ТЕМА: «ТВОЙ ОБРАЗ - ОН ДАВНО ВОСПЕТ» «СЕНIҢ БЕЙНЕҢ - ӘРҚАШАН ЕСIМIЗДЕ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ АРТЕМОВОЙ С. С. РАЗРАБОТАЛИ: АРТЕМОВА С. С., ИШМУХАМБЕТОВА Б. М. ЦЕЛЬ: воспитание эстетически и духовно развитой личности, глубокопонимающей значениенародной культуры в жизни человека, формировать понимание и уважение к народным обычаям и традициям. МАҚСАТ: тiл дамыту жүмысын жалғастыру; дыбыстарды дұрыс айеуға үйрету; сүлулықты сүюге шақыру. ЗАДАЧИ: знакомство с лучшими образцами народного творчества,отражающих образ женщины во вс...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «ТВОЙ ОБРАЗ - ОН ДАВНО ВОСПЕТ»

«СЕНIҢ БЕЙНЕҢ - ӘРҚАШАН ЕСIМIЗДЕ».

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ

ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ АРТЕМОВОЙ С. С.

РАЗРАБОТАЛИ: АРТЕМОВА С. С., ИШМУХАМБЕТОВА Б. М.

ЦЕЛЬ:

воспитание эстетически и духовно развитой личности, глубоко понимающей значение народной культуры в жизни человека, формировать понимание и уважение к народным обычаям и традициям.

МАҚСАТ:

тiл дамыту жүмысын жалғастыру; дыбыстарды дұрыс айеуға үйрету; сүлулықты сүюге шақыру.

ЗАДАЧИ:

знакомство с лучшими образцами народного творчества, отражающих образ женщины во всех ее проявлениях с древних времен до наших дней

закрепление знаний казахских народных инструментов, использованием казахских национальных игр

ознакомление с взглядами на жизнь женщины в древние времена народного художника Казахстана А. Кастеева

расширение и развитие музыкального восприятия при слушании кюя Курмангазы «Адай», история создания - легенда

разучивание песни Абая «Ты, зрачок глаз моих» на казахском языке

учить детей умению использовать элементы казахского орнамента для украшения юрты, дастархана, образца юрты

ОБОРУДОВАНИЕ:

телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фотографии казахских народных инструментов, плакаты, таблицы, портреты композиторов и художников.

ХОД УРОКА.

Дети входят в класс под музыку Кайрата Нургазина в исполнении домбры.

Музыкальное приветствие на казахском языке «Сәлеметсiзбе, балалар»

Она березкой стройною была

И пела что-то весело и звонко,

Легка как лань, гибка, лицом бела,

Глаза красивы как у верблюжонка.

(Алимкулов)

Мудрость - сундук золотой, который не каждому открывается.

Объявляется тема урока на казахском языке, цель, оценочная система с использованием казахского орнамента.

Ұйымдастыру кезеңi. Әр қыз бала болашақта өз үйiнiң иесi, оның сақтаушысы. Бүгiнгi сабағымызда сiздер әр дүрыс жауап үшiн ою элементiн аласыздар.Сабағымыздың соңында сiздiн әрқайсыңыз осы оюлардың көмeгiмeн өз киiз үйлерiңiздi әшекелейсiздер.

Разминка на казахском языке о чертах характера девушки, мамы, бабушки. Отработка специфических звуков.

Дыбыстық жаттығу.

Единственная - жалғызым

Нежная - незiк

Ласковая - мейiрiмдi

Заботливая - қамқоршы

Прекрасная - көркем

Женственная -биязы

Шутливая - әзiлқой

Веселая - коңiлдi

Счастливая - бақытты

Своенравная - өзiн сүйгiш

Целеустремленная - мақсаткерлi

Спокойная - сабырлы

Безропотная - көнгiш

Покорная - тiл алғыш

Терпеливая - шыдамды

Бiздiң сабағымыздын cәнi әйел бейнесi бар cypyттep болып табылады, осы создердiң кайсысы оларға сәйкес келедi.

На основе этих слов распевка (на доске нотное приложение, таблица).


ТЕМА: «ТВОЙ ОБРАЗ - ОН ДАВНО ВОСПЕТ» «СЕНIҢ БЕЙНЕҢ - ӘРҚАШАН ЕСIМIЗДЕ».



О проклятый женский удел горевой,

Женщина распорядиться не может

Даже собственной головой.

(Биржан и Сара)

Не старец сватает девицу, а его богатство

Нет, не радостен такой обычай,

Если за калым вас отдают,

Если вы, соловушки, добычи

Черных воронов из белых юрт.

(Шолпан Иманбаева)

Какой картине созвучны прочитанные строки?

На доске репродукции картин А. Кастеева. «Сватовство старого баю», «Проданная за калым».

Беседа на казахском языке о творчестве А. Кастеева.

