• Преподавателю
  • Музыка
  • Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему: Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему: Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (Музыка и изобразительное искусство)

5 класс


Учебник: Масол Л. М. ,- Искусство (интегрированный курс) 5 класс,

издательство «Свиточ», 2013г.

Тема: Извечные ритмы искусства.

Календарно-обрядовые песни.

Орнаментальные мотивы.

Цель: познакомить учащихся с календарно-обрядовыми песнями, раскрыть их назначение, учить выполнять орнамент природных форм, объединить значение ритма в музыкальном и изобразительном искусстве, развивать музыкальные и творческие способности учеников, вокально-хоровые навыки, формировать умение эмоционально, выразительно исполнять песни, воспитывать уважение и интерес к украинским обрядовым песням, творчеству И. Шамо и В. Верховинца.

Тип урока: интегрированный.

Методы: а) методы организации учебно-познавательной деятельности:

- словесный (рассказ, беседа)

- наглядный (демонстрация)

- практический (исполнение песен, импровизация, игра на детских

музыкальных инструментах, анализ музыкальных произведений)

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

деятельности:

- создание эмоциональной ситуации (музыкальное приветствие)

- аргументация нового материала ( определение темы, целей урока)

в) методы контроля и самоконтроля

- индивидуальный опрос (ответы на вопрос).

Музыкальный материал: обрядовая песня «Щедрик» , «»Веснянка», И. Шамо «Ятранские игры»

(запев №11, «Тырлыч, тырлыч»), «Подоляночка», «Вийшли в поле косарі», «Жен-

чичок-Бренчичок».

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация Microsoft Power Point, портреты И. Шамо и

В. Верховинца, тексты песен, магнитофон, аудиозаписи, иллюстрации, цветная

бумага, клей, ножницы, изображения разных видов орнамента, шаблоны

мотивов орнамента, ложки.

Ход урока:


І. Организационный момент.

ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК

НАЧИНАЕТСЯ УРОК.


Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, учитель!»

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

  • Сегодня наш урок начнется с музики.

Задание: Послушайте музыкальное произведение, что вы можете сказать?

Какая музика прозвучала?

(народная)

«…Нигде так явственно
не выражается характер
народа, как в его музыке…»
В.Ф. Одоевский

- Как вы понимаете эти слова? О чем они?

( о народной музыке)

- Мы живем в Украине. Украинцы - люди трудолюбивые и очень любят петь. Народная песня живёт веками, так как она-душа народа.

ІІІ. Определение темы и цели урока.

  • Сегодня на уроке вы узнаете о календарно-обрядовых песнях Украины и искусстве орнамента, познакомитесь с ритмом в природе и искусстве, познакомитесь с творчеством И.Шамо и В.Верховинца, разучите песню, научитесь выполнять орнамент природных форм.

  • В конце урока все ученики получат только хорошие оценки.


ІV. Актуализация опорних знаний.

  • Ребята, а кто из вас знает, какие песни называются календарно-обрядовыми и с чем они связаны?

  • В каждой местности существовали свои варианты обрядов и песен.

  • А что такое декоративно-прикладное искусство? Какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

V. Изучение нового материала.

1. Беседа о календарно-обрядовых песнях.

Календарные традиции и обряды

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Календарные традиции и обряды

Календарные обряды тесно связаны с аграрным бытом любого народа. И у каждого эти обряды носят свой неповторимый колорит, и украинцы - не исключение. Как и большинство современных украинских обычаев, сельскохозяйственные заложены нашими языческими предками - славянами. Христианство же их «доработало», внеся в них свой окрас. Как и в далеком прошлом, сегодня цель этих обрядов одна - повлиять на урожай и отвести непогоду.

Интересно, что у украинцев не было четких границ между сезонами для проведения аграрных обрядов - они продолжались практически весь год, плавно переходя из сезона в сезон. Однако в каждом из циклов украинцы следовали определенному «сценарию»: весной готовился грунт, осуществлялся посев и посадка растений, летом урожай «оберегался», осенью - собирался и сохранялся.


Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Зимний цикл таких обрядов начинался 21 декабря. Т.н. «введение» означало введение лета в зиму. Согласно приметам этого дня украинцы делали вывод, каким будет следующий год: дождливым или засушливым, жарким или мягким, урожайным или нет. День зимнего солнцестояния - самый короткий в году. Славяне верили, что солнце в этот день наиболее «слабое», оно «умирает» и человек обязан ему помочь возродиться, подняться вновь. С приходом христианства 25 декабря (старый стиль, по новому - 7 января) стало праздником Рождества, однако в полуязыческом православии люди помнят и изначальный смысл последних дней месяца.

В Святой вечер (с 6 на 7 января) люди создавали атмосферу благосостояния в доме - совершали уборку в доме, надевали лучшую одежду, доставали праздничную посуду.

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

В т.н. «красный угол», считающийся лучшим в доме, украинцы ставили украшенный сноп сена («дидух» или «рай-дидух»). В этом же углу дома создавали гнездо («кубельце») из ароматного сена, в центре которого ставили праздничную кутью и узвар. Количество колосков в православной разновидности дидуха всегда кратно семи (по числу семи колен рода), а сам он имеет «голову» и 12 «ветвей» (по числу апостолов на тайной вечере). После обряда украшения угла люди накрывали на стол и ждали появления первой звезды, чтобы начать празднование. Согласно примете, первый, кто ее увидит, будет самым счастливым человеком в семье весь следующий год. В полночь дидух выносится из дома и разделяется на четыре части. Часть обмолачивается (некоторые зерна дарят близким, остальные используют при первом посеве урожая), часть используют для освящения воды, третью часть дидуха оставляют на следующий год, а четвертую ритуально сжигают под песни и танцы.

Следующего дня, 7 января, люди сбивались в театрализованные группы и блуждали селом, распевая колядки - песни-заклинания, в которых не только желали здоровья и счастья людям, но и богатого урожая. Считалось, что эти песни владеют магической силой, поэтому хозяева щедро благодарили колядовальщиков едой - ведь если вам пророчат щедрый урожай, можно не экономить!

Собранные запасы несли 8 января на большие вечерницы - молодежное гуляние с танцами и веселым застольем, где юноши и девушки часто находили себе нареченных. Новогодние праздники (13-14 января) украинцы отмечали как праздника Маланки и Василия. Они не совпадали с церковными, поэтому в их обрядности сохранились собственно народные мотивы. В эти дни также практиковались обходы дворов со щедривками - календарными величальными песнями с элементами театрального действа. Традиционным персонажем такой игры был человек в маске козы - своеобразный символ плодородия и благосостояния. Очень выразительное аграрно-магическое значение имел обряд "посыпание", когда мальчики 7-14 лет, обходя дома, символически сеяли зерно. При этом произносили традиционный текст "Сiю, вiю, посiваю, с Новым роком вас вiтаю".


Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Маланкой (день святой Малании) украинцы зовут праздник, отмечающийся вечером перед Старым Новым годом (праздник Святого Василия) 14 января. Помимо традиционных «щедривок», которые распевает молодежь, существует обряд «подготовки» земли к полевым работам. Своеобразная обрядовая пахота заключалась в том, что щедровальники тянут за собой плуг, символично вспахивая снег и землю. Кое-где уже после Нового года гости вносили плуг или одни чапыги (ручки плуга) в дом хозяина - они имитировали пахоту и засевание. Обычно обряд засевания исполняли молодые дети или подростки в возрасте 7-14 лет: ребята обходили дом и «сеяли зерно», произнося «Сiю, вiю, посiваю, с Новим роком вас вiтаю». Считается, что этот обряд тянется с языческих времен, когда Новый год отмечался весной - в марте. Об этом косвенно свидетельствует и текст другой щедривки: «Щедрик, щедрик, щедрівочка, прилетіла ластівочка». Как и колядки, щедривки исполнялись в театрализованном действии. Один из неизменных персонажей - коза (человек в костюме козы).


Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Считалось, что на рождественские праздники особенно сильна нечистая сила. Поэтому в такие ночи люди не редко гадали, как бы пользуясь силой нечисти. Об этих силах затем практически забывали до самой весны, когда просыпались русалки. Считалось, что русалки - это утопленницы, самоубийцы, умершие некрещенными дети, или дети, родившиеся мертвыми. Прекрасные женщины с прозрачной спиной, сквозь которую были видны их органы. Этих духов было несколько видов - речных, лесных и полевых. Однако вне зависимости от их вида и привычек, если их не задобрить, они могли наслать на поля град, вызвать бурю, растоптать взошедшие посевы, а неосторожного путника русалка могла утащить на дно озера или реки, защекотать до смерти или превратить в своего раба. Считалось, что наибольшей силой русалки обладают в троицкую неделю, а особенно - в четверг. В этот день люди отказывались не только от полевых работ, но и старались вообще ни к чему не прикасаться, «чтобы не дразнить нечисть». На всякий случай, они носили в этот период обереги из полыни, а у окон клали крапиву, чтобы русалка не пробралась в дом.

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Еще одним злостным уничтожителем сельского хозяйства считалась ведьма. Существо из плоти и крови, ведьмой могла стать седьмая дочь в семье, или девочка, «рожденная после колдовства». Часто ведьмами считали самых красивых, самых эффектных женщин, часто - вдов. Не едящие мяса, ведьмы могли украсть сырную начинку из соседнего вареника - так говорили суеверные. Верили, что ведьмы насылают мор и болезни на домашний скот, но «поробити» (т.е. «поделать», «сглазить») они могли и людей. При всей их вредности, ведьма могла и исцелить больного, унять его боль. Развлекаясь оборотническими заклинаниями, ведьма могла превратиться в какой-либо предмет или в любое существо, чтобы, например, удобнее было украсть у коровы молоко. Подобием ведьм были «характерники» - казаки-колдуны. Помимо сверхсилы, умения «видеть другие миры», превращаться в животных, люди верили, что они способны открыть любой замок без ключей, крадя сено из амбаров, муку и прочие припасы.

Так, плавно переходя от зимних обрядов к весенним, начиналась Масленица («Масляна неділя»). Интересно, что со времен язычества праздник практически не изменился. Сжигание соломенного чучела Зимы, ошибочно именуемого «Масленицей», считалось обязательным (кое-где, правда, чучело топили в воде, а иногда им наряжали кого-то из села, и выпроваживали на санях за его пределы, скидывая в сугроб). Если этого не сделать, зима не уступит место весне, проморозит землю и не даст приступить к посеву урожая.

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Следом в череде праздников идут Пасха и Вербное воскресение. В Вербное воскресенье украинцы освящали ивовые прутья, после чего пороли ими членов семьи и - что немаловажно - домашний скот, приговаривая слова-обереги от недугов и слабости. Интересно, что на Пасху позволялось звонить в колокола не только звонарям, но и простым людям. Украинцы устраивали т.н. «перезвоны» и верили, что первый, кто воскресным утром ударит в звон, получит самый богатый урожай гречихи.

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Условно весенние аграрные обряды сменялись летними после Троицы. В них деятельность человека была направлена на заклятие посеянного урожая. У украинцев Троица носит другое название - «Зелені свята» («Зеленые праздники»). Люди украшают свои дома, хлева, пристройки, заборы и калитки зелеными ветвями клена, ивы и липы, на пол клали мяту, любистку и тимьян. На троицу молодые люди молили природу о богатом урожае специальными обрядами. Эти обряды - «вождение куста» и «завивание березы» - заключались в том, что маленькую девочку или молодую девушку украшали с ног до головы цветами, зелеными ветвями деревьев и кустов, и водили по селу, распевая обрядовые песни, т.н. «русальные».

