- Преподавателю
- Музыка
- Доклад на тему Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности с учетом здоровьесберегающих технологий
Доклад на тему Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности с учетом здоровьесберегающих технологий
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Семенцова Т.А. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семенцова Т. А.
музыкальный руководитель
МБДОУ - детский сад № 85,
г. Екатеринбург
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Содержание музыкальной деятельности в детском саду направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Но на современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в системе образования.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.
В связи с этим возникает необходимость целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей на всех ступенях системы образования. И детский сад при этом следует рассматривать как первую ступень валеологического образования, а весь процесс жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении направлять на сохранение и укрепление здоровья.
Становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития маленького человека.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе. Так же, в этот процесс, следует активно внедрять наиболее эффективные технологии здоровьесбережения, так как целью таких технологий является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья, и здоровья окружающих.
Влияние музыки на здоровье человека - общепризнанный факт. Все элементы музыкальной выразительности (мелодия, ритм, гармония, тембр) отражающие содержание музыкального произведения, воспринимаются человеком через органы чувств, воздействуя на различные функции и системы его организма. Происходит это в силу того, что музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая, заставляет отбивать ритм ладонью, притопывать ногой или пуститься в пляс.
Дети с первых дней своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные к ней чувства и настроения.
Музыка может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повысить работоспособность, в зависимости от задач деятельности, возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение.
По данным исследователей «танцы и танцевальные движения оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности суставов и развивают выносливость» [4]. Они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, плавности движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, память, умение ориентироваться во времени и в пространстве, координации движений.
Таким образом, музыка и танец имеют большое оздоровительное значение для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - непосредственно организованная образовательная деятельность. Она имеет временные рамки и сроки, в которые педагогу необходимо уложить решение задач и усвоение детьми программного материала. Для здоровых детей усвоение программы вполне реально. Но для детей с проблемами здоровья и развития - сложно, так как могут возникнуть непредвиденные обстоятельства (внезапное отклонение в здоровье ребенка, нестабильность их поведения, плохое настроение) и проведение занятия по заранее намеченному плану затруднится. А так же, психологи отмечают, что «отрицательные эмоции, сопровождающие недомогание или плохое самочувствие, блокируют необходимые для развития ребенка функции мозга: внимание, память, мышление» [2]. Следовательно, в таких случаях, без создания комфортной психологической обстановки дальнейшая работа по формированию, развитию и обучению будет малоэффективна, так как внимание, память, мышление не включены в процесс деятельности.
Таким образом, систематическое применение здоровьесберегающих технологий (с непременным использованием музыки) таких как, валеологические песенки - распевки, ритмические упражнения с элементами самомассажа, музыкотерапия, дыхательная гимнастика под музыку, психогимнастика и др., в процессе музыкальной, да и в любом другом виде деятельности, позволит улучшить эмоциональный климат, поднять настроение детям, создаст комфортную психологическую остановку. Что будет способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников.
«Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства» [5].
Список литературы
-
Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду:занятия, игры, упражнения».Волгоград. «Учитель», 2011.
-
Кацер О. В., Коротаева С. А. «Музыка. Дети. Здоровье» игровая методика развития музыкальных способностей детей. 2007.
-
Красикова И. А. «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки» СПб., 2001.
-
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Сафи-Дансе. Лечебно-профилактический танец» 2011.
-
Интернет - ресурс «sait-zdorovie».