- Преподавателю
- Музыка
- Доклад на тему Планирование учебного процесса на начальном этапе обучения
Доклад на тему Планирование учебного процесса на начальном этапе обучения
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бондаренко Т.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Планирование учебного процесса
на начальном этапе обучения
в классе фортепиано
Бондаренко Т.В. -
преподаватель по классу фортепиано
МОУ «Гимназия г. Надым»
г.Надым 2012 г.
Развитие обучающегося музыканта, т.е. формирование его способностей, должно выдвигаться как особая, специальная цель в музыкально-инструментальной педагогике; достижением этой цели должно быть не мене важным, нежели выработка у обучающегося необходимого комплекса игровых, двигательно-технических умений и навыков. Только специальная, четко очерченная цель сможет правильно сориентировать педагога - музыканта, определить содержание, формы и характер его деятельности. Наша психология утверждает, что способности человека развиваются в его деятельности , а не являются просто врождненными.
У одних эти способности начинают развиваться быстрее, ещё в раннем возрасте, у других медленнее, в процессе систематического педагогического воздействия.
Музыкальное воспитание и обучение ставит своей целью:
-
Способствовать нравственному и эстетическому формированию личности, используя для этого силу воздействия музыки;
-
Развивать на основе обучения музыкальные способности обучающегося;
-
Подготовить их к активному участию в музыкальной жизни.
Общемузыкальное развитие детей совершается не иначе как в процессе обучения. Одна из важнейших его сторон связана с развитием комплекса специальных способностей: музыкального слуха, чувства музыкального ритма , музыкальной памяти.
Вопрос о музыкально-дидактических принципах, нацеленных на достижение максимального развивающего эффекта в обучении, является, центральной, кульминационной в рассматриваемой проблеме.
Существует четыре основных музыкально-дидактических принципа, которые сложены воедино, способны образовать достаточно прочный фундамент развивающего обучения в исполнительских классах.
1. Увеличение объёма учебного материала используемого в учебно- педагогической работе (расширение репертуарных рамок за счёт обращения к большему количеству музыкальных произведений, для обогащения его музыкально-интеллектуального опыта).
2. Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала, отказ от непомерно длительных сроков работы над музыкальными произведениями (овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени).
3. Третий принцип непосредственно касается содержания урока в исполнительском классе, а также способов его проведения. Я не боюсь превратить фортепианное занятие в учебник музыкальной литературы. Учу комплексно. Много биографий и много слушать музыки. Имею список произведений , которые надо давать слушать детям, знакомлю с биографией музыкантов и композиторов.
4. Четвертый принцип требует отхода от пассивных способов деятельности обучающегося, вижу необходимость такой работы с материалом, при которой с максимальной полнотой проявлялись бы самостоятельность, творческая инициатива учащегося исполнителя.
Таковы главные принципы, основываясь на которых базируется обучение музыки, конкретно-музыкальному исполнительству, может стать действительно развивающим по своему характеру.
У меня, как и у многих преподавателей по классу фортепиано, часто возникал вопрос - как же построить работу с первоклассниками, чтобы уже через определенное время, допустим полугодие, обучающийся овладел целой системой знаний, игровых навыков и при этом его интерес к музыкальным занятиям не уменьшался, а наоборот возрос. Как сделать, чтобы каждый урок и для педагога и для обучающегося стал маленьким праздником, который с нетерпением будут ждать оба. Этот вопрос возник не вдруг. Он существует уже давно, и много научных работ в области музыкальной педагогики посвящено этому. Несмотря на это, этот вопрос волнует учителей и теперь. Решение этой проблемы, на мой взгляд, невозможно без личного участия каждого педагога. Только желание и большая заинтересованность плюс опыт и постоянные творческие поиски помогут нам в решении этого сложного вопроса.
