• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка по сборнику пьес А. Зверева для балалайки и фортепиано Детский альбом

Методическая разработка по сборнику пьес А. Зверева для балалайки и фортепиано Детский альбом

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»

Управление культуры администрации г. Железногорска

Курской области








Методическая разработка

по сборнику пьес А. Зверева для балалайки и фортепиано

«Детский альбом».





Авторы: Блинова И.С.,

Скрипник Н.Р.,

преподаватели высшей

квалификационной

категории


г. Железногорск

2010г

В разработке принимали участие преподаватели: Скрипник Н. Р., Блинова И. С., концертмейстеры: Кузнецова С. Г., Кузнецова О. И. и учащиеся народного отделения: Сауткин А., Головань И., Шаполов А., Коваль Ж., Шафоростова Н., Слесаренко И., Башкирцев И., Шитаков Д., Шитаков А.,Середенко С., Тельнова Л.

«Подвести ребёнка к органичному восприятию музыки наших дней во всём её богатстве и полноте - сложная задача воспитательного значения» (Н. Кончевский)

Это высказывание подтверждает и практика многих преподавателей ДШИ. Из опыта работы с детьми можно сделать следующий вывод: если, занимаясь с ребёнком музыкой упустить время и,

обратится к современным произведениям не с самого начала обучения, то эти произведения часто воспринимаются значительно хуже и с большими трудностями.

Воспитываясь на классической музыке, ребёнок привыкает к некоторым её особенностям: мажорно - минорный, главным образом гармонические лады с преобладанием вводного тяготения в мелодии, периодичность строения, 2-х и 3-х дольные метры и т. д. Изучение современной музыки требует освоения новых интонаций, иного характера мелодии, постижения новых ладогармонических средств музыкального языка.

При этом важно в первую очередь уделять внимание специфическим явлениям в области лада, ритма, формы. Помня о том, что современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классической и народной, не обгоняя и не опережая её.

Для изучения современной музыки мы взяли «Детский альбом» А. Зверева.

Для детской музыки важен музыкальный образ, яркое построение. Главная роль отводится образности. Детская музыка должна быть направлена на воспитание музыкального слуха и мышления, она должна готовить детей к восприятию классической литературы ХХ века.

В современных детских пьесах важно обратить внимание на:

1.разнообразие ладов(dur-moll), пентатонику, лады народной музыки;

2.усложнение гармонии-резкие диссонансные сочетания, созвучия;

3.многообразие метроритма (переменные размеры, неквадратное строение т. д.).

В основе детских пьес лежат песенные мелодии, но часто встречаются мелодии инструментального типа, выразительное звучание которых неразрывно от задуманного автором тембра, отсюда и различные сонористические эффекты (по деке, за подставкой и т. д.).

1 . «Лошадки»- оживлённая пьеса, передающая скачку лошадок (быстрый темп, ритмическое остинато). Для того чтобы добиться ровности и чёткости шестнадцатых длительностей, мы решили исполнять их ударами вниз.

Трудности:

  1. исполнение крещендо и диминуэндо;

  2. ритмическое остинато;

  3. сексты неудобные для исполнения, чтобы они звучали хорошо, требуется определённая подготовка ученика;

  4. исполнение шестнадцатых длительностей терциями.

2. «На верблюде» - мелодия восточного характера из коротких секвенционных попевок с октавами, хроматическими ходами. Использован дважды гармонический минор с ув.2, дорийский лад.

Трудности:

  1. глиссандо и октавный скачок на 4-й палец;

  2. работа над тремоло и фразировкой;

  3. работа над форте

3. «Ку-ку» - природная зарисовка, где надо передать имитацию голоса кукушки.

Трудности:

  1. игра стаккато, ритм на слабую долю;

  2. приблизить тембровое звучание второй струны к первой струне;

  3. сочетание разнообразных приёмов игры, как средство передачи основного музыкального образа (бряцание, вибрато, пиццикато Б.П.);

  4. переклички с партией фортепиано.

