Программа по вокалу Звонкие голоса

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа

по вокалу

«Звонкие голоса»

(По возрастным особенностям программа рассчитана на детей от 7 до17 лет)

Срок реализации программы 2011 - 2015г.


Автор программы: Марисова

Елена Алексеевна

учитель музыки

год разработки программы 2011г.


Бузулук - 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Творчество это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности, в которой раскрывается духовный мир личности»

В. Сухомлинский

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Данная образовательная программа является модифицированной, основу которой составляют программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Программа вокальных занятий школы эстрадного искусства Т.В. Охомуш»; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались. Представленная программа «Звонкие голоса»» является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования детей автору не известно.

Новизна программы

В МОАУ СОШ №6 им. А. С. Пушкина» создан вокальный кружок «Проказники», в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. Особенность программы «Звонкие голоса» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные способности.

В данных условиях программа «Звонкие голоса» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

В МОАУ «СОШ №6 им. А. С. Пушкина» традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Камертон», направленная на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование устойчивого интереса к пению

  • Обучение выразительному пению

  • Обучение певческим навыкам

  • Развитие слуха и голоса детей.

  • Формирование голосового аппарата.

  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальном кружке за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой; фонопедические упражнения В.В. Емельянова.

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- содержание программы «Звонкие голоса» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении;

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить, обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности -природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

В основу разработки программы «Звонкие голоса» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода.

Программа рассчитана на 3 года обучения - младшая, средняя и старшая группы.

Младшая группа - первый год обучения - это дети 7- 9 лет, средняя группа - второй год обучения - дети 10-13 лет, старшая группа - 14-17лет. 1, 2, 3 годы обучения - 144 часа в год. Всего - 432 часа.

Формы и режим занятий. Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия - 40 минут. Всего в году - 72 занятия. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников кружка не более 15 человек.

Условиями отбора детей в вокальный кружок являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.

Выделяют:

  1. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

  2. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

  3. Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

  4. Выездное занятие - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;

  • наглядно-зрительный;

  • репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведением;

- анализ занятия;

- задание на дом.

Программа предполагает различные формы контроля входящих, промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников кружка. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками - всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

  • Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

  • Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

  • Выставка фотоматериала из выступлений студии.

  • Итоговое занятие.

  • Урок-концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • гигиену певческого голоса;

  • понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

  • уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая

плечь;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

  • петь легким звуком, без напряжения;

  • звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

  • соблюдать певческую установку;

  • жанры вокальной музыки;

  • уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая

плечь;

  • точно повторить заданный звук;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего

голоса;

  • петь чисто и слаженно в унисон;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

  • дать критическую оценку своему исполнению;

  • принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

К концу третьего года обучения дети должны

знать/понимать:

  • основные типы голосов;

  • жанры вокальной музыки;

  • типы дыхания;

  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

  • образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

  • уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.

Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Зеркало.

8. 9. 10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.



Учебно-тематический план

(1-й год обучения, 7-9 лет)

  1. Разделы, название темы

    1. Часы

теория

практика

индивид.

работа

Общее количество

часов

  1. Пение как вид музыкальной деятельности.

1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

1

-

-

1

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

2

-

3

3

Строение голосового аппарата.

1

1

-

2

4

Правила охраны детского голоса.

1

-

-

1

5

Вокально-певческая установка.

1

6

2

9

6

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

6

-

7

II.

Формирование детского голоса.


1

Звукообразование.

2

7

2

11

2

Певческое дыхание.

2

8

2

12

3

Дикция и артикуляция.

1

8

1

10

4

Речевые игры и упражнения.

1

8

1

10

5

Вокальные упражнения.

2

12

4

18

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


1

Народная песня.

1

6

-

7

2

Произведениями русских композиторов- классиков.

1

4

-

5

4

Произведения современных отечественных композиторов.

1

14

-

15

5

Сольное пение.

8

-

8

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

1

4

2

7

VI.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.


1

Путь к успеху.

1

3

-

4

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

4

-

4

VII.

Концертно-исполнительская деятельность


1

Репетиции

6

-

6

2

Выступления, концерты.

4

-

4

Итого

19

111

14

144

Содержание программы

Первый года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

    1. Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Теория Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).

Практика. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

    1. Диагностика.

Практика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.

