Внеклассное музыкальное занятие Колыбельная песня в жизни ребёнка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное музыкальное занятие

«Колыбельная песня в жизни ребёнка».


Цель: познакомить детей со значением колыбельной песни в жизни детей, с понятием «колыбельная песня».

Музыкальный материал: русские народные колыбельные песни; Е.Крылатов, «Колыбельная медведицы».

Ход занятия.

- Ребята, давайте на минутку зажмуримся, попробуем представить себе мамино лицо, мамины глаза и послушаем, какая музыка зазвучит внутри нас. (Тихая, нежная, ласковая, добрая, красивая, как мама. Возможно, прозвучит слово «колыбельная»).

- Что же означает слово «колыбельная»?

Сколько существует мир, столько существуют мамы и колыбельные песни. Что припомнит, что выберет и споет мама? Конечно, колыбельную, которую ей пели в детстве. Значит, колыбельная песня выбирает нас самая первая, она первая влияет на будущее восприятие человеком мира, на его будущую речь.

Название песен, которыми убаюкивают ребенка «колыбельная» связано со словом «колыбель». «Колыбель» произошло от глагола колыбать (качать, зыбать, колыхать, колебать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. Издавна было подмечено, что при определенном ритме покачивания младенец быстро успокаивается и засыпает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания - колыбели. Также в народном обиходе было и название «байка» - от глагола «байкать» - укачивать, баюкать, усыплять. Люди примечали, что в пути, при ритмичном движении, покачивании, ребенок быстро засыпает. Колыбель подвешивали на шесте (очепе), чтобы удобно было качать, вешали возле материнской постели.

В народе дорожили колыбельным мастерством, передавали его из поколения в поколение. Собиранием и изучением колыбельных песен занимались фольклористы, этнографы, врачи, педагоги, начиная с первой половины 19 века.

Колыбельная песня предназначалась не только для того чтобы успокоить и ввести ребёнка в состояние сна - она была и способом знакомства младенца с окружающим его миром. Это первые словесные, музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Тексты песен как бы сотканы из существительных и глаголов, в песню вводилось преимущественно то, что ребенок может воспринять органами чувств. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко:

Люли, люли, люленьки,

Прилетали гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стал наш Ваня засыпать.

Колыбельные пела не только мама. Бабушка, дед, старшие братья, сестры с давних пор выговаривали в песне добрые пожелания самому младшему в семье. Выговаривали свою любовь к нему, свои заботы.

Брат сестру качает,

Еще величает:

«Сестрица родная,

Расти поскорее

Да будь поумнее….»

В колыбельных песнях отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, весь мир матери, характер ее чувств, заботы и тревоги, все - то, чем она живет, и эпоха, в которой она живет.

Слова в колыбельных использовались простые, более или менее понятные младенцу. Колыбельная уже на первом этапе жизни развивала свойства памяти, так как для прочного запоминания информации нужно многократное её повторение. Объем колыбельной песни в целом составляет около 8 стихов, сюжет краткий, простой, переходит из одного произведения в другое.

С колыбельной песни начинается приближение человека к чарующему миру музыки и ритма. Мать и бабушка поют, и незаметно наполняют душу ребенка новыми для него звуками, простыми и нежными. У ребенка постепенно развивается вкус, музыкальность. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает, прежде всего, национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе со словом.

Ой, в зеленом бору

Ходит дед ввечеру,

Ходит дед по траве,

Носит сон в рукаве,

Всем детишкам продает,

А Ванюше не дает.

Ученые установили, что на первом месяце жизни именно колыбельные оказывают успокаивающее действие на малыша, так как ребенок начинает воспринимать мелодию еще до своего появления на свет. Слушая песни, которые мама поет для своего малыша, ребенок ощущает свою значимость, любовь окружающих, и постепенно осознает свое место в семье и в жизни.

Каждая мама поет по- своему колыбельные песни, что - то изменяя, что-то привнося свое. И каждый раз, колыбельная песня как будто рождается заново.

