Планирование по предмету «Музыка» в соответствии с новым ФГОС. 3 класс

"Описание материала: Рабочая программа по музыке для учащихся 3 классов составлена в соответствии с требованиями нового ФГОС. В программе представлены: пояснительная записка, содержание курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к результатам обучения учащихся по итогам 3 класса, формы контроля, материально-техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, список литературы, диагностические материалы. Календарно-тематический план включает следующи...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8



Пояснительная записка

Рабочая Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2011 г.)

2. Федеральный базисный учебный план общего образования (Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 03.06.2011) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).

3. Авторская программа «Музыка. 1-4 классы», Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина, 2011г.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 3 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Целью уроков музыки в 3 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи уроков музыки во 3 классе:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценке и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Современная практика преподавания музыки характеризуется тенденциями обновления музыкального образования, изменения педагогической технологии с переориентацией ее на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Решать эту задачу помогает адаптация к уроку музыки разнообразных образовательных технологий: развития критического мышления (С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская), методы интенсивного обучения (В.Ф.Шаталов), личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская, Е.В. Бондаревская). Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Большое внимание в программе уделено использованию здоровьесберегающих технологий (В.А.Вишневский), которые находят выражение в развитии дыхательных навыков при пении, в высокой двигательной активности в танцевальных, пластических движениях, релаксации при восприятии музыки, частой смене видов деятельности. В этой связи особое внимание отводится созданию на уроке ситуации успеха (А.С.Белкин). С первых уроков обучающимся даётся установка на уверенность в своих силах, на право ошибаться, поощряется поддержка со стороны одноклассников. Для эффективного преподавания музыки широко используются информационные технологии - аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные, в том числе авторские медиауроки; медианаглядности, демонстрация творческих работ, осуществление итогового контроля (тестирование); организуется самостоятельная работа по созданию домашней фонотеки.

Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Использование ИКТ на уроках позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве какой-либо исторической эпохи. Поэтому я считаю, что при использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Одним словом, уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.

  • Метод эмоциональной драматургии урока музыки как урока искусства;

  • Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);

  • Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;

  • Метод концентричности организации музыкального материала;

  • Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;

  • Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);

  • Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования) направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное - через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;

  • Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;

  • Метод музыкальных обобщений направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой. Урок музыки как урок искусства - основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.

Формами организации учебного процесса на уроке являются:

- групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.


Содержание курса

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно - педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки. Данная программа не подразумевает жестко регламентиро­ванного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе - за­лог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

«Россия - Родина моя» - 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокаль­ной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная пес­ня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

«День, полный событий» - 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до ве­чера. Образы природы, портрет в вокальной и инструменталь­ной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, во­кальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг­ский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений про­граммного характера. Выразительное, интонационно осмы­сленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Вы­полнение творческих заданий из рабочей тетради.

«О России петь - что стремиться в храм» - 4ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Де­вы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери - величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Свя­тые земли Русской - княгиня Ольга и князь Владимир. Пес­нопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном бого­служении, песни и хоры современных композиторов, воспе­вающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особен­ности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), пев­цов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в му­зыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звуча­нии симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное ис­полнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

«В музыкальном театре» - 5 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и система­тизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравни­тельный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайков­ский). Мюзикл - жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбни­ков). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

«В концертном зале» - 7ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство компози­торов и исполнителей в воплощении диалога солиста и сим­фонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможнос­ти (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфо­нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух­частная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и обра­зы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.

Музыка - источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в созда­нии и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и раз­личие музыкальной речи разных композиторов. Образы при­роды в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, рит­ма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музы­кального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, её истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы - отечественное и зарубежное классическое наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Основные виды учебной деятельности школьников

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.







Учебно-тематический план (34 часа)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов



1 четверть




Тема раздела: «Россия - Родина моя» (5ч.)

1.

1.

Мелодия - душа музыки.

1

2.

2.

Природа и музыка.

1

3.

3.

«Виват, Россия!». Наша слава - русская держава.

1

4.

4.

Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».

1

5.

5.

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

1



Тема раздела: «День, полный событий»(4ч.)

6.

6.

Образы природы в музыке.

1

7.

7.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8.

8.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

9.

9.

Обобщающий урок по темам 1 четверти.

1



2 четверть




Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм» (4ч.)


10.

1.

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

11.

2.

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

1

12.

3.

Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Вербочки.

1

13.

4.

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1



Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(3ч.)

14.

5.