Теория. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

    1. Строение голосового аппарата.

Теория. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Регистровое строение голоса.

Практика. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.

    1. Правила охраны детского голоса.

Теория. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

    1. Вокально-певческая установка.

Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой, В.В. Емельянова.

Практика. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование.

Практика. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание

Теория .Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования.

Практика. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция.

Теория .Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.

Теория Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.

Практика Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Теория Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука.

Практика Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней.

Теория Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен.

Практика Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.

Практика Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Практика Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа с солистами.

Практика Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Практика Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей.

Теория Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

Теория Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Практика. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)


  1. «Дважды два - четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский

  2. «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»

  3. «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин

  4. «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов

  5. «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы

  6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая

  7. «Песенка-чудесенка»

  8. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский

  9. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский

  10. «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..

  11. Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго».

  12. Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.

  13. Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.

  14. Песни из репертуара гр. «Волшебники двора»

  15. Песни из репертуара гр. «Талисман»





Учебно-тематический план

(2-й год обучения, 10-13 лет)

        1. Разделы, название темы

        1. Часы

теория

практика

индивид. работа

Общее количество

часов

I.

Пение как вид музыкальной деятельности


1

Вокально-певческая установка.

1

4

1

6

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

1

6

1

8

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

6

-

7

II.

Совершенствование вокальных навыков


1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

1

7

2

10

2

Вокальные упражнения.

2

10

2

14

3

Артикуляционный аппарат.

1

7

2

10

4

Речевые игры и упражнения

1

6

-

7

5

Дыхание, опора дыхания.

1

5

4

10

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


1

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

1

6

-

7

2

Произведения композиторов-классиков.

1

4

-

5

3

Произведениями современных отечественных композиторов.

1

12

-

13

4

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

1

4

-

5

5

Сольное пение.

6

4

10

IV.

Элементы хореографии

1

7

2

10

V.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.


1

Путь к успеху.

2

-

2

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

4

-

4

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

2

-

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

-

-

1

Репетиции

8

-

8

2

Выступления, концерты.

6

-

6

Итого

14

114

18

144

Содержание программы

Второй года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

    1. Закрепление навыков певческой установки.

Практика Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Теория Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Практика Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой, Емельянова В.В.

Практика Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Практика. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся.

Теория Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.

Практика Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата.

Практика Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи - их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Укрепление дыхательных функций в пении.

Практика Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

Практика Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков.

Практика. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Практика Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Теория Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

Практика. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.5. Работа с солистами.

Практика Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона.

Тема IV. Элементы хореографии

Практика. Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов.

Теория Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров.

Теория Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами.

Теория Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Практика Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов

  2. «Балалайка» Татьяна Морозова

  3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов

  4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы

  5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова

  6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова

  7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы

  8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников

  9. «Новый год» Ал. Ермолов

  10. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.

  11. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова

  12. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова

  13. «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов

  14. «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников











Учебно-тематический план


(3-й год обучения, 14-17 лет)

        1. Разделы, название темы

        1. Часы

теория

практика

индивид. работа

Общее количество

часов

I.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.


1

Сценическое движение и художественного образа песни.

1

2

-

3

2

Виды, типы сценического движения.

1

5

1

7

3

Соотношение движения и пения

1

4

1

6

4

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

8

2

11

II.

Совершенствование вокальных навыков


1

Вокальные упражнения.

1

12

4

17

2

Речевые игры и упражнения

1

5

-

6

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


1

Народная песня

1

6

-

7

2

Произведения композиторов-классиков.

1

4

-

5

3

Произведениями современных отечественных композиторов.

1

10

-

11

4

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

1

4

-

5

5

Сольное пение.

10

6

16

IV.

Элементы хореографии

1

7

4

12

V.

Актёрское мастерство

1

7

2

10

VI.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.


1

Путь к успеху.

2

-

2

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

4

-

4

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

2

-

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

-

-

1

Репетиции

10

-

10

2

Выступления, концерты.

10

-

10

Итого

12

112

20

144

Содержание программы

Третий года обучения

Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

    1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни.

Теория Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание.

Практика Специальные упражнения и этюды.

    1. Виды, типы сценического движения.

Теория Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

    1. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями.

Теория Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов).

Практика Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой, В.В. Емельянова

Практика Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся.

Практика Упражнения второго уровня - совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней.

Практика Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.

