Работа с одаренными детьми в детской школе искусств

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Доклад

на тему: «Работа с одаренными

детьми в детской школе искусств»





Сидорова О.Г., преподаватель МБОУ ДОД «Тюльганская школа искусств»



В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт.

Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
- эмоциональный отклик на музыку - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

- способность к переживанию в форме музыкальных образов;

- способность к творческому восприятию музыки;

- музыкальный слух - способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

- ладовое чувство - способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- чувство ритма - способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность.

Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывается не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально-дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества (в игре-драматизации). Вообще все занятия проводятся в увлекательной форме детского музицирования и вызывают у детей живой эмоциональный отклик.

Комплекс способностей формируется в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имеют преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении; формирование чувства ритма - в движениях под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления - путем слушания и анализа исполняемых произведений и т.п.

Задания, направленные на развитие музыкальных способностей:

Слушание музыки - активный процесс музыкального восприятия мышления. Отмечу последовательность этапов работы над музыкальным произведением.

1) «Вступление»- короткое вводное слово;

2) «Экспозиция» - слушание произведения;

3) «Разработка» - его анализ, разбор;

4) «Реприза» - повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном уровне;

5) «Кода» - повторение, закрепление музыки в памяти

Задачи, которые ставятся перед детьми: определить общее настроение, характер музыки; вычленить средства музыкальной выразительности; представить о чем «рассказывает» музыка. В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память.

В пении проходит становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекаются необходимые традиционные приемы: предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слов. Специальное внимание чистоте интонирования и певческому дыханию.

Движения под музыку занимают также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения - один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление.

Музыкальная игра представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация.

На своих уроках хора и сольфеджио среди учащихся 1 - 4 классов я выявляю одаренных детей, которые затем входят в состав вокальной группы «Нотные бусинки», также учитываю желание детей и просьбы родителей. Проверка вокальных данных и музыкального слуха проходит в обычной обстановке с помощью критерий С. Мерзляковой (см. приложение 1) и диагностики музыкальных творческих способностей детей (см. приложение 2).

Перед вокальной группой я ставлю следующие задачи:

  1. формирование устойчивого интереса к пению;

  2. обучение выразительному пению;

  3. обучение певческим навыкам;

  4. развитие слуха и голоса детей;

  5. формирование голосового аппарата;

  6. развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;

  7. сохранение и укрепление психического здоровья детей.

При работе с одаренными детьми я учитываю индивидуальные способности каждого ребенка, т.к. дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Для развития всех трёх компонентов музыкальности (по Б.М. Теплову) применяю специальные упражнения способствующие развитию ладового чувства, музыкально слуховых представлений, чувства ритма. Также использую музыкотерапевтические распевки для профилактики и развития правильного дыхания и повышения самооценки.

В процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

- пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Развитие голоса детей на занятиях вокалом должно быть постепенным, без торопливости, расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, слежу за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретали вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять. Учащиеся, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также веду индивидуальную работу. Репертуар подбираю таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

Для работы беру не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял «интонационный багаж» учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности. Использую народные песни как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей. Обязательно включаю в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (И.С.Баха, Ф.Генделя, Д.Каччини и т. д.)

Все песни должны соответствовать вокальным, возрастным, физиологическим, музыкальным возможностям и интересам детей.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что подходя к развитию музыкальных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески - одарённую личность.
В.А. Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираться на них, и чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Приложение 1

Критерии уровней развития музыкальности по С. Мерзляковой

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень - мало эмоционален, "ровно", спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень - (редко встречаемая оценка) - негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Приложение 2

Диагностика музыкальных творческих способностей детей

1-2-е классы

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

  • Высокий уровень - эмоциональная, образная звукоимитация.

  • Средний уровень - образная звукоимитация.

  • Низкий уровень - отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

  • Высокий уровень - использование 1-2 звуков.

  • Средний уровень - на одном звуке.

  • Низкий уровень - проговаривание ответа.

2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

  • Высокий уровень - тембровое соответствие.

  • Низкий уровень - тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

  • Высокий уровень - мелодическое и ритмическое разнообразие.

  • Средний уровень - ритмическое разнообразие.

  • Низкий уровень - ритмическое однообразие.

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

  • Высокий уровень - точно.

  • Средний уровень - 1-2 ошибки.

  • Низкий уровень - отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

  • Высокий уровень - точно.

  • Средний уровень - 1-2- ошибки.

  • Низкий уровень - беспорядочный ритм.

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

  • Высокий уровень - характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

  • Средний уровень - характер и темп движения корректируется педагогом.

  • Низкий уровень - неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

  • Высокий уровень - самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

  • Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

  • Низкий уровень - отказ.

3-4-е классы

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

  • Высокий уровень - эмоциональная, образная звукоимитация.

  • Средний уровень - образная звукоимитация.

  • Низкий уровень - отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

  • Высокий уровень - использование 1-2 звуков.

  • Средний уровень - на одном звуке.

  • Низкий уровень - проговаривание ответа.

3) Сочинение простейших попевок.

  • Высокий уровень - самостоятельно.

  • Средний уровень - точно копирует педагога.

  • Низкий уровень - копирует неточно.

2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

  • Высокий уровень - тембровое соответствие.

  • Низкий уровень - тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

  • Высокий уровень - мелодическое и ритмическое разнообразие.

  • Средний уровень - ритмическое разнообразие.

  • Низкий уровень - ритмическое однообразие.

3) Сочинение на заданный стихотворный текст.

  • Высокий уровень - мелодическое разнообразие.

  • Средний уровень - 1-2- звука.

  • Низкий - на 1 звуке.

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

  • Высокий уровень - точно.

  • Средний уровень - 1-2 ошибки.

  • Низкий уровень - отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

  • Высокий уровень - точно.

  • Средний уровень - 1-2- ошибки.

  • Низкий уровень - беспорядочный ритм.

3) Сочинение ритмических композиций.

  • Высокий уровень - использование ритмоформулы.

  • Средний уровень - воспроизведение метр.

  • Низкий уровень - беспорядочный ритм.

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

  • Высокий уровень - характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

  • Средний уровень - характер и темп движения корректируется педагогом.

  • Низкий уровень - неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

  • Высокий уровень - самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

  • Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

  • Низкий уровень - отказ.

3) Создание статического образа.

  • Высокий уровень - самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

  • Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

  • Низкий уровень - отказ.





© 2010-2022