• Преподавателю
  • Музыка
  • Рабочая программа в рамках Дополнительного образования Вокальная студия Вдохновение

Рабочая программа в рамках Дополнительного образования Вокальная студия Вдохновение

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»




Утверждаю. Рассмотрено

Директор МБОУ «СОШ №11» на заседании МО

_________И.В. Домбровская Протокол

от ____/__________/



Программа вокальной студии

«Вдохновение».

Официальный сайт: nastka86.wix.com/stydia

Рабочая программа в рамках Дополнительного образования Вокальная студия ВдохновениеРабочая программа в рамках Дополнительного образования Вокальная студия ВдохновениеРабочая программа в рамках Дополнительного образования Вокальная студия Вдохновение

Программу подготовила:

Подзовская А.В.

Педагог дополнительного образования



Нижневартовск 2015г.


Пояснительная записка

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит дополнительному образованию, а именно, вокальной студии - на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В вокальной студии «Вдохновение» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (5-6 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

Студия (от итал. старание, обучение) - учебное заведение для подготовки артистов разных жанров (см. Словарь иностранных слов).

Детская вокальная студия «Вдохновение» специализируется на курсе «Эстрадное вокальное мастерство». Новизна и отличительная особенность данной программы заключена в начальной профессиональной ориентации учащихся на протяжении изучения данной программы через погружение в вокально-исполнительскую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области

искусства.

Целью данной программы является создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса «Вокальное мастерство», раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство.

Основные задачи, которые ставит перед собой программа студии, следующие:

1.Развитие и постановка голоса на основе традиций мирового вокального мастерства.

2.Изучение теоретических понятий и приобретение практических навыков, необходимых для овладения вокальным мастерством

( работа в студии и на сцене).

3.Изучение классических, современных, народных и авторских произведений.

4.Привитие навыков сценической этики.

5.Сценическо-эстетическое оформление концертных номеров.

Пение в ансамбле объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Концептуальной основой программы вокально-эстрадного ансамбля является общее развитие всех детей, независимо от природных задатков и постепенное выявление, и развитие музыкальных данных с обязательным вовлечением каждого ребёнка в насыщенную творческую деятельность коллектива.

Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Данная рабочая программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.

Содержание программы направлено на:

- формирование духовной культуры;

- развитие творческих способностей;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей обучающихся средствами вокального пения.

Данная цель реализуется при помощи разработанной мной образовательной программы «Эстрадный вокал», рассчитанной на 5-летний срок обучения для детей в возрасте от 6 до 18 лет.

1. задачи, направленные на обучение и развитие детей в творческом объединении:

● освоение техники эстрадного пения;

● формирование навыков сольного и ансамблевого исполнения;

● обучение первоначальным основам актёрского мастерства;

● обучение элементам эстрадного танца;

● формирование навыков свободного ориентирования в работе

с техническими атрибутами.

Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим

искусством, ритмикой и раскрывает содержание занятий, объединенных в

тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Музыкальную основу программы составляют разнообразные песни для детей

и юношества современных композиторов и исполнителей. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной

выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и

мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной

возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Песенный

материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Задачи по формированию и развитию следующих качеств обучающихся:

личностных:

• развитие личностного творческого потенциала ребёнка;

• привить ощущение собственной значимости в обществе, проявление творческой

инициативы, осознание своих возможностей и развитие целеустремлённости;

• заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития

личности в перспективе его жизненного самоопределения;

• приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;

• сформировать гражданскую позицию, патриотизм;

• сориентировать одарённых детей на выбор профессии в области искусства;

• привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через эстрадное пение;

• заложить в подростке фундаментальные основы духовно-нравственного развития

личности в перспективе его жизненного самоопределения.

метапредметных:

• постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства эстрадного пения

на основе личных экспериментов;

• приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного

музыкального мышления.

предметных:

• овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

• освоить технику эстрадного пения;

• сформировать навыки как сольного, так и ансамблевого исполнения;

• научить первоначальным основам актёрского мастерства;

• научить элементам эстрадного танца;

• научить свободному ориентированию в работе с техническими атрибутами

(микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).

ценностных ориентаций:

• иметь представления о возможных вариантах дальнейшей профессиональной

деятельности.

Развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных

универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность

образовательно - воспитательного процесса как в основной школе так и в дополнительном образовании.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Прогнозируемые результаты по программе:

• развитие и поддержка устойчивого интереса у детей к вокально-

эстрадному творчеству;

• освоение техники эстрадного пения;

• формирование навыков как сольного, так и ансамблевого исполнения;

• приобретение навыков умения свободному ориентированию в работе с техническими атрибутами (микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).

• развитие артистических способностей в процессе обучения.

• воспитать любовь к песенному творчеству;

• формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родному краю;

• ориентирование одарённых детей на выбор профессии в области

искусства.

Одним из важных элементов работы является отслеживание результатов. Для этого разрабатываются критерии оценивания, и дети настраиваются на анализ собственных результатов. Завершив работу или ее этап, ребенок сам дает оценку, эту же работу оценивает педагог, затем сравниваем эти оценки, обсуждаем и обосновываем их.

Целью обучения детей по данной программе ставится не просто организация досуга, а формирование у них культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания. В этой связи существует необходимость контроля за результатами обучения. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на изучение степени развития творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка.

Особое внимание при освоении программы уделяется работе с семьей, в связи, с чем предусмотрены следующие мероприятия: знакомство с родителями, индивидуальные беседы, посещение занятий для качественной работы с детьми дома, участие родителей в праздниках.

Особенности организации занятий:

Основная цель всего курса обучения - научить детей петь технологически грамотно, эмоционально и образно. Важно научить детей петь профессионально и артистично.

Основным средством и способом реализации программы является четкое планирование каждого занятия за счет сбалансированности поставленной конкретной цели и ожидаемого результата. Руководствуясь основным педагогическим принципом доступности, необходимо избегать постановки нереальных, заведомо сложных задач. Та или иная цель как результат, в данном случае, для каждого ребенка ставиться индивидуально. Такой подход обеспечивает постоянное, пошаговое приобретение всех знаний, умений и навыков в необходимом ритме для каждого ребенка. Организация учебной деятельности осуществляется в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Для младшего возраста детей характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность. Дети стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания.

Кроме того, учение - первый вид социальной деятельности, с которым сталкивается ребёнок. Поэтому активность в обучении представляет собой одновременно и условия, и результат, и средство формирования личности младшего возраста.

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу и обеспечить общий жизнерадостный настрой всех участников учебного процесса, вводится установка на здоровую конкуренцию и коллективизм.

Для того чтобы занятия не были утомительными, для детей проводятся игровые и тематические перемены, на которых дети могут лучше познакомиться друг с другом, со своими сверстниками из других творческих объединений, поделиться своими впечатлениями и просто заняться подвижными играми.

Обучение вокалу обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование УУД у обучающихся. У детей обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление; стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона. Комплекс здоровье сберегающих упражнений является профилактикой заболеваний органов дыхания.

Комплекс упражнений, способствующих музыкальному развитию детей, формированию универсальных учебных действий (далее УУД) на занятиях вокала в которых используются элементы здоровье сберегающих технологий:

Упражнение «На прогулке»

Цель использования: развитие артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика, развитие звуковысотного слуха.

Результат: отчетливая дикция, развитие легких, умение различать высоту звука.

Рассказ

Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.

Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком.

Но однажды подул сильный ветер.

Активный долгий вдох через рот 4 раза.

Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?»

От нижнего звука «у» до верхнего «о». «У» - «о»?

«Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер».

От верхнего «о» к нижнему «у». «О» - «у»?

Но Лошадка не послушалась и побежала

«Щелкать» высоко.

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать.

Вдох через нос - легкий, бесшумный, выдох - через рот со звуком «а» медленно 4 раза.

Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше.

«Щелкать» высоко.

Вдруг Лошадка услыхала странный звук.

Долгий звук «ш - ш - ш».

«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка.

«Щелкать» высоко.

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку.

Звук «ш» короткий по 4 раза.

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.

Звук «ф» по 4 раза.

Застрекотал кузнечик.

Звук «ц» по 4 раза.

Пролетел жук.

Звук «ж» продолжительный.

За ним комар.

Звук «з» продолжительный.

А ветер дул все сильнее и сильнее.

Продолжительный выдох.

