Доклад Инновационные технологии в обучении игре на синтезаторе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ ДОД Центр творчества детей и юношества






Доклад на тему:






«Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей»















Подготовила

педагог дополнительного образования

Чернышенко Плина Владимировна






г. Долгопрудный 2015г.


«Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей»


Изучение педагогического опыта деятельности внешкольных учреждений Российской Федерации подтверждает, что целью их деятельности является обновление содержания дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

Известно, что можно выделить два уровня способностей:

· репродуктивный (метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила);

· творческий.

Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.

Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.

Проблема креативности является одной из основных для психологии личности в ее развитии. Огромный интерес к ней обусловлен острой социальной потребностью в творческих людях, в развитии творческой продуктивности в целом. Именно эта потребность оправдывает разработку многих теорий креативности.

Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е. П. Торренс, Дж. Гилфорд, С Медник и др.) одной из составных частей интеллектуальной одаренности. Ее рассматривали как аспект интеллекта, поэтому определяющей характеристикой является успешное решение поставленной задачи. В качестве отдельного направления исследований креативности может быть выделен личностный подход, в рамках которого исследуются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности творческих людей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлор, К. Косе, Э. Роу и других. В современных исследованиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов, креативность признается многоугольным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы.

Такой подход к креативности, как к интегральному явлению, был осуществлен А.М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию креативности как общей психологической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяют следующие структурные компоненты:

- доминирующая роль внутренней мотивации;

- исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем;

- возможность достижения оригинальных решений и действий;

- способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Эта концепция наиболее полно представляет все важные аспекты, содержащиеся в структуре креативности.

Креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взяв за методологическую основу идеи А.М. Матюшкина, мы постарались определить ряд условий, стимулирующих развитие творческой направленности личности ребенка.

Творчество - деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию качественно нового или к открытию относительно нового, социально ценного и уникального (для данного времени, для самого субъекта).

Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.

Вне деятельности не может быть творчества. С. Рубинштейн отмечал: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть. Направлением его деятельности можно определить и формировать его самого... В творчестве созидается и сам творец». (С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. - 1986. - №4. - с. 106).

В соответствии с этим творческая деятельность - поиск оригинальных решений поставленной задачи.

Говоря об условиях потенцирования творческости - креативности, необходимо напомнить, что именно дошкольное детство (3-7 лет) - наиболее сензитивный период для развития творческого потенциала. Творческая активность зарождается и совершенствуется в контексте реальной жизнедеятельности ребенка. И в этом смысле велика роль взрослого, от него зависит, будет ли реализован творческий потенциал, сможет ли он проявиться во всем своём многообразии. Поэтому для развитая творческих способностей ребенка первостепенное значение имеет семейная микросреда. Затем, по мере взросления, ребенок вступает во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: учителями школы, педагогами дополнительного образования и др. Все эти отношения обеспечивают развитие творческой личности.

В роли мотива творческой активности могут выступать потребности, интересы, эмоции и т.д. Необходимо заметить, что в иерархии мотивов активности человека высший уровень занимает потребность в самоактуализации. Человек стремится сделать то, что до него еще никто не делал, сделать это настолько хорошо, насколько это возможно. В процессе деятельности потенциальные мотивы его активности превращаются в актуальные, продуцируются новые. Потребность становится установкой, намерения - действиями, отношения - поступками.

Наибольшую способность к творческой деятельности замечают у детей, не обладающих сколько-нибудь существенными знаниями, навыками. Закладывание творческих способностей происходит до усвоения ими репродуктивных знаний и навыков.

Для ребенка творческая деятельность является особой формой чувственно-эмоционального восприятия мира. В его сознании не существует четкой грани между миром реальным и миром идеальным. Предметный мир для него как субъекта творчества - это единственно возможная реальность, в которой сглаживаются все острые углы, где все предельно понятно. Творческая деятельность для него - это своеобразное объяснение мира (пусть даже и не имеющее ничего общего с реальностью). Для ребенка эта форма деятельности является, пожалуй, единственным способом защиты от непонятного и жестокого мира; он пребывает в комфортной среде, созданной им самим, исходя из его потребностей и стремлений.

Художественное творчество является для ребенка формой оформления реальности при помощи визуальных образов.

