• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект занятия по фортепиано. тема Техника как средство музыкальной выразительности

Конспект занятия по фортепиано. тема Техника как средство музыкальной выразительности

Тема: техника,как средство выразительности Цель: Общемузыкальное развитие  на основе развития техники   Задачи:    Развитие беглости Развитие координации движений Развитие  эмоциональной отзывчивости Развитие творческого воображения и фантазии Формирование коммуникативных навыков (ведение диалога) По-французски etude - изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды - сначала совсем легкие: Гедике, Беренса, Шитте. Затем, с годами, переходят к этюдам сложнее: Клементи, Черни, ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Техника как средство музыкальной выразительности на примере этюдов.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Цель: создать условия, при которых технический аппарат ученика будет способен выполнять стоящую перед ним музыкальную задачу

Задачи: учебные:

  • Научить ребенка владеть разными видами фортепианной техники в пределах, изучаемых на данном этапе произведений

  • · Изучение репертуара

Развивающие:

  • Развитие беглости, координации движений

  • Развитие рефлексивных умений через проведение анализа исполняемых произведений и результатов занятия;

  • Развитие музыкального кругозора, интеллекта.

  • Развитие эмоциональной отзывчивости через работу над фразой, артикуляцией, динамическими оттенками

  • Развитие творческого воображения и фантазии

Воспитательные:

  • Формирование коммуникативных навыков (ведение диалога)

  • Развитие у ученика чувства собственного достоинства, способности к преодолению трудностей

  • Воспитание личностных качеств: трудолюбия, ответственности терпение и настойчивость для преодоления трудностей;

Словарь: музыкальные термины (крещендо, диминуэндо, форте, пиано, легато, стаккато, темп, ритм).



Этап занятия

Деятельность педагога.

Деятельность обучающегося.

Примечания.

1.

.

Организационный. Цели и задачи для педагога: - создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии; -включить учащегося в работу.

Педагог приветствует учащегося.

Предлагает проверить ребенку посадку за инструментом. Удобно ли тебе сидеть?

Ученик приветствует педагога.

Садится за инструмент, проверяет правильную посадку (положение рук, корпуса, ног).

Мотивационный этап

Сегодня мы с тобой будем работать над техникой. А как ты думаешь для чего мы осваиваем различные виды техники?(гаммы, арпеджио, аккорды, дойные ноты)

Они помогают нам раскрыть образ произведения.

Основной. Цель для ученика: .-подготовка исполнительского аппарата к занятиям (разминка мышечного аппарата); -развитие исполнительской мелкой техники; - закрепление знаний правил аппликатуры при исполнении гаммы D dur(две октавы);

- воспроизведение понятий, встречающихся в процессе исполнения: гамма, аппликатура, крещендо, диминуэндо;

Введение нового исполнительского приема: - формирование навыка постепенного усиления (крещендо) и уменьшения (диминуэндо) силы звука.

Начнем с гамм. Гамма ре мажор. Сколько знаков?- Какие?- Тоника какой звук?- на нее 1й палец, а 4 пал встречается только около тоники.

Вопросы педагога:

Что характерно для приемов игры крещендо и диминуэндо?

Какое ключевое слово?(постепенно)

Аккорды тонического трезвучия с педалью по 3 звука.

У нас с тобой в работе сейчас три этюда, начнем с….

Задание №2 Работаем над возникшими трудностями ( возможны проблемы с аппликатурой, лиги на 2 ноты, диминуэндо на нисходящий ход м.3). А что такое этюд?

А этот этюд на какую трудность? (вид техники)

Наш этюд называется «Хохотушки», а кого называют хохотушками? Какой темп этого произведения, какой используется регистр? (наводящие вопросы, предполагаемый ответ: девочки, которым попала смешинка в рот).

Совместное планирование домашней самостоятельной деятельности.

Учащийся актуализирует знания, отвечая на вопросы.

Исполняет гамму на 2 октавы. Играет с крещендо….

Постепенно

Исполняет с педалью запаздывающей



Хохотушки

Исполняет Хохотушки Рыбицкого. Учащийся актуализирует знания, отвечая на вопросы Упражнение на какую-то тех трудность. На двойные ноты- терции.