Лошадка замерзла.

Звук «брр» 4 раза.

И побежала домой.

«Щелкать» высоко.

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама.

«Щелкать» низко медленно.

Она стала согревать Лошадку.

Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза.

Упражнение «Полет насекомых»

Изображаем полет комара - пищим тонким голосом, по движению руки педагога вверх или вниз произносим звук выше или ниже. Также изображаем полет мухи, жука.

Цель использования: развитие звуковысотного слуха.

Результат: умение различать и воспроизводить звуки разной высоты.

Упражнение «Скороговорки»

Проговаривание разнообразных скороговорок, начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.

Цель использования: развитие артикуляционного аппарата.

Результат: отчетливая дикция.

  • Купилa бaбуся бусы Мapусе.

  • Селa мышкa в уголок, съелa бубликa кусок.

  • Чеpной ночью чеpный кот

Пpыгнул в чеpный дымоход.

  • Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

  • Проворонила ворона вороненка.


  • Добры бобры идут в боры.

  • Ты, сверчок, сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

  • Чеpепaхa, не скучaя, чaс

Сидит зa чaшкой чaя.

  • Свил паук гамак в уголке,

Чтобы мухи, просто так

покачались в гамаке.



Упражнение «Графическое пение»

На доске нарисована лесенка. Пропевание каждой ступени на звуке «лё».

Цель использования: развитие звуковысотного слуха, разогревание певческих связок.

Результат: голосовой аппарат подготовлен к пению.

Представленный комплекс упражнений заставляет внутренние органы ребенка работать с полной отдачей:

  1. - происходит очищение и развитие легких;

  2. - разогреваются мышцы языка, массаж языка;

  3. - развивается речевой аппарат, улучшается дикция ребенка, работают мышцы лица;

  4. - развиваются певческие связки.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно - сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. На первом году закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.

Студия (от итал. старание, обучение) - учебное заведение для подготовки артистов разных жанров (см. Словарь иностранных слов).

Вокальная студия «Вдохновение» специализируется на курсе «Эстрадное вокальное мастерство».

Целью данной программы является создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса «Вокальное мастерство», раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство.

Программа строится на принципах:

-постепенности, последовательности овладения вокальным,

сценическим, речевым мастерством;

-единства художественной задачи и вокально-технических средств;

-единства воспитания и обучения, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетания практической работы с развитием способности учащихся воспринимать и понимать вокальные произведения, театральные инсценировки, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и искусстве;

-яркой выраженности познавательно-эстетической сущности

вокальной и речевой культуры;

-системы учебно-творческих заданий на основе ознакомления с вокальным, сценическим и речевым видом искусства;

-спирального построения содержания курса путём постепенного расширения и углубления знаний, совершенствования творческих

умений и навыков детей от одного уровня к другому;

-направленности содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Авторская идея и новизна данной программы заключена:

-в адаптированном подходе программы предмета «Эстрадное

вокальное мастерство» в отношении детей младшего школьного

возраста и подросткового периода, учёт уровня их психофизических способностей и возможностей к обучению по данному предмету;

-начальной профессиональной ориентации учащихся на протяжении изучения данной программы через погружение в вокально-исполнительскую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области

искусства.

Образовательный процесс включает в себя различные методы

обучения:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается наглядным примером и демонстрацией);

-эвристический (проблема формулируется учащимися, ими и предлагаются способы её решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Значение и важность курса «Эстрадное вокальное мастерство» обусловлено технически профессиональным подходом к музыкально-эстрадному образованию детей на современном этапе.

Студия «Вдохновение» основана на нескольких возрастных коллективах:

- группа начального обучения;

- группа совершенствования.

На начальном этапе обучения дети получают необходимые теоретические понятия и практические навыки, позволяющие им

добиваться самореализации и, перейдя в группу совершенствования, ставить перед собой более высокие задачи,

Выполняющиеся на новом этапе студийного образования.

У учащихся студии формируются эстетические взгляды и вкусы детей; подбор репертуара даёт возможность им высказать на сцене то, что их волнует и тревожит, побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя.

Программа рассчитана на 333 часов из расчёта 9 часов в неделю.