Современное всеобщее образование представляет собой «культурный конвеер», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково. Происходит глобальное интеллектуальное программирование. Но человек не является трансформатором, призмой или накопителем среды, в которой живет. Он активен в выборе и обработке информации о мире и о себе, он не только отражает, но и преображает среду и самого себя, творит новое. Все эталоны, понятия преломляются в той или иной мере в сознании отдельного человека, который сравнивает с тем, что им пережито и осмыслено. Так, ярким примером творческой деятельности служит процесс понимания материала, который включает его преобразование (составление прогнозов, членение на составные части, выявление их взаимосвязи, осознание внутреннего строения материала). Установка на творчество формирует специфическую ценностную ориентацию, выражающуюся в эстетическом отношении к действительности, что само по себе уже есть творческий акт, представляющий отбор впечатлений, которые соответствуют интересам личности. Для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.

Наиболее эффективные условия для формирования творческой личности:

1. Признание безусловной ценности ребенка.

В учреждении дополнительного образования детей создаются условия для развития, способствующие творчеству, если позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях, независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий.

2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание.

Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как угроза, приводящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что означает невозможность осознания определенной части опыта. Отсутствие оценивания не означает, что педагог дополнительного образования никак не реагируем на то, что ребенок произвел. Можно сказать: «Мне не нравится твой поступок. Я огорчена», - и это будет конструктивнее и эффективнее следующего. «То, что ты делаешь - это плохо. Ты дурно поступил». Действие, поступок - лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческим.

3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения.

Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создаёт условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.

4. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка.

И в этом контексте важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенку со стороны взрослых. Выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению надситуативных целей.

5. Творчество начинается в игре.

Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия. Именно предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны.

Таким образом, семья, школа, внешкольное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.

Творческую личность может развивать творческая личность.

Педагог отвечает за должный образовательный уровень своего ученика, а ученик отвечает за свою готовность и подготовленность к продолжению обучения, за свою образованность и воспитанность. Обоюдная ответственность в процессе обучения определяет развитие творческих качеств педагога и учащегося.

Творческий педагог - это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность.

Но кроме этого, они пробуждают способность наблюдать жизнь, развивают познавательный интерес, интеллект и эмоциональную культуру личности своего ученика, уделяя внимание всем и каждому в отдельности.

Педагоги дополнительного образования, поощряющие независимость и самостоятельность, оригинальность, стимулирующие познавательные ориентации и исследовательскую активность у детей, способны пробудить в них любознательность, поисковую активность, а значит, творческую направленность личности. Наставники, которые сами охотно принимают новый опыт, скорее передадут своим детям подобное отношение к окружающему, будут способствовать развитию инициативности вместо опустошающего, порождающего боль и страдание чувства вины.

Именно учреждение дополнительного образования должно создавать различного рода социокультурные стимулы. К ним относятся и посещения филармоний, консерваторий, выставок, театров, опер, балета, что позволяет ребёнку вживую соприкоснуться с художественным творчеством. Наряду с выше перечисленными условиями очень важно формировать в ребёнке чувство ответственности. Именно свободная ответственность - возможность быть собой - способствует развитию внутреннего источника творческой активности и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для его реализации.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ проблемы позволяет сделать вывод о том, что среда учреждения дополнительного образования детей может обеспечить вышеназванные условия, которые станут стимулами развития творческого потенциала личности обучающегося.

В условиях учреждения дополнительного образования творческая деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит для ребенка бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности. Характерно, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого решения. В художественно-прикладном или техническом творчестве это означает создание новых произведений искусства, техники или оригинальную интерпретацию уже существующих образцов.

Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.













Литература

1. Боровкова, Н. Д. Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу) / Н. Д. Боровкова // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 245-248.

2. Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1989. - 204 с.

3. Савина, Н. Н. Преодоление подростковой делинквентности посредством креативной педагогики : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Н. Савина. - Тюмень, 2010. - 41 с.

4. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития : пер. с венг. / общ. ред. Б. В. Сазонова. - М. : Прогресс, 1990. - 296 с.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 1999. - 520 с.

6. С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. - 1986. - №4. - с. 106

7. А. М. Матюшкин. Развитие творческой активности школьников, М.: Педагогика , 1991, 160 стр.



7


© 2010-2022