Практика Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму.

Теория Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов.

Практика Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Практика Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму.

Теория Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.

3.5. Работа с солистами.

Практика Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха.

Тема IV. Элементы хореографии.

Практика Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Актёрское мастерство.

Практика Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов.

Теория Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).

6.2. Анализ музыкальных произведений.

Тема VII. Концертная деятельность.

Практика Выступление ансамбля и солистов.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.


Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)


  1. «Вызываю я их из бессмертия» Найля Мухамеджанова

  2. Обработка народных, украинских песен

  3. «Главный праздник» Найля Мухамеджанова

  4. «Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев

  5. «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко

  6. «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой

  7. «Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова

  8. «Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова

  9. «Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

  10. «Расскажите» сл. Д.Майданов, муз. Л.Кудрявцев

  11. «Рождество» сл. и муз. Андрей Варламов

  12. «Святая Россия» сл. и муз. Жанна Колмогорова

  13. «Материнские слёзы»

  14. Синий платочек

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В программе выделены следующие направления:

  • голосовые возможности детей

  • вокально-певческие навыки.

  • работа над певческим репертуаром

  • работа с солистами

  • элементы хореографии

  • музыкально-теоретическая подготовка.

  • теоретико-аналитическая работа.

  • концертно-исполнительская деятельность.

Голосовые возможности детей.

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме.

В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй - на выявление границы натуральных регистров.

Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы - фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.

При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.

Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.

Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.

В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.

В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»);

2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;

3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

1) с чисто грудным звучанием;

2) микст, близкий к грудному типу;

3) микст, близкий к фальцетному типу;

4) чистый фальцет.

Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.

Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.

Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.

Певческое положение гортани в процессе пения

Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка.

Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову.

Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами!

Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается - значит, рот открыт правильно.

Методы работы над певческим дыханием.

На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2-3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.

Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Развитие артикуляционного аппарата.

Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.

Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.

Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот - хобыт, пятачок - пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но - акно, волна - вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.

Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб - аслап; клад - кат; березка - береска; друг - друк.

Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский - децкий; скрываться - скрываца; светский - свецкий.

Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.

Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный - чесный; солнце - сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что - што; счастье - щастье.

В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.

Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).

Вокально-певческая работа.

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

- сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание.

Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.

Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание.

Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:

- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.

Унисон.

В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Звукообразования.

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Слушание музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.

Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения - основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Народное творчество как основополагающее звено любой культуры - особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения - все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

Методика разучивания песен.

Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов - слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.

При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы - поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.

Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт - это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога - воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.

• Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.

• Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».

• Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.

• Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.

• Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.

• Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка - это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.

• Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.

• Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.

• Не кланяйтесь в низком реверансе - это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.

• Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.

• Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.

• Не машите чрезмерно руками - это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.

• Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.





Список литературы для педагогов:


  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.

  2. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991

  3. Далецкий О. Н. «О пении»

  4. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»

  5. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 1968.

  6. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»

  7. Кампус Э. О мюзикле. - М., 1983.

    1. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. -М., 1984.

  8. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006

  9. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.

  10. Мархасев Л. В легком жанре. - Л., 1984.

  11. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. - М.: Айрис-пресс,2007г.-95 с:

  12. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.

  13. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»

  14. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

  15. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г

  16. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика

  18. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

  19. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981

  20. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. - М., 1983.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. - Л.: Музыка, 1987.

  2. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов.композитор, 1986.

  3. Сохор А. О массовой музыке. - Л., 1980.

  4. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1976

РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ



  1. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.

  2. «Детям нужен мир». М. 1982г.

  3. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.

  4. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.

  5. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.

  6. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.

  7. «Мальчишки - девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.

  8. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.

  9. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.

  10. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.

  11. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.

  12. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.

  13. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.

  14. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А. Егорова. - М.: Профиздат, 1995. - 48 с.

  15. Вогино И. Г. «Игры - задачи». М. 1983г.

  16. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.

  17. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. - Волгоград, 2005. - 40 с.

  18. Жаворонушки. - Вып. 1-4/ сост. Г. М. Науменко. - М.: Советский композитор, 1986.-68 с.

  19. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! - М.: Музыка, 1986. - 62 с.

  20. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.

  21. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. - 266 с

  22. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.

  23. Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни - Чугуев: изд-во «III тысячелетие», 2004. - 144 с.


© 2010-2022