Работа по курсу «Вокальное мастерство» приобщает учащихся

к мировой музыкальной культуре, к сохранению российской национальной музыкальной традиции, подвигает к самостоятельному творчеству, позволяет им выразить свой взгляд на мир.

В студии принимаются дети от 7 лет. Стать участником студии можно в любом возрасте. При работе с детьми разного возраста учитываются их возрастные и психологические особенности, которые находят своё отражение в индивидуальных творческих характеристиках, заполняющихся руководителем ежегодно и позволяющих отслеживать творческое и психологическое развитие детей и ставить правильные индивидуальные задачи для работы.

Учебный процесс.

Построение учебного процесса базируется на нескольких положениях:

1.Обучение и развитие не только взаимосвязаны, но и взаимодействуют друг с другом. С одной стороны, музыкальное и сценическое развитие учащихся - его уровень и особенности - является важнейшим условием повышения качества усвоения знаний и навыков. С другой стороны, успешное освоение музыкальных знаний и навыков содействует дальнейшему развитию. Это взаимодействие тем целенаправленнее, чем выше качество процесса обучения, чем эффективнее методы обучения. Поэтому огромное внимание должно быть уделено правильно организованному (по содержанию и методам) процессу обучения и перспективности этого обучения для развития.

2.Успешность любой музыкальной или сценической деятельности неразрывно связано с овладением соответствующими умениями и навыками, которые в свою очередь обеспечивают и развитие необходимых для данной деятельности способностей. Здесь снова, но уже в своей специфике, выступает взаимосвязь музыкального обучения и развития. Особое значение имеют отбор и применение таких методов, которые в наибольшей степени содействуют развитию индивидуальных возможностей учащихся. Таким образом, правильно организованный процесс музыкального обучения - важнейшее условие для развития музыкальных способностей.

3.Развитие музыкальных способностей - это очень сложный и трудоёмкий процесс. Способности развиваются всегда в сочетании и взаимодействии друг с другом. Основным «ядром» музыкальных способностей является музыкальный слух с его взаимосвязанными компонентами (ладовым чувством, музыкально-слуховыми представлениями, чувством ритма); в основе сценического актёрского мастерства лежит игровая деятельность, которая способствует развитию творческих способностей, поскольку актёрское мастерство само состоит из различных средств воздействия на человека. Также к важнейшим музыкальным способностям относится и музыкальная восприимчивость,

отзывчивость на музыку.

Музыкальные и актёрские способности, как составные части искусства в целом в своём развитии связаны с умственной деятельностью (с развитием умственных способностей), а также с формированием памяти, внимания, творческого воображения, воли и т.д.

Однако, в этом сложном процессе есть одно звено, которое является ведущим во всём процессе музыкального и речевого развития. Это звено - музыкально-слуховые представления, без которых никакая музыкальная деятельность невозможна. Под музыкально-слуховыми представлениями мы понимаем представления о звуко-высотных и ритмических соотношениях звуков. Развитие музыкальных представлений обеспечивает развитие всех музыкально-творческих способностей. Будучи результатом переработки в человеческом сознании внешних музыкально-слуховых впечатлений и ощущений, эти представления носят несколько обобщённый характер, что позволяет произвольно и планомерно их формировать в процессе обучения.

Формирование музыкально-слуховых представлений стало стержневой задачей обучению навыкам пения и основам актёрского искусства. Эти представления при определённой системе обучения совершенствуются и оттачиваются, что позволяет педагогу постоянно усложнять задачу на определённом витке спирали обучения - главной составляющей данной программы. Эта глубокая взаимосвязь музыкально-певческих навыков и основ актёрского мастерства, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения ложится в основу музыкально-сценического развития студийцев на индивидуальных занятиях по вокалу и культуре речи, а также групповых занятиях ансамблей. Особая роль в курсе специализации «Эстрадное пение» отводится следующим факторам музыкально-слухового развития, как:

- сознательность и активность в формировании музыкально-слуховых представлений;

- воспитание слухового внимания, слухового самоконтроля и координации пластов внутреннего и внешнего слуха;

-взаимосвязь мыслительных операций (узнавание, запоминание, различение, сопоставление, анализ и обобщение) с эмоциональным откликом на музыку;

-координация слуха и голоса как фактор, позволяющий преодолевать трудности в формировании певческих и слуховых навыков.