Тiл дамыту.

Мынау суреттер қай шебердiкi? Әбiлхан Қастеев (1903-1973) - суретшi, акварель шеберi, халық суретшiсi. Қазақ халқы тариханың көркем шежіресің құрды.

Однажды известный кюйши посетил человека из рода адай (ответвление рода бай-улы) и, войдя в юрту, увидел висящую на кереге домбру. Сняв ее, он настроил инструмент по-своему и снова повесил на место.

В это время вошла дочь хозяина и, взяв домбру, заметила, что кто-то трогал ее.

-Кто играл на моей домбре? - спросила она.

-Не знаю, возможно, наш гость, - ответил отец, указывая взглядом на сидевшего молча кюйши. Тогда девушка присела и сыграла незнакомый композитору кюй.

-Светик мой, - заговорил композитор, - то, что ты сыграла, никуда не годится! И, взяв из рук девушки домбру сыграл свой кюй.

Прославленная в своей округе домристка, девушка Акмандай, была поражен а мастерством незнакомца, а хозяева дома. Признав в нем прославленного кюйши, упросили погостить у них несколько дней и наслаждались его игрой. После этого случая композитор посвятил свой кюй Акмандай, который получил в народе название «Адай».

Слушание кюя. Как вы думаете, какие черты характера девушки выразил в музыке композитор? Какой прославленный кюйши сочинил этот кюй? Кто такой кюйши? Что такое кюй? Какой музыкальный инструмент звучал?

Игра- закрепление знаний казахских народных инструментов на казахском и русском языках.

«Acық» ойыны.

Қазiр бiз сiздердiң қазақ аспаптары туралы не бiлетiндерiңiздi бiлемiз.

Горделива, как лебедь озерный она,

Как павлин - в одежде узорной она,

Светозарная, как луна,

Несказанно красива, стройна.

Ее брови - два черных тонких пера,

Словно снег, она телом бела,

Словно алая кровь на снегу,

На щеках румянец горит.

«Камбар-Батыр»

Слушание песни Абая «Ты, зрачок глаз моих» в исполнении А. Днишева

Просмотр видеозаписи. Ученикам на парту раздается текст песни на русском и казахском языках.

Беседа на казахском языке об Абае.

Әткен материялды тексеру.

«Козiмнiц қарасы!» әнiнiң сөзiн кiм жазған? Сiздер ұлы Абай туралы не бiлесiздер?

-Абай қай жылдары өмip сүрдi?

-Қандай жазушылардың шығармаларын орыс тiлiнең аударды? (Пушкин, Лермонтов, Толстой).

-«Абай жолы» кiтабын кiм жазды? (М.Әуезов ).

Разучивание песни Абая. Сегодня на уроке мы разучим песню Абая, и я

прошу к доске желающих проследить мелодическую линию, и составить

схему песни, используя орнамент. Я пою на припевные слоги «ги-ги­

кай» мелодию, а остальные пропевают ее про себя. Заострить внимание

на составлении схемы, почему именно такая цветовая гамма. Теперь

вместе с учителем казахского языка разучим слова.

Работа с текстом, по фразам:

_ -четкое произношение учителя на казахском языке

_- дети проговаривают за учителем

_ -пение учителя со словами

_ -дети исполняют фразу со словами.

Разучивание двух куплетов.

Песня по характеру, какая? Схема-таблица казахские и русские слова.

Она березкой стройною была

И пела что-то весело и звонко,

Легка, как лань, гибка, лицом бела,

Глаза красивы, как у верблюжонка.

(Алимкулов)

Изменилась ли женщина в современном мире и как, мы попробуем

определить, послушав обработку известного кюя. Какого определить.

На казахском языке беседа о кюе «Адай» в современной аранжировке в исполнении Асылбека Емсепова.

«Адай» шығармасында қай музыкалық аспаптың үнi естiледi? (домбыра). Бұл халық әунiнiң қайта жасалған қазiргi түpi. Әннiң сипаты, темпi, жылдамдығы өзгердi. Әyeннiң үнi аса айқындала бастады, жоғары көтерiлдi. Әйел бейнесiнiң сұлулығы ашыла бастады.

В заключение урока оформление трафаретов юрт, дастархана на фоне музыки в исполнении Кайрата Нургазина. Учащимся за хорошую paботу на уроке раздают сундучок с орнаментом для оформления.

Цветы подрастут - землю украсят, девушки подрастут, аул украсят.

Вы сегодня очень хорошо работали, и я вам подарю сундучок с орнаментом, с его помощью вы украсите свои юрты

Красив не тот, кто телом красив, а тот, кто душой красив.

Сегодня на уроке мы смогли с вами вместить в свою душу красоту, каких образов? В каких видах искусства они отразились? В чьем творчестве?

Благодарю за урок, мы прощаемся с вами.


© 2010-2022