов

- разучивание ритма

- разучивание мелодии

Восприятие

( Юдахин. «Домисолька»)

Дети отвечают на поставленный вопрос

Разучивание песни

Итог

Посмотрите на картинку.(иллюстрация)

- здесь все нотки или, какая - то нотка убежала?

- какой нотки не хватает? Какая от нас убежала?

- Сколько всего основных нот? Перечистите.

- всё остальное на месте или с ноткой Соль еще кто-то ушел гулять?

- Какого ключа здесь не хватает? Каким ключиком можно открыть домик, где живут нотки?

- Как называется домик, в котором живут нотки?

- сколько линеечек, этажей в нотном стане?

Дети отвечают на вопросы.







© 2010-2022