Методы и приёмы обучения усложняются по мере хода образовательного процесса. Существенным моментом в работе является:

  1. Стремление вести ученика вперёд, не боясь того, что он чего-то не поймёт и не сможет вначале выполнить самостоятельно без помощи преподавателя то или иное задание;

  2. Закрепление в разных вариантах приобретённых умений и навыков, как основа усвоения нового.

Каждый навык должен быть осознан в процессе овладения учеником, затем каждый раз при использовании его в новых условиях должен быть вновь осмыслен.

Для правильной автоматизации навыков - решающего звена в музыкально-исполнительном процессе - необходимо решительно избегать штампа, особенно неверно закреплённых в сознании приёмов певческого или речевого исполнения.

В задачу обучения певческим навыкам учащихся входит приобретение навыков обучаемых понимания смысла тех приёмов, которые требуются для того, чтобы их выполнить, возможность добиваться самостоятельного решения. Поэтому варьирование педагогических приёмов, освещение их новой педагогической задачей составляет сущность образовательного процесса в обучении певческим навыкам. Это в одинаковой степени относится и к разучиванию вокального материала, и к выполнению того или иного певческого и слухового упражнения.

Особое значение в системе обучения певческим и речевым навыкам занимают упражнения по формированию музыкально-слуховых представлений.

В процессе упражнений внимание учащегося привлекается к целостному восприятию логически завершённых комплексных звуковых сочетаний, а не к отдельным, не связанным между собой звукам. Это помогает детям быстрее понять смысловое значений музыкальных заданий, находить необходимые связи для правильного прочтения музыкального текста, это способствует наиболее полному охвату произведения в целом.

Логика заданий и их взаимосвязь помогает переносить приобретённые навыки в новые условия, будит мысль учащегося, воспитывает у него сознательное отношение к изучаемому материалу. И, что крайне важно, неизменно вызывает желание преодолеть трудности и стремление к новому.

Формирование музыкально-слуховых представлений органически связано с певческими и речевыми навыками, что на индивидуальных занятиях вокала и культуры речи происходит непрерывное воздействие одних на другие. Музыкально-слуховая сфера развивается интенсивно при использовании правильных приёмов пения и основ классической речевой культуры, чем выше слуховые навыки, тем успешнее идёт процесс овладения вокальными и речевыми навыками.

Все усилия преподавателя направлены на воспитание у учащегося вокального слуха, при наличии которого происходит внутренний слуховой контроль функций певческого и речевого аппарата. Вокальный слух способствует установлению взаимосвязи слуха и голоса, эффективно содействует их координации.

Именно на индивидуальных занятиях по вокалу и культуре речи, на групповых занятиях всей студии можно проследить все линии музыкально-творческого развития учащегося, начиная с музыкальной восприимчивости на музыку и заканчивая творческим проявлением в исполнении различных музыкальных произведений. Чистое, красивое пение, достаточная координация слуха и голоса, гибкость и подвижность музыкально-слуховых представлений, свободная импровизационная манера исполнения, органичность в сценическом материале и т.д., так же, как и непрерывное расширение музыкального кругозора и интерес ко всему новому, - всё это входит в единую цепь музыкально-творческого развития детей в процессе обучения навыкам пения и основам актёрского мастерства.

Неделя

Дата

Тема занятия

Кол-часов

Прослушивание. Диагностика. Выявление музыкальных способностей.

9

Унисон. Интонация. Восходящее и нисходящее голосоведение.

9

Работа над дикцией с опорой на согласные звуки.

9

Артикуляция. Разнотемповое исполнение с акцентированием.

9

Дыхание. Резонаторы. Точка опоры звука.

9

Подбор репертуара.

9

Изучение песни у инструмента. Понятие основной темы.

9

Работа с фонограммой(-1) без микрофона. Построение фонограммы, её основные части.

9

Темпо-ритм произведения.

9

Работа с фонограммой (-1) с микрофоном.

9

Чистая интонация и обертонация усиленного звука при работе с микрафоном

9

Работа a capella с микрофоном.

9

Знакомство с музыкальной аппаратурой студии.

9

Сценическое воплощение номера.

9

Концертное выступление.

9

Изучение теоретических понятий.

9

Работа над основами речевой культуры языка учащихся.

9

Основы актёрского мастерства.

