- Преподавателю
- Музыка
- Конспект Ансамбль шумовых инструментов
Конспект Ансамбль шумовых инструментов
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алехина Г.И. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №10»
г. Железногорска Курской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока на тему:
«Работа над обработками русских народных песен во 2 классе
ансамбля шумовых инструментов»
Подготовила:
учитель музыки
первой квалификационной
категории
Алехина
Галина Ивановна
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока учителя музыки Алехиной Галины Ивановны
Место проведения: МОУ «Гимназия №10», кабинет №51
Дата проведения: 22.04.2015 г.
Тема урока: «Работа над обработками русских народных песен в классе ансамбля шумовых инструментов»
Тип урока: получение новых знаний
Цель: предполагается, что на конечном этапе занятия учащиеся смогут исполнить музыкальные произведения в ансамбле; формирование представления о русской народной песне.
Задачи:
-
познакомить с историей возникновения русских народных песен;
-
совершенствовать и формировать основные приемы игры в ансамбле;
-
создать условия для развития музыкальных способностей путем включения учащихся в разные виды деятельности: слушание музыки, инструментальное творчество, музыкальное движение;
-
организовать ситуации для развития рефлексивных способностей оценочной самостоятельности учащихся на протяжении всего занятия;
-
содействовать воспитанию гражданственности учащихся на лучших традициях национальной культуры;
-
объединить учащихся в творческий коллектив.
Вид урока: урок на основе групповой технологии.
Образовательные технологии:
- технология развивающего, проблемного обучения;
- игровая технология;
- информационно - коммуникационная технология.
Методы: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, рефлексия.
Средства обучения:
-
Мультимедиа-проектор, ноутбук, колонки.
-
Музыкальные инструменты: баян, ксилофоны сопрано №1 и №2, бубны, треугольник, ложки, рубель, трещотки, пандейра, колокольчики, румба.
-
Пюпитры, стулья (по числу учащихся).
-
Смайлики.
-
Комплект карточек с названием музыкальных инструментов.
Музыкальный материал:
1. Клавир русские народные песни.
2. Р.н.п. «Светит месяц» - Аудио запись мр3.
3. Песня «Веселые путешественники»- Аудио запись мр3.
4. Партитура для инструментального ансамбля.
Структура урока:
I Организационнo-мотивационный этап. (5мин)
Музыкальное приветствие
Слушание русской народной песни.
Беседа
II. Актуализация знаний (3мин.)
Беседа, объявление темы урока
Слайды
III. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)
Теоретическая часть
Беседа с учителем
Работа над музыкальным произведением
IV. Первичное закрепление (5 мин.)
Ответы на вопросы учителя
Песня «Весёлые путешественники» с движениями (физминутка)
V.Первичная проверка понимания (8 мин.)
Основные приемы игры
Игра «Музыкальные инструменты»
VI. Рефлексия (1мин.)
Анализ деятельности на уроке
Работа со смайлами
VII. Информация о домашнем задании (1мин.)
Работа с раскрасками
Ход урока:
Сегодняшний урок я буду проводить с обучающимися 2 класса ансамбля шумовых инструментов.
1.Организационнo-мотивационный этап.
Музыкальное приветствие
Слайд1(Слушание русской народной песни в исполнении ансамбля русских народных инструментов)
-Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомиться с новыми музыкальными произведениями, с основными приёмами игры на шумовых инструментах, а также с ритмическим аккомпанементом.
- Какие же это музыкальные произведения?
- Это необычные музыкальные произведения, которые мы будем исполнять, используя различные приемы игры и ритмический аккомпанемент.
- Вы готовы принять моё предложение?
(ответы учащихся: да готовы)
2.Актуализация знаний.
- Какие музыкальные жанры вы знаете? Слайд 2
(ответы учащихся:марш, танец, песня)
- Сегодня мы будем говорить об одном из музыкальных жанров. О каком именно, попробуйте догадаться, прослушав музыкальную иллюстрацию.
(Звучит р.н.п."Светит месяц))
По окончании прослушивания учащимся предлагается определить жанр произведения.
- Назовите жанр произведения? (песня) Слайд 3
- Назовите страну, которая является родиной этой песни ?(Россия)
- Кто является автором этой песни? (народ)
Используя эти слова определите тему нашего занятия.
- Итак, тема нашего музыкального занятия:?
(ответы учащихся:Работа над русской народной песней «Светит месяц»» в классе ансамбля шумовых инструментов).
3.Первичное усвоение новых знаний.
. Теоритическая часть.
- И это не случайно. Ведь каждый человек должен знать историю Родины и свою национальную культуру.
- Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры.У народной песни нет автора, или автор неизвестен.Русские песни подразделяются на: календарно-обрядовые,семейные,лирические,трудовые,шуточные,сатирические,хоровод-ные и.т.д. Они отображают окружающий мир, жизнь, быт и трудовую деятельность русского народа. Сегодня насчитывается огромное колличество русских народных песен, хороводов, игр..Многие из них известны не только в России, но и далеко за ее пределами.
-А какие русские народные песни знаете вы?
