Доклад на тему Планирование учебного процесса на начальном этапе обучения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Планирование учебного процесса на начальном этапе обучения



Планирование учебного процесса

на начальном этапе обучения

в классе фортепиано



Бондаренко Т.В. -

преподаватель по классу фортепиано

МОУ «Гимназия г. Надым»







г.Надым 2012 г.

Развитие обучающегося музыканта, т.е. формирование его способностей, должно выдвигаться как особая, специальная цель в музыкально-инструментальной педагогике; достижением этой цели должно быть не мене важным, нежели выработка у обучающегося необходимого комплекса игровых, двигательно-технических умений и навыков. Только специальная, четко очерченная цель сможет правильно сориентировать педагога - музыканта, определить содержание, формы и характер его деятельности. Наша психология утверждает, что способности человека развиваются в его деятельности , а не являются просто врождненными.

У одних эти способности начинают развиваться быстрее, ещё в раннем возрасте, у других медленнее, в процессе систематического педагогического воздействия.

Музыкальное воспитание и обучение ставит своей целью:

  1. Способствовать нравственному и эстетическому формированию личности, используя для этого силу воздействия музыки;

  2. Развивать на основе обучения музыкальные способности обучающегося;

  3. Подготовить их к активному участию в музыкальной жизни.

Общемузыкальное развитие детей совершается не иначе как в процессе обучения. Одна из важнейших его сторон связана с развитием комплекса специальных способностей: музыкального слуха, чувства музыкального ритма , музыкальной памяти.

Вопрос о музыкально-дидактических принципах, нацеленных на достижение максимального развивающего эффекта в обучении, является, центральной, кульминационной в рассматриваемой проблеме.

Существует четыре основных музыкально-дидактических принципа, которые сложены воедино, способны образовать достаточно прочный фундамент развивающего обучения в исполнительских классах.

1. Увеличение объёма учебного материала используемого в учебно- педагогической работе (расширение репертуарных рамок за счёт обращения к большему количеству музыкальных произведений, для обогащения его музыкально-интеллектуального опыта).

2. Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала, отказ от непомерно длительных сроков работы над музыкальными произведениями (овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени).

3. Третий принцип непосредственно касается содержания урока в исполнительском классе, а также способов его проведения. Я не боюсь превратить фортепианное занятие в учебник музыкальной литературы. Учу комплексно. Много биографий и много слушать музыки. Имею список произведений , которые надо давать слушать детям, знакомлю с биографией музыкантов и композиторов.

4. Четвертый принцип требует отхода от пассивных способов деятельности обучающегося, вижу необходимость такой работы с материалом, при которой с максимальной полнотой проявлялись бы самостоятельность, творческая инициатива учащегося исполнителя.

Таковы главные принципы, основываясь на которых базируется обучение музыки, конкретно-музыкальному исполнительству, может стать действительно развивающим по своему характеру.

У меня, как и у многих преподавателей по классу фортепиано, часто возникал вопрос - как же построить работу с первоклассниками, чтобы уже через определенное время, допустим полугодие, обучающийся овладел целой системой знаний, игровых навыков и при этом его интерес к музыкальным занятиям не уменьшался, а наоборот возрос. Как сделать, чтобы каждый урок и для педагога и для обучающегося стал маленьким праздником, который с нетерпением будут ждать оба. Этот вопрос возник не вдруг. Он существует уже давно, и много научных работ в области музыкальной педагогики посвящено этому. Несмотря на это, этот вопрос волнует учителей и теперь. Решение этой проблемы, на мой взгляд, невозможно без личного участия каждого педагога. Только желание и большая заинтересованность плюс опыт и постоянные творческие поиски помогут нам в решении этого сложного вопроса.

