Конспект урока по музыке «Море, ты могуче!»

"Описание материала: Цели и задачи: Формирование духовной культуры, «родственного» отношения к миру посредством искусства на примере музыки Римского-Корсакова. Развитие ассоциативного, образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры. Обогащение интонационного словаря учащихся. Воспитание патриотических чувств, любви к родной природе, толерантного отношения к народам других государств. Воспитание эстетического вкуса и любви к оперному жа... Форма проведения: урок- путешествие.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия» город Сургут.









Урок- презентация для 4 класса: «О, море- ты могуче!».».















Подготовила учитель музыки:

Ведрашко Елена Евгеньевна.













Введение.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и "энергия мышления" даже у самых инертных детей. "Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека", - Сухомлинский. Технологизация жизни общества в значительной степени обедняет эмоционально-чувственную сферу детей. По нашим наблюдениям современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, испытывают трудности общения со сверстниками и взрослыми, недостаточно духовно и интеллектуально развиты. Именно действие музыки несравнимо с другими видами деятельности по степени воздействия на ребенка, на его нервную систему, на активизацию энергетических процессов, а значит и на организацию восприятия, мышления. Об огромном воздействии музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена.

Для меня главное - воспитать способность эмоционально откликаться на музыку и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Если в детстве донести до сердца ребенка красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.

Только в том случае, когда включаются наши эмоции, чувства, мысли приобретают индивидуальность, окрашиваются нашим внутренним светом.

Отсюда задача - подготовить детей к восприятию и пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности.

Развитие интереса к музыкальному искусству, усиление его воспитательного воздействия требует постоянного внимания к личности ученика. Недостаточно научить его каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке, важно пробудить постоянную потребность в общении с ней.

На занятиях музыки происходит знакомство ребят с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся. Свои занятия я стараюсь строить как единый спектакль, в котором единая художественная и духовная деятельность учителя и ученика, где роль учеников не вторична, а равноправна. Ребята являются не зрителями, а участниками спектакля. Созданию таких уроков мне помогают различные методы музыкального воспитания. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

  • Например, метод художественного анализа.

  • метод художественного моделирования.

  • При сравнительной характеристики музыкальных образов использую метод тождества и контраста.

  • Метод использования широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

На своих уроках стараюсь создать проблемную ситуацию, чтобы дети могли высказать собственное мнение к произведению, к событию или факту, собственное мнение, пусть не во всем верное. Привожу различные высказывания о музыке, пении, исполнительном искусстве. Прослушав их, учащиеся начинают размышлять. Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает сценарии, планирует кульминации. Таким образом уроки становятся похожи на театральный спектакль.

На уроках используются следующие принципы:

  1. Отказ от примитивной логизации и опора в общении с искусством на художественно-образную информацию.

  2. Формирование понятий путем накопления зрительного, слухового, тактильного опыта, через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, через исследовательскую деятельность.

  3. Опора на принцип интегрированного использование различных видов искусств.

  4. Концентрический, спиралевидный принцип. Он позволяет применить усвоенное и познать новое на каждом этапе музыкального и общего развития ребенка.

5.Принцип природосообразности.

6.Целостности, доступности, научности.

Данный урок разработан и составлен в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования.




Урок- презентация «О, море - ты могуче!».


Цели и задачи:

- Формирование духовной культуры, «родственного» отношения к миру посредством искусства на примере музыки Римского-Корсакова.

-Развитие ассоциативного, образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры. Обогащение интонационного словаря учащихся.

-Воспитание патриотических чувств, любви к родной природе, толерантного отношения к народам других государств. Воспитание эстетического вкуса и любви к оперному жанру.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: урок- путешествие.

Оборудование: Компьютерная презентация слайдов к уроку, музыкальный центр, музыкальные фрагменты из оперы «Садко», отрывки из симфонической сюиты «Шехеразада», музыкальный инструмент- фортепиано, музыкальные инструменты для детей: блок-флейта.


Ход урока.


У: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по разным странам. -Вы любите путешествовать?

-Расскажите, кто из вас был в других странах?

-А можно ли путешествовать не выходя из стен комнаты? (ответы детей)

-Сегодня мы тоже с вами отправимся в путешествие, В путешествие по морю, а поможет нам в этом музыка. (Слайд №2). Она перенесет нас в разные страны мира.

-Кто-нибудь из вас видел море?

-Опишите его пожалуйста.

-Представьте, что вы художники, каким бы вы его нарисовали? Какие бы краски использовали?

Ответы детей. (Слайд № 3, №4)

У: Наверное многие ребята хотят связать свою жизнь с морем, но даже те, кто никогда не получит морскую профессию, вряд ли смогут остаться равнодушными при виде моря.

Море издавна привлекало к себе людей своей загадочностью, непредсказуемостью. В древности, преклоняясь перед грозной стихией моря, люди приносили ему жертву. Они верили, что у моря есть свой царь-Нептун, его нельзя гневить, иначе он поднимет бурю на море и погубит все корабли, идущие по нему.

-Я просила найти в библиотеке древнегреческие мифы, рассказывающие о большом путешествии по морю.

Д: Это миф об отважных аргонавтах, отправившихся за золотым руном. В мифах встречаются образы сирены-полуженщины, полурыбы, которых чудесными «сладкими» голосами зазывали проходящие корабли к берегу и корабли разбивались о прибрежные скалы. Сирены олицетворяли собой коварность моря.

Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря, у музыки и у человека много общего. Давайте вместе попробуем отыскать эти черты.

-Сегодня мы познакомимся с музыкой из оперы-былины «Садко».

-Напомните, что такое опера?