А почему в гости к малышам вместе с колыбельными песнями приходят образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон? По мнению старых людей, это невидимые существа, обитавшие где-то рядом с человеком. Матери верили, что именно Сон, Дрема и Угомон, вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку.

Уж ты глазоньки зажми,

Угомон тебя возьми,

Угомон тебя возьми,

Сам покрепче усни.

Колыбельная песня все время создает образ покоя, тишины:

Бай-бай-бай,

Бай-бай-бай,

Ты, собаченька, не лай,

И гудочек не гуди,

Нашу Машу не буди.

Когда мама укладывала малыша, то пела ему о благополучной жизни:

Баю-баюшки-баю,

Живет старик на краю,

Он не беден, не богат,

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу ложками едят,

Кашка масленая,

Ложка крашеная.

Вот вырастет этот паренек, что лежит в зыбке, станет настоящим мужиком:

Спи, Ванюша, спи, родной,

Спи, Ванюша, спи, усни,

Будет пора - мы разбудим тебя.

Будешь, Ваня, ты большой,

Будешь рыбку удить,

И тетерку ловить,

Будешь лес ты рубить,

Папку, мамку кормить.

И качает мать зыбку, и качает, а уйдет - садится няня (это могла быть или бабушка, или сестра, или соседская девчонка) и поет свою песню:

Я качаю, зыбаю,

Отец ушел за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Бабушка коров доить.

Особенно неоценимы колыбельные песни в период болезни, когда малыши больше всего нуждаются в материнской заботе. Мамы стараются как можно дольше держать больного на руках и петь:

Бедный мальчик весь в огне,

Все ему неловко.

Ляг на плечико ко мне,

Прислонись головкой.

Я с тобой похожу,

Крепко, нежно обниму,

Будешь завтра ты здоров,

Будешь петь и танцевать,

И сестренку обнимать.

Колыбельная песня пришла к нам из устного творчества народа, передаваясь из уст в уста. Несмотря на то, что каждый, кто исполнял ее, добавлял что-то свое, в колыбельных песнях сложился устойчивый набор слов. Круг опоэтизированных лиц, предметов, явлений, очень узок, это - сам младенец и его родные (мать, отец, бабушка, дедушка), котик, гули (голуби), домашние животные (овца, корова и т. д.), домашняя птица (куры, гуси, петушок), мифологические образы (сон, дрема, угомон, бука, покой), колыбелька обычно яркая, золотая, золотой крюк, люлька - точеная позолоченная, одеяльце, еда, пища, мечта о сытости (хлеб, молоко), музыкальные инструменты (рожок), природные явления (ветер, дождь, снег и т. д.), небесные образы (звезды, луна, звездное небо и т. д.), яркие красивые ткани (побайки, китайки, бархатец, кумач), природа (леса, поля, луга, реки и т. д.).

Современные композиторы тоже сочиняли колыбельные песни, которые пели не только мамы своим деткам, но и мультипликационные герои, например, Белая Медведица своему медвежонку Умке.



Этапы работы над песней.


  1. Знакомство с песней.

Вступительное слово:

Российский детский композитор Евгений Крылатов написал свою знаменитую «Колыбельную Медведицы» к мультипликационному фильму «Умка». Мама-медведица поёт её своему непослушному сыночку. Послушайте эту песню в оригинальном исполнении (так, как она поётся в мультфильме). (Слушание в записи. Можно показать иллюстрации).

Как мама поёт колыбельную? (Мягко, нежно, плавно, напевно, и т.д.)

О чём поётся в этой песне? (Беседа о содержании песни)

Что такое «бригантина»? (Тип большого корабля)

  1. Разучивание песни.

Сейчас мы с вами будем разучивать эту колыбельную. Я пою первую фразу, вы - как «эхо» повторяете.

Ложкой снег мешая,

Ночь идёт большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Поём песню нежно, мягко, протяжно, напевно, соединяя каждый звук. (Повторение детьми).

Вторая фраза - я пою, вы повторяете, как «эхо».

Спят твои соседи -

Белые медведи,

Спи и ты, скорей, малыш.

(Пение детей).

