Программа по предмету Музыка (5 класс)

Программа по Музыке для 5-х классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5-х классов авторов Г.П.Сергеева, Е.Д Критская. Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует ...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД



Программа составлена на основе образовательной программы «Школа России»,

разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (2004г) для 5 класса.




Составитель:

Рогачёва Лариса Александровна

учитель музыки и мировой художественной культуры




г. Москва 2014 г.

1.Пояснительная записка.

Программа по Музыке для 5-х классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5-х классов авторов Г.П.Сергеева, Е.Д Критская.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б.Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства - коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.

Таким образом, целью преподавания музыкального искусства в основной школе является развитие творческих сил подростка, в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Программа опирается на следующие принципы:

- преподавание музыки как живого образного искусства;

- раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявление духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;

- возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства;

- проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.

Методы, используемые в работе по программе:

- моделирование художественно-творческого процесса (углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Этот метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний; творчества (школьник, опираясь на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, выбирает, создает); развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации);

- «сочинение сочиненного» и импровизация музыки (осмысление с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-либо, что требует первичной музыкальной «формулировки» предметы осмысления, дальнейшего её рассмотрения, развития и обобщения - вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения);

- содержательный анализ музыки (анализ произведения начинается с выдвижения гипотезы, которая затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения).

2. Учебно-тематический план.

п/п

№ урока

Содержание (темы урока)

Кол-во часов

Раздел 1. "Музыка и литература"

16

1.

1

Что роднит музыку с литературой

1

2.

2-4.

Вокальная музыка

3

3.

5-6.

Фольклор в музыке русских композиторов.

2

4.

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

5.

8.

Вторая жизнь песни.

1

6.

9.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1

7.

10-11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2

8.

12.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

9.

13.

Второе путешествие в музыкальный театр.

1

10.

14.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

11.

15.

Третье путешествие в музыкальный театр.

1

12.

16.

Мир композитора.

1

Раздел 2. "Музыка и изобразительное искусство"

19

13.

17.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

14.

18.

Небесное и земное в звуках и красках

1

15.

19-20.

Звать через прошлое к настоящему

2

16.

21-22.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

17.

23.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

18.

24.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

19.

25.

Волшебная палочка дирижера

1

20.

26.

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

21.

27.

Застывшая музыка.

1

22.

28.

Полифония в музыке и живописи.

1

23.

29.

Музыка на мольберте

1

24.

30.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

25.

31.

О подвигах, о доблести и славе...

1

26.

32.

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

27.

33.

Мир композитора. С веком наравне

1

28.

34-35.

Обобщающий урок

2

3. Содержание программы.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Первое полугодие: "Музыка и литература" (16 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Второе полугодие: "Музыка и изобразительное искусство" (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств - музыки, литературы, изобразительного искусства - наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

4.Требования к уровню подготовки учащихся.

В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».

Личностные результаты изучения музыки:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;

- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Метапредметные результаты изучения музыки:

- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

- убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Предметные результаты:

- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;

- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;

- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.

5.Планируемые результаты изучения предмета.

В результате изучения музыки пятиклассник должен:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a'cappella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

6.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

В ходе изучения предмета учащийся получает следующие оценки:

«Отлично»:

- понимает взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- может находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышляет о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

- умеет творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- участвует в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- передает свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- развивает умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;

- умеет точно интонировать свою вокальную партию, правильно распределяя дыхание в длинной фразе,

- умеет точно интонировать мелодию при пении a'cappella.

«Хорошо»:

- умеет самостоятельно находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства,

- с помощью учителя может находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышляет о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

- умеет творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- участвует в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- передает свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- развивает умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;

- не точно интонирует свою вокальную партию, правильно распределяя дыхание в длинной фразе,

- не точно интонирует мелодию при пении a'cappella.

«Удовлетворительно»:

- с помощью учителя умеет самостоятельно находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства,

- с помощью учителя может находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

-с помощью учителя размышляет о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

- с помощью учителя умеет творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- редко участвует в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- не передает свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- не развивает умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- не проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;

- не точно интонирует свою вокальную партию, правильно распределяя дыхание в длинной фразе,

- не точно интонирует мелодию при пении a'cappella.

«Не удовлетворительно»:

- не понимает взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- не может находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- не может размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

- не умеет творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- не участвует в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- не передает свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- не развивает умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- не проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;

- не умеет точно интонировать свою вокальную партию, правильно распределяя дыхание в длинной фразе,

- не умеет точно интонировать мелодию при пении a'cappella.

7.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Содержание учебного материала (тема урока)

Тип урока

Цели урока

Планируемые предметные результаты освоения материала

УУД

Вид контроля

Вид контроля

Корректировка

Первое полугодие: "Музыка и литература" (16 часов)

1.

Что роднит музыку с литературой

ИНМ

Рассказать о роли музыки и литературы в системе искусств, познакомить с основными вокальными жанрами

Знать:

- что роднит музыку с литературой;

- о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Фронтальный опрос

2-4.

Вокальная музыка

КУ

Познакомить с основными вокальными жанрами показать взаимосвязь слова и мелодии

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные жанры русских народных песен;

-определять значение песни в жизни общества;

-отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни

Л: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора

Работа в группах

5-6.