«Настрою гусли на старинный лад…». Былины.

1

15.

6.

Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.

1

16.

7.

Народные традиции и обряды: Масленица. Обобщающий урок 2 четверти.

1



3 четверть



Тема раздела: «В музыкальном театре»(5ч.)


17.

1.

Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

1

18.

2.

Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».

1

19.

3.

Опера Н.А. Р-Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1

20.

4.

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

1

21.

5.

В современных ритмах (мюзиклы).

1



Тема раздела: «В концертном зале» (7ч.)


22.

6.

Музыкальное состязание (концерт).

1

23.

7.

Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

1

24.

8.

Музыкальные инструменты.

1

25.

9.

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт».

1

26.

10.

Обобщающий урок по темам 3 четверти.

1



4 четверть


27.

1.

Симфония «Героическая» Л. Бетховена.

1

28.

2.

Мир Бетховена.

1



Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6ч.)


29.

3.

Острый ритм - джаза звуки.

1

30.

4.

Люблю я грусть твоих просторов. Г. Свиридов.

1

31.

5.

Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).

1

32.

6.

«Прославим радость на земле!».

1

33.

7.

Обобщающий урок по темам 4 четверти.

1

34.

8.

Заключительный урок - концерт.

1



Итого:

34

Календарно - тематическое планирование

№ урока п/п

Класс

Дата

Тема урока

Основные вопросы,

рассматриваемые

на уроке

Планируемые результаты

Требования к условиям

проведения урока

Домашнее задание

план

факт

предметные

мета-

предметные

личностные




I четверть. Раздел 1:

«Россия - Родина моя» (5ч.)


1




Мелодия - душа музыки.

Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Углубляется понимание мелодии как основы музыки - ее души.

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; умение отвечать на вопросы; работать с рисунками; составлять рассказ по рисунку

демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки.

Учебник, СD

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован­щина». М. Мусоргский.

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

Жаворонок.

М. Глинка,

сл. Н. Кукольника.

Оформить обложку тетради

2



Природа и музыка.

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

знать названия изученных жанров,

смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика.

показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.

Учебник, СD

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Свиридов

Нарисовать рисунок «Русская природа»

3



«Виват, Россия!». Наша слава - русская держава.

Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

знать названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость.

воспринимать информацию; оценивать и
осмыслять результаты своей деятельности;

эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений;

Учебник, СD

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские нар. песни.

Выучить песню

4



Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата)

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление

Учебник, СD

Александр Невский. Кантата (фрагменты).

С. Прокофьев.

Подготовить сообщение о творчестве Глинки

5



Опера

М.И. Глинки

«Иван Сусанин».

Класс - хор.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария.

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях

участвовать в коллективной творческой деятельности

Учебник, СD

Иван Сусанин. Опера (фрагменты).

М. Глинка.




Раздел 2:

«День, полный событий» (4ч.)


6



Образы природы в музыке.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях

знать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие.

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений эмоциональную отзывчивость

Учебник, СD

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка,

Вечерняя песня.

М. Мусоргский,

слова А. Плещеева.

Нарисовать рисунок «Утро», «Вечер»

7



Портрет в музыке.

В каждой интонации спрятан человек.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи

проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Учебник, СD

Болтунья.

С. Прокофьев,

слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты).

С. Прокофьев.

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта».

С. Прокофьев.

8



«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Знакомство с пьесами вокального цикла

М.П. Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П.Чайковского из «Детского альбома и С. Прокофьева из «Детской музыки».

определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

проводить интонационно-образный и сравнительный анализ прослушанных произведений

проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Учебник, СD

С няней. С куклой.

С. Прокофьев.

Картинки с выставки.

М. Мусоргский. «Детский альбом» П.Чайковский.

9



Обобщающий урок по темам 1 четверти. Итоговый тест.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть.

знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

участвовать в коллективном пении.

внимательно воспринимать информацию, позитивно оценивать свои музыкально - творческие возможности

проявлять чувство доброжелатель-ности и эмоционально - нравственной отзывчивости

Учебник, СD




II четверть. Раздел 3:

«О России петь - что стремиться в храм». (4ч.)


10

(1)



Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Образ Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

знать образцы духовной музыки, религиозные традиции.

внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших фрагментах

проявлять эмоционально - ценностное отношение к искусству

Учебник, СD

Аве, Мария.Ф.Шуберт, слова В. Скотта,

пер. А. Пле­щеева.

Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «ХТК». И.-С. Бах.

Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бде­ния».

С. Рахманинов.

11

(2)



Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси.

знать образцы духовной музыки, религиозные традиции.

выделять взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств

передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки

Учебник, СD

Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.

Мама. В. Гаврилин

12

(3)



Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Вербочки.

Народные музыкальные традиции Отечества. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

знать историю праздника Вербное воскресенье

внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности

оценивать собственную музыкально -творческую деятельность

Учебник, СD

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвез­да». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

13

(4)



Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины.

Знать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

планировать свою деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий,

оценивать собственную музыкально -творческую деятельность

Учебник, CD

Величание князю Владимиру и княгине Ольге;

Балла­да о князе Владимире.

Слова А. Толстого




Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.)


14

(5)



«Настрою гусли на старинный лад…». Былины.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей.

Певец - сказитель. Гусли.

знать различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.

передавать настроение музыки в пении, давать определения общего характера музыки

участвовать в коллективной творческой деятельности,

оценивать собственную муз.творческую деятельность

Учебник, СD

Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.

Выполнить задание в рабочей тетради, с.14

15

(6)



Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.

Класс - хор.

Образы народных сказителей былин в операх русских композиторов. Былинный напев. Подражание гуслярам. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

знать имена былинных сказителй

выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионально-го музыкального творчества

накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художественного вкуса

Учебник, СD

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская ста­рина).

Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Выполнить задание в рабочей тетради, с.15

16

(7)



Народные традиции и обряды: Масленица. Обобщающий урок 2 четверти.

Итоговый тест.

Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

знать названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции

планировать, контролировать и оценивать учебные действия

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).

Учебник, СD

хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.




III четверть. Раздел 5:

«В музыкальном театре» (5ч.)


17

(1)



Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Путешествие в музыкальный театр. Сцены из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра к опере.

знать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, увертюра

сопоставлять музыкальные интонации, рассказывать сюжеты лит. произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов муз.-

творческой деятельности

Учебник, СD

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты).

М. Глинка.

18

(2)



Опера

К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере.

знать названия инструментов симфонического оркестра; смысл понятий: ария, сопрано, тембр, тенор, опера

размышлять о музыке,

высказываться о содержании, характере, особенностях музыкальных произведений

проявлять творчество при воплощении музыкальных образов

Учебник, СD

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

19

(3)



Опера Н.А.

Р-Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».

продемонстриро-вать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

сравнивать, анализировать в процессе интонационно - образного анализа музыкальных сочинений

подбирать нужные слова для передачи настроения

Учебник, СD

Снегурочка. Опера (фрагменты).

Н. А. Римский-Корсаков.

Пересказывать краткое содержание сказки «Спящая красавица»

Ш. Перро

20

(4)



Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

Вступление к балету. Темы - характеристики главных героев. Сцены из балета. Интонационно - образное развитие музыки.

знать содержание балетного спектакля, понятия: балет, кордебалет, вариации.

сравнивать, анализировать в процессе интонационно - образного анализа муз. сочинений

относиться к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы

Учебник, СD

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

21

(5)



В современных ритмах (мюзиклы).

Знакомство с жанром мюзикла. Мюзикл А. Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения.

выделять характерные интонационные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные

сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки

выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи

Учебник, СD

Звуки музыки.

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл.

А. Рыб­ников.

Раскрасить рисунки в рабочей тетради




Раздел 6:

«В концертном зале» (7ч.)


22

(6)



Музыкальное состязание (концерт).

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта

знать смысл понятий: композитор - исполнитель - слушатель вариационное развитие.

сравнивать музыкальные и интонации,

определять их сходство и различия

передавать в собственном исполнении (пении, пластическом движении) музыкальные образы

Учебник, СD

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент).

П. Чайковский.

«Веснянка» - укр. народная песня.

23

(7)



Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.

сравнивать звучание муз-х инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию

продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач

определять характер музыки и передавать ее настроение

Учебник, СD

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Подготовить сообщение «История создания скрипки»

24

(8)



Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз.

продуктивно сотрудничать со сверстниками

при решении различных музыкально - творческих задач

передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах музыкально-пластическом движении) различные музыкальные

образы

Учебник, СD

«Волшебный смычок» - норвежская народная песня

Мелодия.

П. Чайковский.

Каприс № 24.

Н. Паганини.

Нарисовать музыкальные инструменты

25

(9)



Сюита

Э. Грига «Пер Гюнт».