4. «Колыбельная» - светлая лирика, мелодия плавная, мажорная. В середине - параллельный минор.

Трудности:

  1. переменный размер;

  2. работа над легато, фразировкой.

5. «Караван» - неторопливая пьеса, передающая движение каравана в пустыне. Основная тема - это восемь тактов, претерпевающая динамическое, фактурное изменение.

Трудности:

  1. внимание на ритмические особенности (акценты, синкопы);

  2. короткие фразы.

6. «Утром у озера» - лирическая зарисовка с яркой гармонией.

Трудности:

  1. работа над фразами, темпом;

  2. в средней части меняется тональность - фа # минор, услышать переклички с партией фортепиано;

  3. работа над динамикой в третьей части

7. «Обида» - в основе жалобная мелодия (разрешение секундовых интонаций).

Вариационное изложение влечёт за собой показ, обновление темы.

Трудности:

  1. переменный размер-2/4, 3/4;

  2. динамическое форте в кульминации;

  3. дослушать половинную длительность, работа над тремоло;

  4. смена темпа.

8. «Песня вольницы» - это быстрая, энергичная пьеса.

Трудности:

  1. играть ровным бряцанием, двойным пиццикато;

  2. отработать скачки на сексту, терцию;

  3. услышать мерцающие терции;

  4. играть глиссандо на фортиссимо.

9. «Воспоминание» - лирико-драматическое произведение(b-moll). Триольный ритм в партии фортепиано передаёт состояние взволнованности.

Трудности:

  1. работа над тремоло, фразами, интонацией;

  2. работа над кульминацией во второй части на форте триолями и нотами третьей октавы;

  3. работа над тремоло на второй и третьей струнах.

10. «Вечером у озера» - лирическая зарисовка, мелодия спокойная, темп неторопливый, лад мажорный. Вторая часть, более оживлённая. Третья часть - это динамическая реприза, где происходит фактурное изменение. Тремоло на второй и третьей струнах. В фортепианной партии колористические эффекты.

Трудности:

  1. работа над звуком, легато;

  2. пунктирный ритм, октавные скачки;

  3. разнообразные приёмы;

  4. переменный размер- 3/4, 4/4

11. «По ягоды» - основная тема написана в плясовом жанре. Музыка звучит легко, игриво, непринуждённо, весело. Трёхчастная форма.

Трудности:

  1. резкая смена динамики;

  2. сочетание двойного пиццикато с тремоло;

  3. органный пункт у балалайки, надо внимательно слушать мелодию у фортепиано.

12. «Дедушкин рассказ» - в основе лежит былинное, эпическое повествование. Широкое, величественное вступление. Мелодия фортепиано дублируется у балалайки.

Трудности:

  1. работа над тремоло, длинной фразой;

  2. квинтовый скачок терциями с подготовкой кульминации;

  3. тремоло на второй и третьей струнах.

13. «Гавот» - танец французского происхождения. Пьеса написана в умеренном темпе. Лёгкость и галантность - основные черты, присущие этому танцу.

Трудности:

  1. сочетание легато и стакатто, акценты;

  2. динамические контрасты, лёгкие разрешения в каденции.

14. «Вальс» - романтическая, изысканная, утончённая мелодия.

Трудности:

  1. передать логику интонационного развития темы: секвентность и ходы на широкие интервалы, октавные скачки;

  2. динамика, показать кульминацию.

Обучение на инструменте преподаватель должен строить на базе постоянного расширения музыкального кругозора ученика. Репертуарный план ученика предусматривает знакомство с произведениями различными по жанрам и стилю. В репертуар учащегося должны включаться произведения народного творчества, русской и зарубежной классики, а также лучшие образцы современной музыки. В последнее время уровень исполнительства на балалайке необычно вырос. В концертные программы известных балалаечников включены не только обработки русских народных песен и танцев, но и оригинальные сочинения современных композиторов.



© 2010-2022