Ответы детей.

Опера начинается со вступления. Послушайте фрагмент вступления и попробуйте охарактеризовать услышанное.

(Звучит вступление из оперы «Садко» «Океан-море синее).

У: Какую картину вы бы нарисовали?

Д: Солнце, синее море, корабль с белым парусом на волнах, всплеск волн).

Конспект урока по музыке «Море, ты могуче!»У: Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов: «Море было…» и дальше использует только прилагательные…

(Запись на доске в «виде солнышка»:

Море- спокойное, доброе, ласковое,

приветливое, взволнованное, и т.д.)



У: Как вы думаете, применимы ли записанные прилагательные для того, чтобы охарактеризовать настроение человека?

Д: Конечно.

У: А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства? (слайд №5,№6)

Д: Музыка- искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.

У: Все верно, музыка передает настроение, постоянно находится в движении, изменяется, и каждый воспринимает эти изменения по-разному.

-Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии?

Д: постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному.

У: Эти черты заметили и музыканты. С помощью музыкальных средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии.

-Перечислите средства музыкальной выразительности, которыми пользуются композиторы, для передачи музыкального образа?

Д: темп, динамика, регистр, лад, тембр.

У: Море, в произведениях композиторов обладает собственным характером, и даже может являться полноправным участником событий.

-А можем ли мы голосом изобразить волну? ( упражнения Емельянова)

Итак, мы сказали, что у моря тоже могут быть смены настроения. Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом. (Слайды 7 штук)

Перемены в настроении моря Пушкин очень тонко подметил в своих стихах.

- Вспомните такие строки, где описывается море:

1) Вот пошел старик к синему морю

Видит, море слегка разыгралось. (Слайд №13)

2) Вот пошел он к синему морю

Помутилося синее море (Слайд №14)

3) Пошел старик к синему морю

Не спокойно синее море (Слайд №15)

4) Старичок отправился к морю

Почернело синее море

5) Вот идет он к синему морю,

Видит на море черная буря.

6) Так и вздулись сердитые волны

Так и ходят, так воем и воют.

  • (если озвучить эти стихи, как меняются средства музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр (ответы детей))

  • Помутилося синее море

  • Слегка разыгралось

  • Не спокойно синее море

  • Почернело синее море

  • Черная буря

  • Вздулись сердитые волны,

  • Ходят, так воем и воют.


У: Обратите внимание на еще один портрет. Кто это? (Слайд №12)

-Почему он вдруг появился рядом с портретом Римского-Корсакова?

Д: Римский- Корсаков писал музыку на сказки Пушкина.

У: Море издавна привлекало к себе писателей, поэтов, художников и музыкантов. А еще одного и другого называют великими сказочниками. Пушкина- в литературе, а Римского-Корсакова в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором.

-А что вы знаете об этом великом русском композиторе?

Д: Римский- Корсаков с детства мечтал о море. Он сам был моряком. Любил море….(рассказ детей о Римском-Корсакове).

У: Хотя впоследствии он и оставил морскую профессию, став композитором, профессором Петербургской консерватории, но он остался верен морю, во многих его произведениях встречается образ моря. Вспомните, в каких?

Д: И в симфонической сюите «Шехеразада», и в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане»- есть замечательные картины моря.

У: Сегодня мы послушаем отрывок из симфонической сюиты «Шехеразада»

I часть «Море и Синдбадов корабль».

-Какое здесь море?

Д: Море неспокойно. Корабль подбрасывают волны- их изображает группа струнных инструментов. Море волнуется и бушует, почти шторм, то плавное покачивание на волнах передают деревянные- духовые инструменты. И снова море волнуется и бушует. Оно переменчиво.

У: Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили картину бушующего моря?

Д: Темное, почти черное, небольшой корабль взлетающий на волнах.

У: Какая картина может служить иллюстрацией к прозвучавшему отрывку?

Д: «Девятый вал» Айвазовского.

У: Айвазовский был художником, который рисовал почти только море- то спокойное, светлое, чистое, то гневное, темное, коварное

И Римский- Корсаков, и Пушкин наделяют море прямо-таки человеческими чертами. Пушкин тоже относился к морю как к живому существу, послушайте:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником.

У: Сейчас прозвучит еще одно музыкальное произведение, которое так и называется «Море», а вы поможете в этом игрой на флейте.

( Игра на флейте. Слайд №17)

Итог: Ребята, вы сегодня услышали лишь малую часть произведений о море, а их великое множество.

-Чем же так привлекало море писателей, художников, музыкантов?

Д: Тем, что море никогда не бывает одинаковым, оно непредсказуемо. В этом сходство моря и человека- ведь человеческие чувства очень разнообразны. В человеке переплетается добро и зло- у моря также неразрывно связаны гневная стихия и лазурная гладь воды. Нередко сравнивают бурю на море и смятение человеческой души.

У: Именно это и есть причина того, что море привлекало и будет привлекати поэтов и музыкантов, художников и писателей. Я хочу чтобы в вашей душе поменьше было бурь и волнений и вас окружали всегда добрые и надежные люди. Я хочу закончить наш урок песней.

(Исполняется песня «Морская песенка» муз. Плотниковой.)

Слайд №18)


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Беркман Т. Л. О методах формирования музыкально-слухового представления. Музыка в школе - М., 2008.

2. Головская К.В. Детское музыкальное творчество как метод Музыка в школе-М., 2007

3. Егина Н.Ритмика. О роли ритма - МЛ 980

4. Затямина Т.А. «Современный урок музыки» 2007

5. Шацкая В.Н. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. Музыка в школе - М., 2006


© 2010-2022