А теперь пропоём первый куплет по цепочке: первую фразу поёт первый ряд, вторую - второй ряд, повторение второй фразы - третий ряд.

(Учитель внимательно слушает пение детей, затем, если нужно, исправляет ошибки. Обратить особое внимание на качество звука: поём мягко, не «утяжеляя» звук. В конце каждой фразы - долгий звук, нужно стараться дотягивать его до конца).

  1. Закрепление песни.

А сейчас попробуем спеть первый куплет под фонограмму. Сначала вы споёте вместе с солисткой, а потом попробуете спеть сами, без помощи. Помните, как мы должны спеть эту колыбельную? (Снова напомнить характер песни, как будем петь - мягко, напевно и т.д.)

(«Концертное» исполнение песни детьми после исправления ошибок).


Приложения

Колыбельные песни - народные и авторские.


Внеклассное музыкальное занятие Колыбельная песня в жизни ребёнка




1.Ходит сон у колыбели,

Баю-баю.

Чьи тут глазки спать хотели?

Знаю, знаю.

Ты не три их кулачками,

Закрывай.

Сон качает колыбельку.

Засыпай.

2.Ой да ну, да ну, да ну,

Знаю девочку одну.

Эта девочка не спит.

Может, что-нибудь болит?Нет, конечно, не болит,

Просто девочка шалит.

Хочет спать, а все «агу!».

Я уснуть ей помогу.

Я ей песенку спою

Колы-бель-ну-ю:

«Баю-баю, баю-бай,

Спи, родная, засыпай».

(Нина Пикулева)

3.Ет - то сон - дремота

Навалились на тебя.

Сон идёт по лавочке,

Дремота по другой,

Сон - то в беленькой рубашечке,

Дремота в голубой.

Бай, баю, бай,

Баю, баюшки.

4.Мальчик очень маленький,

Мальчик очень слабенький-

Дорогая деточка,

золотая веточка!

Трепетные рученьки

к голове закинуты,

в две широких стороны,

словно крылья вскинуты.

Дорогая деточка,

Золотая веточка!

Мать сыночка все качала

И, качая, напевала:

«Спать давно, мой милый, надо,

Спи спокойно, мама рядом.

Я тебя и накормила,

И одела, и умыла,

Зыбку медленно качаю…

Баю-баю…

5.Динь - дон. Динь - дон.

Стало в комнате темно:

В переулке ходит слон.

Серый, старый, сонный слон.

Динь - дон. Динь - дон.

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь - дон. Динь - дон.

6.Баю - бай, мой малыш,

Сладко спи родной!

Буду я, пока ты спишь,

Твой беречь покой.

Буду песенкой своей

Горе отгонять,

От печалей и скорбей

Зорко охранять.

Злого времени рука

Сон похитит твой.

А сейчас усни пока,

Баю - бай, родной!

7.Спи, мой котенька, на лавке.

Ты на ушко мне мурлычь,

Чтоб не снились волк и сыч,

Чтоб приснились корабли,

Сказочные, яркие

Корабли с подарками.

8.Доброй ночи, доброй ночи!

Вот и день погас.

Всё на свете отдыхает,

Скоро утро засияет,

Спите! В добрый час!

Всё уснуло, даже горе,

Всё ушло во мглу;

Сон летает по небу

Старый сторож с колотушкой

Бродит по селу.

9.Спят луга, спят леса,

Пала божия роса,

В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,

Завтра брат разбудит вас.

А под вечер брат уснёт

И меня гулять пошлёт.

Сладкий вам пошлю,

Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,

Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.

Детям спится до утра»

10.Ах! Уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Сладко в колыбели.

Спи, дитя, спокойно…

Вот гроза стихает;

Матери молитва

Сон твой охраняет.

11.Ах, ты котенька - коток!

Котя серенький хвосток,

Котя розовый носок,

Кот зелёненький глазок -

Кот ты серый, Котонай!

Прыгни, котик, на шесток -

Там закрой ты свой глазок,

Спрячь ты розовый носок

Да свернись - ка ты в клубок…

Баю - баю почивай,

Кот ты серый, Котонай!



© 2010-2022