« Беззубые бабки, сидят на скамейке»



.



Задание №3

«Ветерок» В. Рыбицкого. Какая сложность исполнения (технические сложности) этого произведения? Исполняет.

Выясняем, что это летний, легкий ветерок - отсюда «легкая» правая рука.

Варианты работы: играем ее беззвучно, собранной рукой, с кистевым движением.

Совместное планирование домашней самостоятельной деятельности.

Задание №4

Следующий этюд у нас без названия. Работаем либо над кистевым движением при исполнении арпеджио, либо над пунктиром.

Краткая справка, что этюды делятся на инструктивные и концертные, которые, как правило, имеют название. Первые писались для преодоления технических трудностей, как для начинающих, так и для уже взрослых исполнителей. Самым известным композитором, который написал более 1000 этюдов был Карл Черни, он был учеником самого Бетховена. А вот концертные этюды- исполняют на эстраде, в концертах, и они имеют еще и художественную ценность. Знаменитые пианисты- авторы Лист (ученик Черни), Шопен. И среди русских композ-в, конечно, же Рахманинов и его Этюды-картины

По-французски etude - изучение. Этюд - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначена для усовершенствования техники. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды. Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техники трелей, двойных терций и других. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов.

Изучением технических приемов своего искусства занимаются не только музыканты. Поэтому слово «этюд» употребляют художники (у них даже есть выражение - поехать на этюды - значит выехать за город, чтобы на каком-то пейзаже отрабатывать те или иные приемы живописи). Встречается этот термин и в применении к шахматам. Шахматные этюды публикуются в журналах для всех, кто желает их изучать. И у артистов .(Ярмольник Л., Райкин К.)

Этюды крупных художников оказываются не только упражнениями для выработки какого-то приема, но и подлинными произведениями искусства. Многие живописные этюды выставлены в музеях и вызывают восхищение посетителей. Так же и в музыке. Вспомним великолепные этюды Шопена. Пианисты часто играют их в концертах, и никому в голову не приходит, что это - «упражнения». А между тем в основе каждого из этюдов Шопена лежит какой-то один технический прием: техника левой руки в знаменитом Революционном этюде (соч. 10 №12), двойные ноты в обаятельном лирическом Третьем (соч. 10), октавная техника во многих других, движение «ломаными» шестнадцатыми - в Траурном марше Двадцать третьего этюда (соч. 25).Этюды, которые можно исполнять на эстраде как настоящее художественное произведение, называют концертными.

Предлагаю тебе послушать фрагмент концертного этюда Листа Кампанелла.

Понравилось произведение? На какой вид техники?

Педаль, и левая рука здесь главная, а правая -это фон, ветерок. Педагог и ученик контролируют точность исполнения.

Исполнение произведения.

.















Слушаем фрагмент этюда Листа Кампанелла, как образец концертного этюда.

4.

4-5 мин

Цель для педагога: связать занятия по фортепиано с хоровой дисциплиной

Сегодня мы с тобой рассмотрели виды фортепианной техники, а в хоровых партиях есть технические трудности, как ты считаешь?

Давай рассмотрим на примере произведения, которое вы исполняете на хоре. Это «Слава народу!» Рахманинова С.

Рахманинов С,В, писал не только для фортепиано и симфоническую музыку, он также писал произведения для хора. Ты в хоре поешь в альтовой партии. Попробуй сыграть свою партию. Какие трудности встретились?

А теперь ты играешь свою партию, а я аккомпанемент. Тебе придется играть партию свою на октаву выше.

Исполняет свою партию

Изменение темпа в средней части, изменение размера -в начале 4\4, затем 3\4и опять возвращение 4/4, есть паузы на сильную долю в партии альта.

Играем вместе.

.

5..Итоговый этап Цель для педагога:

- подвести итоги занятия,

- спланировать домашнее задание, построив траекторию дельнейшей работы воспитанника

Мы сегодня еще раз убедились, что все технические приемы, которые встречаются в произведениях (этюдах, сонатах, хоровых произведения)- они все работают на раскрытие образа, Это все средства музыкальной выразительности. Успешное решение технических задач поможет тебе ярче раскрыть замысел композитора и более качественно и осмысленно исполнить произведения.





© 2010-2022