9

Музыкальный стиль и имидж.

9

Диапазон, регистр, понятие тесситуры

9

Работа с ансамблем. Двухголосное и трёхголосное пение.

9

Работа с голосом: диапазон, интонация, обертонация, модуляция, секвенцирование

9

Смена звуковых позиций

9

    Дикция.

    9

      Акцентированное звуковоспроизведение.

      9

        Артикуляция.

        9

          Актёрское мастерство.

          9

            Сценодвижение

            9

              Дыхание. Опора звука. Резонирование.

              9

                Работа с микрофоном a capella.

                9

                  Чистое интонирование и обертонирование усиленного звука.

                  9

                    Работа с микрофоном у инструмента.

                    9

                      Работа с фонограммой (-1): без микрофона,

                      9

                        Работа с фонограммой (-1): с микрофоном.

                        9

                          Работа в студии на звуковую запись голоса.

                          9

                            Работа под фонограмму (+1).

                            9

                              Сценическое воплощение номера. Концертное выступление.

                              9

                              Показатели музыкально-творческого развития учащихся:

                              1)готовность учащегося к усвоению нового;

                              2)интерес к новому образовательному процессу;

                              3)способность переносить приобретённые навыки в новые условия;

                              4)сознательное применение знаний и навыков на новом, более трудном материале;

                              5)быстрая ориентация в новом материале, умение приспособить уже имеющиеся навыки к новым условиям, усовершенствуя их в самом процессе исполнения;

                              6)психическая активность в выполнении заданий по формированию музыкально-слуховых представлений, при тонкости слуховой дифференцировки и качестве координации слуха и голоса;

                              7)устойчивый интерес к изучению родного языка;

                              8)радость речевого творчества и творчества на сцене;

                              9)физическая раскрепощенность;

                              10)чёткая речь и культура речевого поведения;

                              11)сценическая активность, глубина и свобода общения с аудиторией;

                              12)успешное овладение составляющих элементов актёрского мастерства: внимания, общения. Умения держать паузу и органичность в мизансцене;

                              13)качество исполнения учащимся - лучший и верный показатель полноценного развития всего комплекса его музыкально-творческих способностей.

                              Основные компоненты успешного овладения вокальными навыками в процессе сольного обучения:

                              1)овладение детьми музыкальной грамотой;

                              2)ладовая система звуко-высотных связей звуков является основой вокального обучения и слухового развития;

                              3)глубокая связь певческих и слуховых навыков обеспечивает чистое интонирование;

                              4)выразительность исполнения произведения учащимся - умение раскрыть художественный образ исполняемого произведения;

                              5)владение приёмом «пение по представлению» - произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями, т.е. мысленными действиями в процессе пения;

                              6)формирование условий развития голоса - непринуждённости движения, как гарантии от неестественного для детей «насаженного на грудь» звучания голоса; необходимо, чтобы наружная голосовая мышца функционировала так же непринуждённо естественно, как в натуральной спокойной речи.

                              Инвариантная часть специализации - работа с ансамблем:

                              предусматривает развитие навыков ансамблевого пения в малой вокальной форме(дуэт, трио, квартет) и большой вокальной форме

                              (смешанный разновозрастной ансамбль).Одной из задач данной специализации является развитие умения решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля, чувства ансамбля, коллективизма, требовательности к себе , исполнительской дисциплины, формирование исполнительских и технических навыков, добиваясь при этом слитности и идентичности звучания. При ансамблевом исполнении учащиеся должны овладеть навыком сознательно слышать и слушать свою партию и партию партнёра, сочетая в совместном пении силу и характер звучания. При этом у учащихся формируются более сложные слуховые представления - гармонический слух, который соответственно расширяет и обогащает слуховые навыки учащегося.


                              Список литературы.

                              1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).

                              2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Феникс,Ростов-на-Дону, 2007.

                              3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. - Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.

                              4. Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и воспитание молодого певца. - Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение, 1977.

                              5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил.

                              6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН, 2002.

                              7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.- 608 с.: нот.

                              8. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. - 400 с.: нот.

                              9. Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. - Изд-во: Нота.Санкт-Петербург, 2004.

                              10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

                              11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Изд-во: «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, Москва, 1992.

                              12. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. - 191с.: ил.



                              © 2010-2022