Сценарий вечера классической музыки Дарите музыку друг другу

Музыка Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского… Нужна ли она сегодня в наш век нанотехнологий, экономических кризисов, громыхающих современных шлягеров и яркой пестроты телевизионных программ? Можно  услышать самые разноречивые суждения по этому поводу,  но я отвечу: может быть, сейчас эта музыка нам нужнее, чем когда-нибудь.  Ведь она, как глоток свежего воздуха, придает силы,   снимает тяжесть с души, облагораживает, помогает жить.     Данный сценарий  для тех, кто любит классическую музыку или х...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ВЕЧЕР КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Звучит песня С.Никитина «Под музыку Вивальди»

ВБ. (говорит на фоне музыки А.Вивальди).

Музыка Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского… Нужна ли она сегодня в наш век нана-технологий, экономических кризисов, громыхающих современных шлягеров и яркой пестроты телевизионных программ? Можно услышать самые разноречивые суждения по этому поводу, но я отвечу: может быть, сейчас эта музыка нам нужнее, чем когда-нибудь. Ведь она, как глоток свежего воздуха, придает силы, снимает тяжесть с души, облагораживает, помогает жить.

АС.

И наш сегодняшний вечер для тех, кто любит классическую музыку или хочет ее полюбить. Для тех, кто хочет получить эмоциональный и нравственный заряд от невидимого явления, которое называется МУЗЫКОЙ.

Сегодня в этом зале собрались такие разные и незнакомые учащиеся школ, ваши учителя музыки, педагоги детских музыкальных школ. И классическая музыка, которая прозвучит сегодня в живом исполнении, обязательно, как говорил Лев Николаевич Толстой, «объединит» всех нас «в одном чувстве», поможет наладить душевный контакт между нами, а поэтические строки дополнят ее музыкальный язык.

ВБ.

Вот музыка та, под которую мен хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

Дробь барабанов и медь,

Возьмите себе их в союзники,

Любя до скончания дней.

Меня же оставьте с той музыкой -

Мы будем беседовать с ней. Б.Окуджава



Звучит «Романс» Г.Свиридова (камерный ансамбль «Отрада»)

АА.

Музыка - искусство очень древнее. «Это величайшая сила, - утверждали древние философы. - Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать». Из глубины веков пришли сказания о силе музыкального искусства. Как тут не вспомнить знаменитый миф об Орфее, былину о новгородском гусляре Садко, сказку о Крысолове.

ЛБ.

Но мы сегодня будем говорить о музыке классической. А что же это такое - классическая музыка?

АС.

Это исторический опыт прошлых поколений. Во все времена она отражала изменения, происходящие в истории, в образе жизни людей, в том, как они чувствуют и действуют. Изящная музыка соответствовала времени придворного этикета, кружевных манжет и напудренных париков, страстная, торжественная - временам революции, эмоциональная, чувственная - эпохе романтизма.

ЛБ.

Классика - это музыка, написанная в то время, когда все искали равновесие и совершенную форму, - подобно форме прекрасной древнегреческой вазы. И именно в ней заложена та великая сила, которую можно назвать энергией красоты и гармонии.


На фоне музык

иЧтец.

Стихия музыки - могучая стихия,

Она, чем непонятней, тем сильней,

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и невидна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде растворена во всем.

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков.

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору. Е.Винокуров



П.Чайковский «Вальс цветов»

АС

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека?

Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует человек - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки, скорбит - печальные звуки помогают выразить горе. «Стенографией чувств» назвал музыку Лев Толстой.

ЛБ

А компози­тор Александр Серов дал ей такое определение: «Это в звуках выраженная жизнь души».

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты...

И.Волобуева

АС

И нам не надо знать всё о диезах и бемолях, чтобы понимать музыку. Если она говорит нам что-то, то отнюдь не об историях или картинах, а о чувствах; если она заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем ее.

Чтец (читает на фоне музыки).

Что-то в музыке поминальное,

Что-то щемящее сверх понимания,

Что-то грустное, что-то печальное,

Что-то пустынное до одичания.

Что-то скифское и курганное,

Чернобыльное и полынное,

Первородное, первозданное,

Богатырское и былинное,

Что-то смелое и решительное,

И прямое, как высота,

Что-то самое значительное -

Человечность и доброта. Виктор Боков

Ф.Лист «Грезы любви»

АС.

То, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека - открытие не нашего времени. Еще в древнеегипетских папирусах написано, что жрецы лечили людей звуками. А крупный ученый Древнего Востока Аль-Хорезми сказал: «На моей родине с давних времен применяют для лечения слово, лекарство, нож и музыку. Я предпочитаю последнее».

ЛБ.

Знаменитый математик и философ Пифагор утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию.

АС.