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Настоящие летние обряды начинаются 7 июля, в праздник Ивана Купала - архаичный праздник, оставшийся неизменным даже под влиянием христианства. Церковь пыталась бороться с ним, запрещала его как греховный - все было бес толку. В нем тесно переплелись обряды культа солнца, аграрной магии и обряды сексуального характера. Одно из самых известных развлечений в купальскую ночь - прыжки через костер. Они носили не только развлекательный характер. Неженатые юноши и девушки «очищались огнем», прыгая через него три раза, и тот юноша, кто прыгнул выше других, «обеспечивал» тем самым своей семье самый богатый урожай в этом году. Но если парень ступил ногой в костер, зацепил дрова - беды не миновать. Кроме того, купальская ночь - пик буйства нечистой силы. Неправильные действия и обереги могли не только уничтожить урожай, но и убить человека. Бесы, лесовики, ведьмы, русалки, вурдалаки, упыри - все противники рода людского в эту ночь прикладывают все свои силы, чтобы навредить человеку. Все эти обряды в течение года украинцы сотворяли ради главного действа, апогея урожайного года - «обжинок». «Обжинки» - праздник завершения сбора урожая. Он богат не только песнопениями и играми, но и архаичными ритуалами. В прошлом в эти дни приносилось множество жертв богам и полевым духам, сегодня такой жертвой считается «спасова борода» (другие названия «перепелка», борода Волоса», «борода Ильи»). Последние несжатые колосья связывают в пучок и оставляют на поле, иногда пригибая его к земле.


Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Землю вокруг «бороды» очищают от сорняков, а под стогом закапывают несколько зерен. Когда сноп связан, жнецы кидают через спину серпы и поют песни в честь «бороды»: «Борода сріблом-златом обвита, червоним шовком обшита». Кроме того, из части сжатых колосьев украинцы вили венки, храня их до весны. Такой венок украшали цветами и лентами, а его зернами начинали посевные работы весной следующего года.

Первые или последние сжатые снопы также служили для обряда. Из лучших колосьев, которые хранились в недоступном для грызунов месте, в декабре будут свиты дидухи, а украинцы скажут: «Дідух в хату - біда із хати!».

2. Работа по учебнику. (с 26-28).

1) Чтение текста.

2) Беседа по прочитанному материалу.

3. Слушание музыки.

1) Знакомство с композитором И. Шамо. (портрет).

2) Беседа:

- И. Шамо, «Ятранские игры» - Запев№11 «Тырлыч, тырлыч».

Запев - яркая картина народного действия. Радостные мотивы слышны во всём произведении. Использованы разные приёмы хорового пения - шепот, говор, выкрики, а также притоптывание ногой. В песне «Тырлыч, тырлыч» рассказывается о волшебной траве, которую собирают в ночь на Ивана Купала.

3) Слушание музыки:

- Какие художественные средства и хоровые приёмы использует композитор?

4. Рассматривание и обсуждение иллюстраций учебника.

ФИЗМИНУТКА

Я иду и ты идешь - раз, два, три.

Я пою и ты поешь - раз, два, три.

Мы идем и мы поем - раз, два, три.

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

5. Закрепления понятия «Ритм» В музыке. Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Большой песенный сборник «Весняночка» составил украинский композитор Василий Верховинец, который изучая народный песенный и танцевальный фольклор. В книге много украинских детских песен-игр и песен-танцев, связанных с обрядами встречи весны. Исполняя веснянки и призывая весну, дети могут преображаться в персонажей, которые упоминаются в песнях.


Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Василий Николаевич Верховинец (1880-1938) (настоящая фамилия Костив)-украинский композитор, дирижёр и хореограф, первый теоретик украинского народного танца. Родился на Ивано-Франковщине, в бедной крестьянской семье. После окончания учительской семинарии служил учителем пения в народных школах. Имел неплохой голос (тенор), выступал в музыкальных представлениях народного театра в Галиции, а позднее - в профессиональных театрах Киева и Харькова. Служил хормейстером-дирижёром и хореографом.

СЛОВАРЬ ИСКУССТВА

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

Музыкальный словарь - a capella (исполнение без инструментального сопровождения).

6. Беседа «Ритм изобразительных элементов».

Понятие - ОРНАМЕНТ (узор, построенный на ритмическом чередовании элементов)

РАПОРТ ( повторяемый в неизменном виде фрагмент орнамента).

Словарь искусства.

МОТИВ

МУЗЫКА ИЗО

Напев, часть Характерный

Музыкальной темы элемент орнамента

VІ. Вокально-хоровая работа.