Итак начало учебного года! С каким волнением и нетерпением мы ждём каждого нового ученика, который появляется в нашем классе. Какой он? Чего больше он нам принесёт -радости и удовлетворения свей работой или же огорчений и неудач? Конечно мы хотим , чтобы он был способным и трудолюбивым, старательным, радостным и здоровым. И если через семь лет в нашем сегодняшнем первокласснике мы увидим такого человека - значит мы на верном пути. А пока он первоклассник, ему семь или восемь лет. Но он человек, мы должны его уважать. Ибо без уважения и доверия никогда не будет взаимопонимания.
Преподавание игры на фортепиано принципиально отличается от преподавания в классных коллективах. Из этого следует, что и процесс преподавания должен здесь быть построен иначе, чем там.
Один из главных методов, который обеспечивает правильное изучение музыкального произведения, заключено в мысленном (зрительном ) опережении читающим того, что непосредственно играется им в заданный момент, по известной формуле: «вижу - слышу - играю».
Второй метод - это неотрывность от текста взгляда читающего музыку тесно связана с умением играть не глядя на руки, т.е. играть «вслепую».
Третий метод - ориентироваться при игре на общую конфигурацию мелодических рисунков (узнать в тексте трезвучия, доминантсептаккорды, их обращения и т.д.).
Четвертый метод - чтение музыкального произведения направлено на опоздание в нотном тексте законченных, структурно завершённых музыкальных мыслей, т.е. игра «по фразам».
На уроках фортепианной игры все знания и навыки передаются отдельному ребёнку. Этот индивидуальный характер урока дает возможность учитывать при преподавании индивидуальные способности и личные качества каждого обучающегося, а не только средний уровень класса. Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру определенного ребёнка. В этом конечно кроется опасность, что преподаватель станет использовать для уроков с отдельными детьми определённый шаблон или, по крайней мере, лишь узко ограниченные методические средства. Со временем это несомненно, может привести к тому, что интерес обучающегося к работе на уроке ослабнет. Поэтому я считаю, что нежелательно твёрдо придерживаться какого - либо постоянного шаблона.
Однако это вовсе не означает, что урок не должен иметь какой-то своей схемы, какой-то своей основной структуры. Как всякий другой процесс обучения, преподавания игры на фортепиано является целенаправленным процессом и в качестве такого должно планироваться и быть направлено к достижению определённой цели.
При подготовке к уроку преподаватель должен ориентироваться прежде всего на его содержание, его главную задачу и на работу над самим материалом репертуара. При анализе содержания урока, при выборе им отдельных методов и для предварительного представления, об организации работы на уроке необходимо принимать во внимание и задачи, которые возникают в самом ходе занятий как для преподавателя, так и для обучающегося.
Педагогическое искусство состоит в том, чтобы преподаватель смог разрешать непредвиденные ситуации, возникающие на уроке, и при этом ненавязчивым и интересным образом, так чтобы это не повредило главной линии развития ученика.
Можно установить примерную схему урока, но её нужно воспринимать только как модель, которую можно по - разному изменить.
Схема урока игры на фортепиано соответствует основным положениям общей дидактике, и в этом смысле состоит из следующих частей:
-
Проверка домашней работы;
-
Объяснение новой проблемы, её названия, значения;
-
Определение основных положений и правил для усвоения навыков;
-
Определение методов работы, направленных на закрепление данного навыка путем самостоятельной домашней работы;
-
Демонстрация способов работы на одном или нескольких заданиях под контролем преподавателя;
-
Устное обобщение прорабатываемых проблем, выполненное учеником;
-
Получение домашней работы, цель которой - закрепление соответствующего знания и навыка.
Преподаватель должен активно и непрерывно обогащать свою собственную педагогическую технику и постоянно стремиться к тому, чтобы каждый урок был интересен не только для ученика, но и для него самого. Когда занятия вызывает обоюдный интерес, структура урока легко вливается воедино с содержанием дидактического процесса, не «формирует» его, а становится средством, которая ускоряет достижение предусмотренных целей преподавания.
6