Классическая музыка многозначна и на некоторых людей действует острее, чем слово: может умиротворять и активизировать, облегчать печаль и умножать радость. Исследования показали, что самым расслабляющим действием обладает флейта, а скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают.

Чтец.(читает на фоне музыки)

.Рыдает и плачет тоскливая скрипка,

И слышится в звуках мне голос родной,

И тихо, сквозь слезы, мерцает улыбка

Над юностью падшей, над жизнью больной.

Рыдайте и плачьте, печальные струны!

Рыдайте, мне сладок ваш трепетный плач.

Как первые грезы, вы страстны и юны,

Безжалостны вы, как жестокий палач.

Вы вновь пробудили певучие думы,

Вы вновь окрылили восторгом меня...

И грусть моя тает, как сумрак угрюмый

Пред алым сияньем веселого дня.

И вижу я снова из мрака забвенья,

Как бледный туман из глубоких лощин,

Встают и кивают былые виденья

Сквозь черную дымку угасших годин...

К.Фофанов

Ф.Шуберт «Аве Мария»


АС.

Музыка - это язык общения, понятный всем. Кто-нибудь из вас знает итальянский язык, а польский? Но любить музыку итальянца Антонио Вивальди, поляка Фридерика Шопена, австрийца Вольфганга Амадея Моцарта нам это не мешает.

ЛБ.

Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах очень точно сказал: «Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».

АС.

Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, которым мы передаем состо­яние своей души, свои чувства и пережи­вания. И если научиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык», произведения, наполненные глубоким содержанием, будут понятны без слов.

Чтец (читает на фоне музыки).

Понятны мне, понятны эти звуки:

Вот - вздох любви!

Вот тяжкий стон разлуки!

Вот - тихая молитва... вот - слеза...

Вот - звонкое надежды лепетанье!

Вот - ревности глухое клокотанье!

Вот - дикого отчаянья гроза

И бешеных проклятий скрежетанье,

И хохота безумного раскат,

И вот сверкнул кинжал самоубийцы.

Чу! - Божий гром!.. Конец! -

Трещат гробницы... Земля дрожит...

Архангелы трубят.

В.Бенедиктов


Ф.Манино Соната №

5

АС.

Сегодня уже звучали слова Льва Николаевича Толстого о музыке. А вы знаете, какое значение играла музыка в жизни нашего знаменитого земляка? Давайте еще раз побываем в доме писателя в Ясной Поляне и попробуем понять, какие чувства испытывал он, соприкасаясь с классической музыкой?

ЛБ.

Подъехав к знаменитым башням, мы идем по Прешпекту, любуемся стройными белыми березами, прудами, яблоневым садом. Дальше наш путь лежит к дому писателя.

Мы переступаем порог дома, и попадаем в переднюю с березовыми, желтыми шкафами, наполненными книгами на разных языках. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в зал, где ежедневно собиралась семья Толстого, гости. Остановимся здесь и мы.

АС.

Сразу привлекают к себе внимание рояли - свидетельство огромного значения музыки в жизни Толстого и его семьи. Сын Толстого писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. Он увлекался музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Впечатление от его игры - одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью».

ЛБ.

Толстой любил слушать музыку, сидя в глубоком вольтеровском кресле. Он имел собрание различных нот, многие из которых содержали его любимые музыкальные произведения, в том числе почти все фортепианные сочинения Шопена. Толстой говорил: «Шопен в музыке то же, что Пушкин в поэзии».

АС.

Давайте и мы сядем поудобнее, настроимся и послушаем любимую музыку Льва Николаевича Толстого так, как умел слушать он.

Ф.Шопен. Этюд№2

4

АС.

По вечерам в доме Толстого звучали романсы Глинки, Чайковского, Даргомыжского.

ЛБ.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился в селе Троицкое Тульской губернии. Он автор 4-х опер и около 100 романсов. Главным истоком его музыки стали интонации живой человеческой речи. Знаменитое творческое кредо Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» Именем нашего знаменитого земляка названо музыкальное училище (ныне колледж искусств) в городе Туле, которому в ноябре 2008 года исполнилось 100 лет.

АС.

И прежде, чем вы услышите романс Даргомыжского, прозвучат поэтические строки С.Городецкого

.Чтец.

Из пут пространства узкого

Обыденных невзгод

Людей уносит музыка

В дерзающий полет.

И звезд немых сияние,

И грозный гром войны,

И с морем рек сияние,

И смутный шум весны -

Всё, всё она торопится

В себе сроднить с людьми -

То бурей в сердце бросится,

То паузой томит,

То молниями вспенится,

Греметь заставит медь,

То арф и скрипок пленница

Ручьем начнет звенеть.

Ища в мгновеньях вечности,

Из звуков строит свод

И самым человеческим

Нам голосом поет.