Знакомство с жанром сюиты. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты.

вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности муз. сочинения

продуктивно сотрудничать со сверстниками

при решении различных музыкально - творческих задач

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности

Учебник, СD

Пер Гюнт;

Сюита № 1 (фрагменты);

Сюита № 2 (фрагменты).

Э. Григ.

Повторить все темы по тетради

26

(10)



Обобщающий урок по темам 3 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.

знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,

музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах

Учебник, СD

Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;

Исполнение песен.




IV четверть.


27

(1)



Симфония «Героическая»

Л. Бетховена.

Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Знать особенности жанра симфонии

воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас

давать определения общего характера музыки, выступать в роли слушателей

Учебник, СD

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты).

Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст

Н. Райского.

Подготовить сообщение о творчестве Бетховена

28

(2)



Мир Бетховена.

Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Трагедия жизни.

вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности муз. сочинения

размышлять о возможностях выразительности

и изобразитель-ности в музыке

давать определения общего характера музыки, выступать в роли слушателей

Учебник, СD

Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент).

Л. Бет­ховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен

Оформить рисунок - впечатление от услышанной музыки




Раздел 7:

«Чтоб музыкантом быть,

так надобно уменье…»(6 ч.)


29

(3)



Острый ритм - джаза звуки.

Джаз - музыка ХХ века.

Особенности джаза, острота ритма, синкопированность. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд. Музыка - источник вдохновения и радости.

знать названия изученных жанров и форм музыки, известных джазовых исполнителей

эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление

расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума.

Учебник, СD.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова

А. Гершвина,

рус­ский текст

В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс».

Дж. Гершвин.

Повторить имена исполнителей

30

(4)



«Люблю я грусть твоих просторов».

Г. Свиридов.

Творчество Свиридова как песнь. Интерес композитора к вокальным жанрам. Воспевание Родины в творчестве композитора.

вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные особенности муз. сочинения

сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки

участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;

слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию

Учебник, СD

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

Г. Свиридов.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.

31

(5)



Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ.

Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. Любовь к своему краю, родной природе в творчестве композиторов. Национальный стиль музыки.

анализировать музыкальные особенности языка разных композиторов

сравнивать музыкальные интонации

представлять результаты собственной музыкально - творческой

деятельности

Учебник, СD

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт».

Э. Григ.

Мелодия. П.Чайковский

Повторить имена композиторов

32

(6)



«Прославим радость на земле!»

Класс - хор.

Идея общечеловеческого равенства, братства и свободы в творчестве разных композиторов.


узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров

продемонстри-ровать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

приобретать (моделировать) опыт

музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание

Учебник, СD

Слава солнцу, слава миру! Канон.

В.-А. Моцарт.

Симфония № 40. Финал. В. Моцарт.

Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст

П. Си­нявского

Повторить все темы по тетради

33

(7)



Обобщающий урок по темам 4 четверти. Итоговый тест.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть.

определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов

продемонстри-ровать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки

представлять результаты собственной музыкально - творческой деятельности

СD, нотная хрестоматия

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, сл. 3. Александ­ровой

34 (8)



Урок - концерт.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, исполнять изученные песни.

показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха

продемонстри-ровать увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

СD, нотная хрестоматия

Требования к результатам обучения учащихся по итогам 3 класса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально - эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально - творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений (музыкальные жанры - песня, танец, марш; главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета; особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

  • умение оценивать эмоциональный характер музыки с учётом терминов и образных определений, определять её образное содержание;

  • умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов: мажорный и минорный лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, ¾, 4/4; аккомпанемент;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);

  • участие в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах);

  • умение узнавать по изображениям на картине и в различении на слух тембров музыкальных инструментов, с которыми познакомились в 1,2,3 классах.

Формы контроля

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально - творческой деятельности.

Контроль результатов накопленных знаний и впечатлений на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческого задания, самостоятельной работы, тестирования, музыкальной викторины, урока-концерта. Викторина предполагает прослушивание знакомых произведений с указанием автора и названия. Самостоятельная работа может иметь разную направленность: выполнение заданий в рабочей тетради, тестовое задание. Формы контроля также включают оценку групповой и индивидуальной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Итог работы выражается и в коллективной оценке «класс - хор», «класс - концертный зал», предложенной Д. Б. Кабалевским. Согласно методическим требованиям к предметам эстетического цикла на уроке музыки исключается отметка «2». Это вызвано стремлением сохранить позитивное отношение к музыке в дальнейшей жизни. Отметка «3» ставится редко по той же причине. Задача учителя музыки - создать для ребенка ситуацию успеха, чтобы он сумел проявить себя с лучшей стороны. Показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников может стать опыт восприятия музыки, внутреннее слышание шедевров мирового музыкального искусства и личностное заинтересованное отношение к музыке в целом и отдельным полюбившимся сочинениям прошлого и наших дней.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

образовательного процесса:

  1. Музыкальный центр, проигрыватель DVD.

