• Преподавателю
  • Музыка
  • Календарно-тематическое планирование по музыке 6 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева

Календарно-тематическое планирование по музыке 6 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 6

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

Концепция ФГОС общего образования «Школа России» и УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.

п/п

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Художественно-педагогические идеи (решаемые проблемы, задачи)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Характеристика видов

деятельности учащихся

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные

результаты

учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

1

3

4

5

6

7

8

9

1

Удивительный мир музыкаль­ных образов

Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация).

Мелодия - душа музыки.

Музыкальный образ - это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.

Знать/понимать: что музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развитие познавательного интереса.

выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина;

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой , театром; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

2.

Образы роман­сов и песен рус­ских компози­торов. Старинный русский романс

Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор - исполнитель - слушатель»

Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова;

Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник;

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина.

Знать/понимать: жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Развивать интерес к художественной деятельности

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

эстетически воспринимать произведения искусства;

Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить

3

Два музыкаль­ных посвяще­ния. Песня- романс

Знакомство с шедеврами вокальной музыки - романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки - «Вальс-фантазия» М.Глинки.

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; формировать собственное мнение; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях.

Ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;

4

Портрет в музы­ке и живописи. Картинная га­лерея

Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки.

Использование разных источников информации, ИКТ;

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

Уважение к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве.

Проявляют интерес к предмету.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса.

5

«Уноси моё сердце в звеня­щую даль...»

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке.

С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

С.В.Рахманинов «Островок».

Ю.Визбор «Милая моя».

Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

объединение произведений по видовым и жанровым признакам;

Выдвижение гипотез и их обоснование

6

Музыкальный образ и мастер­ство исполни­теля.

Ф. И. Шаляпин

Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин».

Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.

Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности.

Осваивать навыки вокально-хоровой работы.

Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных

Совершенствование художественного вкуса.

Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Выдвижение гипотез и их обоснование

7

Обряды и обы­чаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.

Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композитов.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

Размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Адекватно использовать речь;

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство пре­красного пения

Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров - баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки.

М.И.Глинка «Венецианская ночь»,

Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня).

Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения - бельканто.

Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.


Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Предвосхищать результат;

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что ещё неизвестно

Формировать собственное мнение.

9

Мир старинной песни.

Баллада «Лес­ной царь»

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;

-понятие баллада.

Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке;

- определять приёмы развития музыкального произведения;

- выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений;

- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.

Определять жизненно-образное содежание музыкальных произведений разных жанров;

Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Эмоционально- ценностно относятся к искусству;

10

Народное искус­ство Древней Руси.

Образы русской народной и ду­ховной музыки

Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова,

«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».

Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;

Уметь называть народные музыкальные инструменты.

Разыгрывать народные песни.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

Эстетически воспринимают произведение искусства.

Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве;

Интересно рассказывать о своих впечатлениях.

11

Русская духов­ная музыка. Духовный кон­церт

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Знать: основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,

фреска, орнамент.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира

Обладают способностью к творческому развитию;

Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве;

Рассуждать о содержании

12

В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»

Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира

Рассуждать о содержании.

Активно слушать учителя

Адекватно использовать речь;

13

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны».

Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Адекватно использовать речь;

демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, по теме

14

«Небесное и земное» в му­зыке И.-С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал

Знать понятия: кантата, реквием, полифония;

Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу.

Участие в музыкальной жизни класса, школы

Осуществлять поиск музыкально - образовательной информации в сети Интернета;

Бережное отношение к родной земле и своему народу.

Уважение к защитникам Родины.

Рассуждать о содержании.

Активно слушать учителя.

Адекватно использовать речь;

демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, по теме

;

15

Образы скорби

и печали

Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров - кантаты, реквиема.

Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.)

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Приводить примеры преобразующего влияния музыки;

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

рассуждение о связи музыки и литературы;

Подведение под понятие, выведение следствий;

уметь строить понятное монологическое высказывание.

16

«Фортуна пра­вит миром...».

«Кармина Бу­рана»

Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»

Знать: - особенности творчества К.Орфа; -понятие фортуна ;-кто такие ваганты.

Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;

Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях

17

Авторская пес­ня: прошлое и настоящее

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня.

История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.

Знать: - историю развития авторской песни; -особенности и жанры авторской песни; - имена авторов бардовской пени.

Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;

Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл;

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;

Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.

Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;

Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства

18

Джаз - искусст­во XX века

История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)

Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки;

Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет.

Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;


Формировать собственное мнение

19

Вечные темы искусства и жизни. Обра­зы камерной музыки

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;

- основные принципы развития музыкального произведения.

Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

20

Могучее царст­во Ф. Шопена

Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада - жанр романтического искусства.

Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;

- различные жанры фортепианной миниатюры

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.

Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;

Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена;

Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ.

Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

21

Ночной пейзаж

Жанр камерной музыки - ноктюрн. Образы «Ночной музыки».

Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея.

Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2.

Знать понятие ноктюрн.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять средства художественной выразительности.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.

Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.

Активно слушать учителя ;

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя.

22

Инструменталь­

ный концерт.

«Итальянский

концерт»

И.-С. Баха

Зарождение и развитие жанра камерной музыки - инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко.

Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;

Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;

- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке;

Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

уметь строить понятное монологическое высказывание

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

23

Космический пейзаж

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.

Ч.Айвз «Космический пейзаж».

Э. Артемьев «Мозаика».

Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран;

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира.

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

Формировать собственное мнение

24- 26

Образы симфо­нической му­зыки. Музы­кальные иллю­страции Г. В. Свиридо­ва к повести А. С. Пушкина «Метель»

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:

«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять форму, приемы развития музыки, тембры;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.

Осознание русской природы музыки Г.Свиридова;

Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения;

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;

Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки;

Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;

развитие патриотических чувств учащихся

Выдвижение гипотез и их обоснование;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях;

27

Симфоническое развитие музы­кальных образов

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

В. А. Моцарт «Симфония № 40».

П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.

Уметь:

- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;

- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

- определять тембры музыкальных инструментов.

Знать:

- понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.

Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.

Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;

Оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Анализ и сравнение произведений искусства;

Осуществление анализа образа.

28

Программная увертюра Л. ван Бетхо­вена «Эгмонт»

Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт».

Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;

Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития.

Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете.

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

29

Увертюра-

фантазия

П.И.Чайков­ского «Ромео

и Джульетта»

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Знать:

-понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения.

Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.

Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Формирование отношения школьников к вечной теме жизни - любви - как духовно-нравственной категории;

Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

Выдвижение гипотез и их обоснование;

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами;

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

30-

32

Мир музыкаль­

ного театра.

Балет. Мюзикл.

Рок-опера

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика».

Знать:

-понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения.

Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;

Выразительно исполнять песни.

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Формирование отношения школьников к вечной теме жизни - любви - как духовно-нравственной категории;

Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

умение структурировать знания

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой ;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

33

Образы кино-музыки

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

Знать:

-понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;

- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения;

Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;

Выразительно исполнять песни;

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений;

Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог;

Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта».

Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом;

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

осуществление качественной характеристики произведения ;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

34

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».

Тестирование по темам года.

Знать:

-понятия: вокальная и инструментальная музыка;

- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения;

Проводить интонационно-образный анализ;

Определять форму музыкального произведения.

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

Защищать творческий исследовательские проекты.

Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;


Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Подведение под понятие, выведение следствий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;


© 2010-2022