С.Городецкий

А.С.Даргомыжский - А.С.Пушкин «Я Вас любил»


АС. Слово «композитор» происходит от латинского «сочинитель, составитель». Согласно словарю, это автор музыкального произведения, лицо, занимающееся сочинением музыки.

ЛБ.

Это сухое определение, на самом деле композиторы слышат на три сотни звуков больше нас, это люди, которые «иначе видят, больше чувствуют и потому больше страдают» (Антоний Кемпинский).

АС.

Великим композиторам есть что сказать, о чем поведать нам в своей музыке. Вот причина того, что их музыка будет жить всегда, может быть, вечно, и люди, когда бы они ее ни слушали, будут испытывать сильные эмоции. И это качество является самым важным определением слова «классика».

ЛБ.

Всё сказанное можно отнести и к русскому композитору Петру Ильи­чу Чайковскому. Он оставил огромное музыкальное наследство, суть которого очень точно выразил. Яков Полонский, посвятив Чайковско­му стихотворение «Музыка»:

На фоне музыки Чайковского.

И плывут, и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна...

Поднялась, подняла, и неведомой муки

и блаженства полна...

Их божественный лик, на мгновенье

Неуловимой сверкнув красотой,

Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной.

И отразился,

И покачнулся,

Не то прослезился...

Не то улыбнулся...

АС.

Пожалуй, нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как Чайковский, он писал симфонии, оперы, инструментальную музыку и вокальные произведения. Украшением мировой классической музыки являются его знаменитые ба­Леты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». И сейчас Деменина Екатерина исполнит «Русский танец» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

«Русский танец» из балета «Щелкунчик».

АС.

Музыка может перенести нас в другое пространство, другой мир, другую страну. И сейчас мы перенесемся в Аргентину и услышим музыку современного классика - аргентинского композитора Астора Пьяцолы, творческим кредо которого стало танго. Его произведения для бандонеона (инструмента, похожего на аккордеон/баян), гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.

ЛБ.

Всю жизнь Пьяцола играл танго. Но какое это танго! В этой музыке чувствуется все: жизнь, боль, переживание, счастье, радость. Все это танго, но все оно такое разное. Как жизнь разных людей.

АС

Незадолго до смерти Астор Пьяццолла в одном из интервью сказал: "В Аргентине может измениться все: лицо городов, общество, политический режим - все, кроме танго, которое я понимал и умел играть".

Звучат произведения Астора Пьяцолы «Зима в Буэнос-Айросе» и «Медитанго»

Окончание.

ВБ.

Сегодня у нас была счастливая возможность соприкоснуться с живой звучащей классикой. Эту встречу мы организовали ради одного большого чувства: «любви» к вам, наши дорогие дети, ради одного большого желания - сделать все, чтобы вы были счастливы. Но, какое же может быть счастье без красоты, которую нужно учиться понимать?

АС.

Чарльз Дарвин говорил: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь вновь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может, путем постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья».

ВБ.

Думаю, это весьма авторитетное мнение (предоставляю слово Алине Гудковой (СШ№12)

Чтец.

Печальна и чиста,

Как жизнь людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь непостижима,

Музыка!..

Везде, в любом краю,

Летишь ты с губ и клавиш,

Свистящую змею

И ту застыть заставишь,

Музыка!..

На свете каждый миг

Мелодия родится,

Ты - сладостный язык

Дождя, ручья и птицы,

Музыка!..

Ты - и весенний гром,

И хлябь ночей ненастных,

Ты стала языком

Счастливых и несчастных,

Музыка!..

Пусть в мире прижилась

Лишь часть твоих мелодий,

Твоя безмерна власть

Над теми, кто свободен,

Музыка!

ЛБ.

Хочется поблагодарить всех собравшихся в этом зале и представить исполнителей:

Педагоги ДМШ№1 - Шишов Роман Вячеславович, Семенова Марина Валентиновна, Екатерина Харланова.

Педагоги ДМШ№2 - Молочникова Ирина Николаевна, Завадская Наталья Петровна, Сальникова Марина Анатольевна.

ВБ. А также директора школы Наталью Юрьевну…….

Вели концерт - педагог дополнительного образования Детской школы искусств Людмила Борисовна Синельникова

ЛБ

Заместитель директора по воспитательной работе Яснополянской гимназии №2 им.Л.Н.Толстого Александр Александрович Сухоруков

АС

и главный специалист методического отдела комитета по образованию Валентина Борисовна Буталова.

ЛБ.

Мы прощаемся с вами песней Ольги Юдахиной на стихи Владимира Степанова «Дарите музыку друг другу» в исполнении учителей музыки общеобразовательных школ района.


Звучит песня «Дарите музыку друг другу»



Сценарий составлен Буталовой В.Б., учителем музыки ГОУ ТО «ТОСКОШ-И ДВ с ОВЗ»


6


© 2010-2022