Конспект урока по теме Романса трепетные звуки

Один из самых тонких, поэтических жанров - романс воплотил в себе огромный мир музыкальных образов.В романсе выражают себя и счастье, и одиночество;в нем звучит и народная речь , и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных образов.   Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальн...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 «Б» классе на тему:

«Романса трепетные звуки».

Учитель: Е.А. Прорвина.


Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса

Задачи урока:

- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

- воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;

- формирование вокально-хоровых умений.

Музыкальный инструмент: фортепиано.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент (cлайд 1)

II. Подготовка к восприятию нового

- Ребята, перед тем, как мы начнем разговор о теме сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос: а что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов) Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах)

- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим! (слайд 2)

Загадки:

1. Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Целый оркестр он заменит один.

Как называется тот господин? (Орган - слайд 3)

2. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (рояль - слайд 4)

3. В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь - слайд 5)

4. А всего-то три струны

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (Балалайка - слайд 6)

5. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан - слайд 7)

6. Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив,

Его названье... (скрипка - слайд 8).

-Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? Ответ - РОМАНС

Ребята, романс, как и песня, относится к жанру вокальной музыки. А вот что это за жанр, мы и попробуем сегодня узнать.

Выберите тему, наиболее подходящую нашему уроку (слайд 9):

1. «Музыка вокруг нас»

2. «Романса трепетные звуки…»

3. «Нам песня строить и жить помогает»

(Дети выбирают тему урока аргументированно. Затем записывают ее в тетрадь)

Итак, тема нашего урока: «Романса трепетные звуки» (слайд 10)

Сегодня мы с вами должны вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса.

III. Знакомство с новым материалом.

- Ребята, а может быть, вы знаете, что такое романс? Кто его исполняет? О чем обычно поется в романсах? (слайд 11)

Слово РОМАНС пришло к нам из Испании (картинка ИСПАНИЯ). Оно произошло от испанского слова romance, что в буквальном переводе означало «по-романски», то есть «по-испански». Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, раньше он обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах.

Романс (слайд 12) - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением.

- Ребята, давайте сейчас закроем глаза, расслабимся и послушаем небольшое произведение.

Слушанье фрагмента М.И. Глинка «Жаворонок» (в исполнении учителя - фрагмент)

- Что мы с вами услышали?

Эту музыку написал великий русский композитор М.И. Глинка (слайд 13). Его считают основоположником русской музыкальной классики. С детства мальчика окружала разнообразная звуковая среда. На развитие слуховой восприимчивости Глинки в детские годы повлияли:

-народная песня, как неотъемлемая часть деревенского быта;

-церковное пение, красота колокольного звона;

-игра крепостного оркестра;

-русский бытовой романс;

-фортепианная музыка, которая постоянно звучала в доме Глинок.

«…Песни, слышанные мною в ребячестве, - вспоминал позже Глинка, - были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

- Можем ли мы сказать, о чем это произведение?

- Что может нам об этом рассказать? (текст)

- Кто пишет тексты (стихи)? (поэты)

- Давайте еще раз послушаем это произведение, слова к которому написал Нестор Кукольник (слайд 14). А называется оно «Жаворонок»

Чтение текста стихотворения

Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.

Не видать певца полей!

Где поет так громко

Над подружкою своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,

А кому - не знает.

Та, к кому она, поймет.

От кого - узнает.

Лейся ж, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет украдкой.

Слушанье М.И. Глинка «Жаворонок» (со словами)

- Можно ли назвать это произведение песней? Почему? (присутствует музыка и текст).

Кто исполняет это произведение? (женщина). Высокий или низкий голос у исполнительницы? (высокий). Как называется высокий женский голос? СОПРАНО!

- А каков характер этого произведения? (грустное, лирическое, медленное, о любви).

- Можем ли мы назвать данное произведение романсом? (да)

- Романс развился из песни. Он действительно очень похож на песню, но, наверное, у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. Давайте вместе попробуем это выяснить.

Жанровые признаки романса (слайд 15)

  1. Содержание романса всегда лирично.

  2. Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному. Это порождает одно из самых важных качеств романса - его теплоту.

  3. В романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом, отражает не только общий его характер.

  4. Часто структура романса отличается от песенной отсутствием куплетно-припевной формы.


IV. Закрепление материала

- Посмотрите на экран: (слайды 16, 17 и 18 - изображения трех картин) Как вы считаете, какая из этих картин больше всего подходит к романсу Глинки «Жаворонок» и почему?

Разучивание текста и музыки романса «Жаворонок».

V. Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке мы слушали с вами «Романсов трепетные звуки…» - Действительно ли эти звуки трепетны? Почему?

Музыка без литературы была бы менее выразительна. (слайд 19)

Без музыки многие литературные произведения не родились на свет или обеднели, потеряли выразительность и оригинальность.

VI. Домашнее задание

Выучить текст романса.


4


© 2010-2022