- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыке «Море, ты могуче!»
Конспект урока по музыке «Море, ты могуче!»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ведрашко Е.Е. |
Дата | 06.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия» город Сургут.
Урок- презентация для 4 класса: «О, море- ты могуче!».».
Подготовила учитель музыки:
Ведрашко Елена Евгеньевна.
Введение.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и "энергия мышления" даже у самых инертных детей. "Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека", - Сухомлинский. Технологизация жизни общества в значительной степени обедняет эмоционально-чувственную сферу детей. По нашим наблюдениям современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, испытывают трудности общения со сверстниками и взрослыми, недостаточно духовно и интеллектуально развиты. Именно действие музыки несравнимо с другими видами деятельности по степени воздействия на ребенка, на его нервную систему, на активизацию энергетических процессов, а значит и на организацию восприятия, мышления. Об огромном воздействии музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена.
Для меня главное - воспитать способность эмоционально откликаться на музыку и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Если в детстве донести до сердца ребенка красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Только в том случае, когда включаются наши эмоции, чувства, мысли приобретают индивидуальность, окрашиваются нашим внутренним светом.
Отсюда задача - подготовить детей к восприятию и пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности.
Развитие интереса к музыкальному искусству, усиление его воспитательного воздействия требует постоянного внимания к личности ученика. Недостаточно научить его каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке, важно пробудить постоянную потребность в общении с ней.
На занятиях музыки происходит знакомство ребят с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся. Свои занятия я стараюсь строить как единый спектакль, в котором единая художественная и духовная деятельность учителя и ученика, где роль учеников не вторична, а равноправна. Ребята являются не зрителями, а участниками спектакля. Созданию таких уроков мне помогают различные методы музыкального воспитания. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
-
Например, метод художественного анализа.
-
метод художественного моделирования.
-
При сравнительной характеристики музыкальных образов использую метод тождества и контраста.
-
Метод использования широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
На своих уроках стараюсь создать проблемную ситуацию, чтобы дети могли высказать собственное мнение к произведению, к событию или факту, собственное мнение, пусть не во всем верное. Привожу различные высказывания о музыке, пении, исполнительном искусстве. Прослушав их, учащиеся начинают размышлять. Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает сценарии, планирует кульминации. Таким образом уроки становятся похожи на театральный спектакль.
На уроках используются следующие принципы:
-
Отказ от примитивной логизации и опора в общении с искусством на художественно-образную информацию.
-
Формирование понятий путем накопления зрительного, слухового, тактильного опыта, через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, через исследовательскую деятельность.
-
Опора на принцип интегрированного использование различных видов искусств.
-
Концентрический, спиралевидный принцип. Он позволяет применить усвоенное и познать новое на каждом этапе музыкального и общего развития ребенка.
5.Принцип природосообразности.
6.Целостности, доступности, научности.
Данный урок разработан и составлен в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования.
Урок- презентация «О, море - ты могуче!».
Цели и задачи:
- Формирование духовной культуры, «родственного» отношения к миру посредством искусства на примере музыки Римского-Корсакова.
-Развитие ассоциативного, образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры. Обогащение интонационного словаря учащихся.
-Воспитание патриотических чувств, любви к родной природе, толерантного отношения к народам других государств. Воспитание эстетического вкуса и любви к оперному жанру.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: урок- путешествие.
Оборудование: Компьютерная презентация слайдов к уроку, музыкальный центр, музыкальные фрагменты из оперы «Садко», отрывки из симфонической сюиты «Шехеразада», музыкальный инструмент- фортепиано, музыкальные инструменты для детей: блок-флейта.
Ход урока.
У: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по разным странам. -Вы любите путешествовать?
-Расскажите, кто из вас был в других странах?
-А можно ли путешествовать не выходя из стен комнаты? (ответы детей)
-Сегодня мы тоже с вами отправимся в путешествие, В путешествие по морю, а поможет нам в этом музыка. (Слайд №2). Она перенесет нас в разные страны мира.
-Кто-нибудь из вас видел море?
-Опишите его пожалуйста.
-Представьте, что вы художники, каким бы вы его нарисовали? Какие бы краски использовали?
Ответы детей. (Слайд № 3, №4)
У: Наверное многие ребята хотят связать свою жизнь с морем, но даже те, кто никогда не получит морскую профессию, вряд ли смогут остаться равнодушными при виде моря.
Море издавна привлекало к себе людей своей загадочностью, непредсказуемостью. В древности, преклоняясь перед грозной стихией моря, люди приносили ему жертву. Они верили, что у моря есть свой царь-Нептун, его нельзя гневить, иначе он поднимет бурю на море и погубит все корабли, идущие по нему.
-Я просила найти в библиотеке древнегреческие мифы, рассказывающие о большом путешествии по морю.
Д: Это миф об отважных аргонавтах, отправившихся за золотым руном. В мифах встречаются образы сирены-полуженщины, полурыбы, которых чудесными «сладкими» голосами зазывали проходящие корабли к берегу и корабли разбивались о прибрежные скалы. Сирены олицетворяли собой коварность моря.
Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря, у музыки и у человека много общего. Давайте вместе попробуем отыскать эти черты.
-Сегодня мы познакомимся с музыкой из оперы-былины «Садко».
-Напомните, что такое опера?
Ответы детей.
Опера начинается со вступления. Послушайте фрагмент вступления и попробуйте охарактеризовать услышанное.