  2. Медиаппаратура: проектор, экран.

  3. Цифровые образовательные ресурсы: «ФЦИОР», энциклопедия «Кирилла и Мефодия»; презентации к урокам.

  4. Аудиоматериал.

  5. Нотный материал.

  6. Детские музыкальные инструменты.

  7. Репродукции живописи, слайды.

  8. Дидактический материал.

Учебно - методическое обеспечение


Данная программа обеспечена учебно - методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

  1. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие [Текст]: /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 207 с.

  2. Критская Е.Д. Музыка. 3 класс (Текст): учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2013

  3. Критская Е.Д. Музыка. 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный ресурс] / сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2010. - 1 электрон-опт- диск (CD-ROM).

  5. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.










Список литературы


  1. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  2. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  3. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  4. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  5. Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  6. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  7. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  8. Дмитриева Л.Г., Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  9. Затямина Т.А., «Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль»: учебно - методическое пособие, - М.: Глобус, 2007. - 170с. - (Уроки мастерства).

  10. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  11. Маслова Л.П. Педагогика искусства, Новосибирск, 1997 г.

  12. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  13. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.

  14. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  15. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  16. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  17. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  18. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  19. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  20. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

Интернет - ресурсы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki

  2. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

  3. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  4. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: classic.chubrik.ru

  5. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music

  6. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

  7. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: music-dic.ru

  8. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/


Диагностические материалы


Итоговый тест 3 класс 1 четверть


  1. Оцените утверждение:

Романс - это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно

б) неверно

  1. Выберите наиболее точное определение:

Кантата - это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

  1. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

  1. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский

  1. Приведите в соответствие:

а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев

б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский

в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский

Итоговый тест. 3 класс 2 четверть


  1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс

  1. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

  1. Выберите правильный ответ:

Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

  1. Найди лишнее:

Имена первых певцов-сказителей:

а) Садко

б) Баян

г) Римский-Корсаков


  1. Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria"

б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский»

г) Икона «Богоматерь Владимирская»

  1. Выберите правильный ответ:

Церковный праздник, который отмечает событие - вход Иисуса Христа в Иерусалим - это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество

Итоговый тест по музыке 3 класс 3 четверть


  1. В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»

  1. Приведите в соответствие:

1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский

2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк

3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков

4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка

  1. Верно ли следующее утверждение?

Увертюра - это спектакль, в котором актеры поют.

а) Верно

б) Неверно

  1. Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония

б) концерт

  1. Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:

а) скрипка

б) флейта

в) фортепиано

  1. Приведите в соответствие:

1) скрипка а) духовой инструмент

2) флейта б) струнный инструмент

в) струнно-смычковый инструмент

  1. Приведите в соответствие:

  1. Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

  2. Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

  3. Мюзикл в) Спектакль, в котором актеры только поют



Итоговый тест по музыке 3 класс 4 четверть


  1. Приведите в соответствие:

1) Концерт №1 для фортепиано с оркестром а) П.И.Чайковский

2) «Героическая» симфония б) Э.Григ

3) Сюита «Пер Гюнт» в) Л.Бетховен

  1. Выберите наиболее точное определение:

Сюита - это …

а) большое музыкальное произведение,

б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,

в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.

  1. Найди лишнее:

В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:

а) «Утро»

б) «В пещере горного короля»

в) «Балет невылупившихся птенцов»

г) «Танец Анитры»

д) «Смерть Озе»

  1. Найди лишнее:

Произведения Л.Бетховена - это…

  1. «Лунная соната»

  2. «Спящая красавица»

  3. «Героическая симфония»

  1. Приведите в соответствие:

  1. «Рассвет на Москве-реке» а) В.Моцарт

  2. «Шествие солнца» б) М.Мусоргский

  3. «Симфония №40» в) С.Прокофьев

  1. Оцените утверждение:

Джаз - это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация.

а) верно

б) неверно


© 2010-2022