  1. Распевание.

Учитель обращает внимание на певческую посадку детей (спина должна быть прямой, плечи не поднимаем, руки лежат на столе, а ноги опущены вниз).

Выполняются упражнения:

  • Пение на одном звуке с закрытым ртом

  • Пение на одном звуке на слоги «Да-дэ-ди-до-ду» сначала легато, потом-стаккато

  • Упражнения на дикцию: на слоги «Зи-на» поступенно вверх от тоники до доминанты и обратно, постепенно ускоряя темп

  • Пение скороговорок на одном звуке:

«От топота копыт

Пыль по полю летит,

Пыль по полю летит

От топота копыт»;

«Бык-тупогуб,

Тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа»;

По звукам гаммы вверх и вниз:

«Ехал грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку «Цап!»

  1. Разучивание песни.

Украинская народная песня «Подоляночка» - веснянка, игра.

1) прослушивание песни,

2) Чтение текста (на индивидуальных листочках), разбор содержания.

3)разучивание первого куплета песни по фразам, уделяя большое внимание интонированию, ритму, точному соблюдению пауз, дикции в куплете и кантилене звучания в припеве.

4) исполнение первого куплета по группам, по колонкам, индивидуально…

5) - работа над дыханием, дикцией, ритмом, распевание слов

- добиваться напевного, светлого звучания, пропевание фраз до конца,

- разучивание 1-2 куплета песни.

VІІ. Музыкально-ритмические движения.

Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Она звучит в праздники и в будни, в горе и в радости.

Задание.

Давайте послушаем украинскую народную танцевальную мелодию (звучит фрагмент украинской народной песни «Ой лопнув обруч»).

Я вижу улыбки на ваших лицах. Почему вы так оживились?

Вопрос:

Какая музыка по характеру?

(обобщение ответа детей)

Музыка весёлая, живая, энергичная

И действительно, не сидится под такую музыку

Вопрос:

Что хочется делать? (танцевать)

Так давайте и мы поучаствуем в украинском веселье.

Задание

Каждый ряд выполняет своё задание.

1 ряд - на доске написан ритмический рисунок, который вы должны на протяжении всей мелодии сыграть на бубне

І І П І - ритмическое остинато ( повторение ритмического рисунка без изменения)

2 ряд - выполняет танцевальные движения: пружинки, повороты

3 ряд - отхлопывает ложками пульс

VІІІ. Самостоятельная практическая работа учеников.

(с.31-32.)

1) Рассматривание порядка выполнения аппликации в учебнике.

Составление плана работы (использование симметричного вырезания).

2) Демонстрация выполнения работы учителем.

3) Инструктаж по Технике Безопасности перед началом работы.

4) Работа в группах

1группа 2 группа 3 группа

Растительный орнамент Животный орнамент Геометрический орнамент

Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы. Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.
Интегрированный урок по музыке в 5 классе на тему:Извечные ритмы искусства. Календарно-обрядовые песни. Орнаментальные мотивы.

5) Выполнение аппликации.

ІХ. Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу, подводим итог.

Мы сегодня с вами узнали о календарно - обрядових песнях (щедривках, колядках, веснянках); их значении в традиціях и обрядах Украины; познакомились с творчеством И. Шамо и В. Верховинца, послушали их призведения; выучили новую песню «Подоляночка». Провели параллель между изобразительным и музыкальным искусством на основе понятия МОТИВ, узнали что такое орнамент и научились выполнять растительный, животный и геометрический орнамент.

Метод «Микрофон»:

-А напоследок я хотела бы услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. А начать свой ответ вы должны с таких слов:

Я на уроке сегодня узнал …
Мне понравилось…
Настроение на уроке было…

X. Оценивание учеников.

- Спасибо вам за урок. Вы все были молодцы, но среди вас есть самые активные ребята, которые получают высокие оценки.

(оценивание детей)

XI. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике с.26-33. Ответить на вопросы с.33.

Посетить национальный центр народной культуры «Музеи Ивана Гончара», используя ссылку на сайт в учебнике - с.32.

Выход учеников из класса под танцевальную народную музыку.

© 2010-2022