Фольклор в музыке русских композиторов.

УОЗ

Познакомить с жанрами «симфоническая миниатюра» и «симфоническая сюита»

Знать понятие про­граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Л: углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры

Работа в группах, фронтальный опрос

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

КУ

Познакомить с жанрами вокальной и инструментальной музыки

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Л: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Работа в группах

8.

Вторая жизнь песни.

ИНМ

Знакомство с понятиями «интерпретация», «обработка», «трактовка»

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора

Фронтальный опрос, работа в группах

9.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

ИНМ

Знакомство с жанрами «симфония», «кантата»

Знать значение колокольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Л:навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора

Фронтальный опрос

10-11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

КУ

Познакомить с понятиями «хор», «оркестр», с творчеством Г.Свиридова, Ф.Шопена, В.А.Моцарта

Знать:

-что благодаря музыке появились многие произведения литературы;

-основные события из жизни и творчества композиторов

Л: потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса.

Работа в группах

12.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

ИНМ

Знакомство с жанром «опера»

Знать:

-историю развития оперного искусства;

-понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям

П: формировать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Фронтальный опрос

13.

Второе путешествие в музыкальный театр.

ИНМ

Знакомство с жанром «балет»

Знать:

- историю развития балетного искусства;

-понятия: балет, солист-танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной вырази­тельности

П: формировать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Фронтальный опрос

14.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

ИНМ

Рассказать о роли музыки в театре, кино на телевидении

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

Фронтальный опрос

15.

Третье путешествие в музыкальный театр.

ИНМ

Познакомить с жанром «мюзикл»

Знать:

- историю возникновения мюзикла;

- чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

П: овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Фронтальный опрос

16.

Мир композитора.

ПР

Контроль знаний учащихся

- знать взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу.

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора

Работа в группах

Второе полугодие: "Музыка и изобразительное искусство" (18часов)

17.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

ИНМ

Показать взаимосвязь музыки и изобразительно искусства через образное восприятие жизни

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Фронтальный опрос

18.

Небесное и земное в звуках и красках.

КУ

Знакомство с духовной музыкой, ее жанровым и стилевым многообразием.

Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства.

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Работа в группах

19-20.

Звать через прошлое к настоящему.

КУ

Выяснить, как в музыке и живописи множество контрастных деталей соединяются в одно целое

Уметь:

-выявлять общие черты в художественных

и музыкальных образах;

-определять на слух основные части кантаты

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Работа в группах, проектная работа

21-22.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

УОЗ

Рассказать о выразительных возможностях музыки и ее изобразительности, показать общее и различное в русском и западно - европейском искусстве, различных стилевых направлений.

Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач.

П: формировать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.

Работа в группах

23.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

КУ

Рассказать об истоках русской народной музыки

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры

Работа в группах

24.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

УОЗ

Рассказать о выразительных возможностях скрипки, о взаимосвязи скрипичной музыки с живописными полотнами художников

Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:

-сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

-анализировать, сравнивать произведения

Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Фронтальный опрос

25.

Волшебная палочка дирижера.

КУ

Познакомить с творчеством знаменитых дирижеров

Знать:

-понятия: оркестр, дирижер;

-состав групп инструментов народного оркестра.

Уметь называть имена известных дирижеров

М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

Работа в группах

26.

Образы борьбы и победы в искусстве.

КУ

Знакомство с творчеством Л.Бетховена

Уметь:

-делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);

- проводить интонациионно-образный анализ музыки

П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры

Работа в группах

27.

Застывшая музыка.

ИНМ

Знакомство с полифонией

Знать:

-отличия католической и православной музыкальной культуры;

-понятие а капелла.

Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Фронтальный опрос

28.

Полифония в музыке и живописи.

КУ

Знакомство с творчеством И.С.Баха, жанром «фуга»

Знать:

-понятия: орган, полифония, фуга;

-основные события из жизни и творчества И. С. Баха

П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры

Работа в группах

29.

Музыка на мольберте.

КУ

Рассказать о связи музыки, литературы и живописи

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Работа в группах

30.

Импрессионизм в музыке и живописи.

ИНМ

Познакомить с особенностями импрессионизма, особенностями творчества К.Дебюсси

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз

П: формировать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Фронтальный опрос

31.

О подвигах, о доблести и славе...

КУ

Рассказать о взаимосвязи с разными видами искусства, продолжить знакомство с жанром «реквием»

Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Работа в группах

32.

В каждой мимолетности вижу я миры…

КУ

Дать характеристику творчества С.Прокофьева и М.Мусоргского

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

П: формировать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Работа в группах

33.

Мир композитора. С веком наравне.

ПР

Контроль знаний учащихся

Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство.

Уметь выявлять общие

черты в средствах

выразительности этих

трех искусств

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью

Работа в группах

34.

Обобщающий урок



8.Учебно-методический материал.

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2012г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2006г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2006 г.

    • slovo.yaxy.ru/66.html

    • muzroditel.ru/zoo/2011-05-12-10-44-48.html

    muz-urok.ru/kompozitoryi.htm

Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян, скрипку), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Возможно использование клавишного синтезатора.



© 2010-2022