(Звучит вступление из оперы «Садко» «Океан-море синее).
У: Какую картину вы бы нарисовали?
Д: Солнце, синее море, корабль с белым парусом на волнах, всплеск волн).
У: Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов: «Море было…» и дальше использует только прилагательные…
(Запись на доске в «виде солнышка»:
Море- спокойное, доброе, ласковое,
приветливое, взволнованное, и т.д.)
У: Как вы думаете, применимы ли записанные прилагательные для того, чтобы охарактеризовать настроение человека?
Д: Конечно.
У: А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства? (слайд №5,№6)
Д: Музыка- искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.
У: Все верно, музыка передает настроение, постоянно находится в движении, изменяется, и каждый воспринимает эти изменения по-разному.
-Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии?
Д: постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному.
У: Эти черты заметили и музыканты. С помощью музыкальных средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии.
-Перечислите средства музыкальной выразительности, которыми пользуются композиторы, для передачи музыкального образа?
Д: темп, динамика, регистр, лад, тембр.
У: Море, в произведениях композиторов обладает собственным характером, и даже может являться полноправным участником событий.
-А можем ли мы голосом изобразить волну? ( упражнения Емельянова)
Итак, мы сказали, что у моря тоже могут быть смены настроения. Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом. (Слайды 7 штук)
Перемены в настроении моря Пушкин очень тонко подметил в своих стихах.
- Вспомните такие строки, где описывается море:
1) Вот пошел старик к синему морю
Видит, море слегка разыгралось. (Слайд №13)
2) Вот пошел он к синему морю
Помутилося синее море (Слайд №14)
3) Пошел старик к синему морю
Не спокойно синее море (Слайд №15)
4) Старичок отправился к морю
Почернело синее море
5) Вот идет он к синему морю,
Видит на море черная буря.
6) Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют.
-
(если озвучить эти стихи, как меняются средства музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр (ответы детей))
-
Помутилося синее море
-
Слегка разыгралось
-
Не спокойно синее море
-
Почернело синее море
-
Черная буря
-
Вздулись сердитые волны,
-
Ходят, так воем и воют.
У: Обратите внимание на еще один портрет. Кто это? (Слайд №12)
-Почему он вдруг появился рядом с портретом Римского-Корсакова?
Д: Римский- Корсаков писал музыку на сказки Пушкина.
У: Море издавна привлекало к себе писателей, поэтов, художников и музыкантов. А еще одного и другого называют великими сказочниками. Пушкина- в литературе, а Римского-Корсакова в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором.
-А что вы знаете об этом великом русском композиторе?
Д: Римский- Корсаков с детства мечтал о море. Он сам был моряком. Любил море….(рассказ детей о Римском-Корсакове).
У: Хотя впоследствии он и оставил морскую профессию, став композитором, профессором Петербургской консерватории, но он остался верен морю, во многих его произведениях встречается образ моря. Вспомните, в каких?
Д: И в симфонической сюите «Шехеразада», и в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане»- есть замечательные картины моря.
У: Сегодня мы послушаем отрывок из симфонической сюиты «Шехеразада»
I часть «Море и Синдбадов корабль».
-Какое здесь море?
Д: Море неспокойно. Корабль подбрасывают волны- их изображает группа струнных инструментов. Море волнуется и бушует, почти шторм, то плавное покачивание на волнах передают деревянные- духовые инструменты. И снова море волнуется и бушует. Оно переменчиво.
У: Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили картину бушующего моря?
Д: Темное, почти черное, небольшой корабль взлетающий на волнах.
У: Какая картина может служить иллюстрацией к прозвучавшему отрывку?
Д: «Девятый вал» Айвазовского.
У: Айвазовский был художником, который рисовал почти только море- то спокойное, светлое, чистое, то гневное, темное, коварное
И Римский- Корсаков, и Пушкин наделяют море прямо-таки человеческими чертами. Пушкин тоже относился к морю как к живому существу, послушайте:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником.
У: Сейчас прозвучит еще одно музыкальное произведение, которое так и называется «Море», а вы поможете в этом игрой на флейте.
( Игра на флейте. Слайд №17)
Итог: Ребята, вы сегодня услышали лишь малую часть произведений о море, а их великое множество.
-Чем же так привлекало море писателей, художников, музыкантов?
Д: Тем, что море никогда не бывает одинаковым, оно непредсказуемо. В этом сходство моря и человека- ведь человеческие чувства очень разнообразны. В человеке переплетается добро и зло- у моря также неразрывно связаны гневная стихия и лазурная гладь воды. Нередко сравнивают бурю на море и смятение человеческой души.
У: Именно это и есть причина того, что море привлекало и будет привлекати поэтов и музыкантов, художников и писателей. Я хочу чтобы в вашей душе поменьше было бурь и волнений и вас окружали всегда добрые и надежные люди. Я хочу закончить наш урок песней.
(Исполняется песня «Морская песенка» муз. Плотниковой.)
Слайд №18)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Беркман Т. Л. О методах формирования музыкально-слухового представления. Музыка в школе - М., 2008.
2. Головская К.В. Детское музыкальное творчество как метод Музыка в школе-М., 2007
3. Егина Н.Ритмика. О роли ритма - МЛ 980
4. Затямина Т.А. «Современный урок музыки» 2007
5. Шацкая В.Н. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. Музыка в школе - М., 2006