(ответы учащихся)
- Это наиболее известные песни Например, р.н.п."Во саду ли в огороде", "Во поле берёза". "Как под горкой", "Ах вы сени" и.т.д. Слайд 4
-Правильно!А вот р.н.п."Светит месяц"одна из самых популярных и любимых в России, потому что в ней ярко выражена душа русского народа, его национальный колорит.
- Давайте еще раз прослушаем мелодию. р.н.п."Светит месяц"определим размер,темп? Определим музыкальные инструменты ансамбля р.н.и.? Характер музыкального произведения? (звучит музыкальная иллюстрация песни)
- (ответы учащихся:размер4/4;темп подвижный;музыкальные инструменты:домра,балалайка,баян,ударные,жалейка;характер-задорный,весёлый,радостный)
- Правильно, размер 4/4. Отсюда мы будем исполнять ритмический акомпанемент и выделять и акцентировать на f(форте) 1долю,а 2,3,4 на mf.
- Все музыкальное произведение разбиваем на цифры: 1-вступление,
2-6 цифра проведение основной темы в вариационной форме.
- Я, сейчас обозначу и продемонстрирую основные приемы игры, которые мы с вами будем использовать (паказ основных приемов игры на ложках).
Вступление- (звучит музыка, не играем, , приготовили прием игры№1-зажали в левой руке между 2и3 пальцем ложку выпуклой стороной наружу и черенком вверх, в правой руке держим за черенок ложку выпуклой стороной наружу )
1 цифра- играем ритмический акомпанемент4/4 выделяя и акцентируя 1долю на f , 2,3,4 доля на mf.и dim. -прием игры№1.
2 цифра - играем используя прием игры №2(зажали в левой руке между 2и3 пальцем ложку выпуклой стороной наружу и черенком вперед,ударяем по выпуклой часте на 1и3долю, удар по черенку ложки на 2и4 долю)акцентируем на f и выделяем1долю, 2,3,4 доля на mf.и dim.
3 цифра - меняем прием игры, подготавливаем прием№3(зажимаем в правой руке черенки ложек выпуклыми сторонами друг к другу между 1-2и и 2-3 пальцем)
4 цифра - играем используя прием игры №3( 1доля ударяем о ладонь левой руки, 2,3,4 доля- удар по левому бедру и наклон вперед)
5 цифра - играем используя прием игры№4 "Ладушки"(игра в парах), акцентируем 1и3долю.
6 цифра - играем используя прием игры№5"Черенки"(круговые движения,
начинаем в правую сторону ритмический акомпанемент4/4 ,затем в левую сторону).
4. Первичное закрепление.
-А теперь давайте попробуем исполнить эти приёмы игры вместе со мной под музыку,играем сначала с 1по3цифру.
- Молодцы,хорошо справились с заданием.
- Играем под музыку с 4 по 6 цифру.
(звучит музыка "Светит месяц", учащиеся и учитель исполняют ритмический акомпанемент используя новые приемы игры)
- А сейчас попробуем сыграть сначала до конца, соблюдая все новые приемы игры, основные движения, а также динамические оттенки, в характере музыкального произведения.
-
Молодцы,хорошо справились с заданием.
-
А сейчас давайте с вами чуть-чуть отдохнём(физминутка)
(звучит песня «Весёлые путешественники» с движениями )
-
5.Первичная проверка понимания.
-
Ну,а сейчас- покажите какие основные приемы игры вы использовали в ритмическом аккомпанементе?
-
(ответы учащихся)
-
Какие основные музыкальные иструменты ансамбля русских народных инструментов вы услышали в записи?
-
(ответы учащихся)
-
Что такое ансамбль?
-
(ответы учащихся:это совместное исполнение)
-
Как вы считаете получилась у вас игра в ансамбле?
-
(ответы учащихся)
-
Молодцы,хорошо справились с заданием.
- А сейчас давайте поиграем и игру.Выбираем ведущего,который будет показывать карточки с музыкальными инструментами, а вы будете отгадывать к какой группе музыкальных инструментов относится тот или иной инструмент.
Эта игра потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя, подсказывать нельзя! Кто знает - поднимает руку и мне «сигнализирует».
-
(ответы учащихся)
-
Правильность ответов сверяем со слайдом. Слайд№5
6.Рефлексия
- Вы большие умницы! (после игры).
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какие основные приёмы игры мы использовали при игре на ложках?
- Что нового вы узнали о русской народной песне?
- Кому-то было трудно или непонятно? Понравилось?
- А сейчас с помощью смайликов грустных и весёлых покажите своё настроение, которое у вас вызвал сегодняшний урок.
(учащиеся поднимают выбранные смайлики вверх).
- Молодцы! Хорошо! Считаете ли вы, что наш коллектив объединился в музыкальный ансамбль?
(ответы детей).
7. Информация о домашнем задании.
- Ребята, а кто из вас был с родителями на концерте ансамбля русских народных инструментов «Субботея» в ДК МГОКа? Ну, вот, можно смело родителей позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о русских народных инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят в состав ансамбля русских народных инструментов. Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне.
- На этом мы прощаемся. Жду вас через неделю.
- До свидания!
7