Разработка урока 5 кл музыкальная живопись сказок и былин

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс.

Тема: «Музыкальная живопись сказок и былин».

Цель:

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

1.Воспитывать музыкальную культуру учащихся.

2.Обобщать опыт восприятия и понимания музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.

3.Развивать эмоциональную сферу учащихся, творческое воображение, артистическое чувство.

4.Воспитывать вокальный слух, певческую культуру звука.

5.прививать вокально - хоровые навыки.

Музыкальный материал:

Песня «Погоня» из кинофильма «Новые приключения

неуловимых».Е.Крылатов «Крылатые качели».Г Гладков «Песня о картинах»М .П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».А.П.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская».

Дополнительный материал: портреты композиторов:

М.П.Мусоргского, Е.Крылатова, Г.Гладкова.

Репродукции картин Грекова «Тачанка», Васнецова «Богатыри». Рисунок В.Гартмана «Избушка на курьих ножках». Репродукции разных художников: портрет, пейзаж, натюрморт. Фрагмент из худ. Фильма «Финист ясный сокол».

Эмоциональный настрой урока.

Ход урока.

Звучат стихи из песни «Музыка» Иры Исаковой.

Я хочу увидеть музыку.

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей.

Птичьи трели это музыка

И капели это музыка.

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Можем ли мы увидеть музыку?

- Музыка может вызывать в нашем представлении живописные образы, даже картины. Вглядываясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем представлении ту или другую музыку. Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу.

Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов .

Нарпимер: Ф Лист, Р Шуман признавались в том, что картины помогали им понимать музыкальные произведения других композиторов.

В то же время художник И.Репин, скульптор С. Коненков утверждали, что без музыки не мыслят творческой жизни творческой жизни: «Без нее нет фантазии и окрыленности». « Без музыки я не смыслю жизни» - говорил И. Репин.

Разные виды искусства поэзия, музыка, живопись - по - своему и независимо друг от друга могут воплотить одно и то же содержание.

Слушание муз. из кинофильма « Новые приключения неуловимых» (или песню о тачанке)

- что вы представляете, слушая музыку?

-Что увидели в музыке?

Ответ: Стремительное движение.

Игра на инструментах.(ложках) .Исполнить пульс музыки.

Звучание инструментов имитирует цокот копыт .

Сравните с произведением Грекова тачанка.

Оба произведения изображают движение.

Что вы знаете о художнике Митрофане Борисовиче Грекове (стихи)

Ответ: Почти на всех картинах художника,во всех зарисовках - лошади. Почему? Он любил их с детсва. (империалистическая война) .стр 16.



Мы знаем Баба Яга способна совершать нехорошие поступки, может ли ее кто-нибудь ее остановить?

Подсказка: 1 сыграть по нотам фрагмент симфонии №2.

2.Спеть мелодию на определенный слог (по таблице №8).

Богатыри.

Слушание 2 симф. А.Бородина.

Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. И хотя кажется, что Богатырская симфония навеяна Богатырями Васнецова, но это не так, создатели при жизни не встречались. Картину Васнецов закончил писать в1900 г.Бородин умер в 1887г.

Проиграть фрагмент.

Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?

Они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.

Песня в исполнении анс. «Цветы».

Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве. В поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того что с давних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.

Обратить внимание на репродукции картин художника К. Васильева, Васнецова.

Вопросы: Кто на картине?- (Илья Муромец - Соловей Разбойник,

Добрыня Никитич - Змей Горыныч, Алеша попович - Тугарин Змей).

Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. Дома их ждали родные.

Картина Васильева «Ожидание».

Прочитать стихи.

Горит свеча у мерзлого окна,

Протаяли узоры ледяные.

А девушка одна, совсем одна

Во всей избе, а может и в России…

Свеча мерцает в девичьей руке,

Тревога сердце девичье волнует,

А милый ее где-то вдалеке

Работает, а может и воюет

У девушки волнистая коса

Ну где найдешь пышнее и красивей?

И где найдешь прекраснее глаза -

Глубокие, как небо над Россией…

Просмотр кадров из Фильма « Финист ясный сокол»

«Никому зла не причинял , ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держался и веселился с вами, с вами же и горе переносил - это слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать любой русский богатырь. Богатырь - простой русский человек

Не только о далеком прошлом напоминают картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник; со злом надо бороться!

Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья разбойника, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алеша Попович, уничтоживший злое чудище. Тугарина.

Каких героев вы еще можете назвать - защитников нашей Родины? Вспомните историю. (Иван Сусанин, Князь Игорь, Георгий Жуков).

А какого героя в нашей Тюменской области вы могли бы назвать богатырем? Он завоевал Сибирь. Воевал под г. Тобольском.

Ермак.

14 августа 1944 г исполняется 65 лет Тюменской области. Главным городом становится г. Тюмень. Кто был в Тюмени? Красивый город?

Презентация о Тюмени.

Благодарю за приятное общение.

Спасибо всем.

© 2010-2022