Итак начало учебного года! С каким волнением и нетерпением мы ждём каждого нового ученика, который появляется в нашем классе. Какой он? Чего больше он нам принесёт -радости и удовлетворения свей работой или же огорчений и неудач? Конечно мы хотим , чтобы он был способным и трудолюбивым, старательным, радостным и здоровым. И если через семь лет в нашем сегодняшнем первокласснике мы увидим такого человека - значит мы на верном пути. А пока он первоклассник, ему семь или восемь лет. Но он человек, мы должны его уважать. Ибо без уважения и доверия никогда не будет взаимопонимания.

Преподавание игры на фортепиано принципиально отличается от преподавания в классных коллективах. Из этого следует, что и процесс преподавания должен здесь быть построен иначе, чем там.

Один из главных методов, который обеспечивает правильное изучение музыкального произведения, заключено в мысленном (зрительном ) опережении читающим того, что непосредственно играется им в заданный момент, по известной формуле: «вижу - слышу - играю».

Второй метод - это неотрывность от текста взгляда читающего музыку тесно связана с умением играть не глядя на руки, т.е. играть «вслепую».

Третий метод - ориентироваться при игре на общую конфигурацию мелодических рисунков (узнать в тексте трезвучия, доминантсептаккорды, их обращения и т.д.).

Четвертый метод - чтение музыкального произведения направлено на опоздание в нотном тексте законченных, структурно завершённых музыкальных мыслей, т.е. игра «по фразам».

На уроках фортепианной игры все знания и навыки передаются отдельному ребёнку. Этот индивидуальный характер урока дает возможность учитывать при преподавании индивидуальные способности и личные качества каждого обучающегося, а не только средний уровень класса. Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру определенного ребёнка. В этом конечно кроется опасность, что преподаватель станет использовать для уроков с отдельными детьми определённый шаблон или, по крайней мере, лишь узко ограниченные методические средства. Со временем это несомненно, может привести к тому, что интерес обучающегося к работе на уроке ослабнет. Поэтому я считаю, что нежелательно твёрдо придерживаться какого - либо постоянного шаблона.

Однако это вовсе не означает, что урок не должен иметь какой-то своей схемы, какой-то своей основной структуры. Как всякий другой процесс обучения, преподавания игры на фортепиано является целенаправленным процессом и в качестве такого должно планироваться и быть направлено к достижению определённой цели.

При подготовке к уроку преподаватель должен ориентироваться прежде всего на его содержание, его главную задачу и на работу над самим материалом репертуара. При анализе содержания урока, при выборе им отдельных методов и для предварительного представления, об организации работы на уроке необходимо принимать во внимание и задачи, которые возникают в самом ходе занятий как для преподавателя, так и для обучающегося.

Педагогическое искусство состоит в том, чтобы преподаватель смог разрешать непредвиденные ситуации, возникающие на уроке, и при этом ненавязчивым и интересным образом, так чтобы это не повредило главной линии развития ученика.

Можно установить примерную схему урока, но её нужно воспринимать только как модель, которую можно по - разному изменить.

Схема урока игры на фортепиано соответствует основным положениям общей дидактике, и в этом смысле состоит из следующих частей:

  1. Проверка домашней работы;

  2. Объяснение новой проблемы, её названия, значения;

  3. Определение основных положений и правил для усвоения навыков;

  4. Определение методов работы, направленных на закрепление данного навыка путем самостоятельной домашней работы;

  5. Демонстрация способов работы на одном или нескольких заданиях под контролем преподавателя;

  6. Устное обобщение прорабатываемых проблем, выполненное учеником;

  7. Получение домашней работы, цель которой - закрепление соответствующего знания и навыка.

Преподаватель должен активно и непрерывно обогащать свою собственную педагогическую технику и постоянно стремиться к тому, чтобы каждый урок был интересен не только для ученика, но и для него самого. Когда занятия вызывает обоюдный интерес, структура урока легко вливается воедино с содержанием дидактического процесса, не «формирует» его, а становится средством, которая ускоряет достижение предусмотренных целей преподавания.









6


© 2010-2022