- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке (8-9 классы)
Рабочая программа по музыке (8-9 классы)
Раздел | Музыка |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Родионова Н.А. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
«Согласовано»
Руководитель
МО учителей _______
___________________
_____ _____________
Протокол №___
от «___»______2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по НМР
__________ Белоножко В.Н. «__»______2015 г.
«Утверждаю»
Директор гимназии
_______ В.П. Кривушина
Приказ №____
от «___»_______2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ПРЕДМЕТУ
ИСКУССТВО. МУЗЫКА.
8 - 9 классы
Программу разработала
Родионова Наталья Анатольевна,
Учитель музыки
МБОУ «Гимназия №1»
на 2015/2016 учебный год
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №_______
От «___»_______2015 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена основе:
-
сборника рабочих программ. Предметная линия Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.
Кашекова». - М.: Просвещение, 2011.
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
авторской программы «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.Э. Кашековой /Программы общеобразовательных учреждений. Искусство 8-9 классы. - М. «Просвещение», 2011;
-
утвержденного приказом от 14.12.2006 №321 федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-
Учебного плана гимназии на 2015-2016 учебный год.
В программу обучения вошли все разделы курса «Искусство». Тематика уроков определена с учетом музыкального направления.
Рабочие программы рассчитаны на 17 часов в год, 1 час в неделю первого полугодия.
Учебники:
Искусство. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2012.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектурного дизайна, литературы, музыки, кино, театра;
- освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об музыкальном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;
- о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;
- предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с музыкальным искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными пилениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли музыкального искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Содержание:
VIII КЛАСС (17 ч.)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека. Роль музыки в жизни современного человека. Стилистические особенности выразительных средств в музыке.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира. Опыт передачи отношения к миру в образной форме. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Особенности познания мира в современном искусстве. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения. Искусство как проводник духовной энергии. Способы художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства.
Раздел 5. Прекрасное побуждает доброе. Преобразующая сила искусства.
Искусство как модель для подражания. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Примерный музыкальный материал
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека. Изучение произведений музыкальной культуры в контексте разных стилей по выбору учителя на знакомом материале.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения. Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.- С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.
Раздел 5. Прекрасное побуждает доброе. Героические образы в произведениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.-В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке (Н. Римский-Корсаков). Мир современника в песенном творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.)
IX КЛАСС (17 ч.)
Раздел 1. Воздействующая сила искусства. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Искусство массовой культуры, его функции. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее. Порождающая энергия искусства. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и музыкальное искусство. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Музыка в быту. Единство стилей в материальной и духовной культуре.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Вопрос, как первый шаг к творчеству. Роль музыкального искусства в развитии науки и техники. Красота творческого озарения. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства на службе у человека.
Примерный музыкальный материал
Раздел 1. Воздействующая сила искусства. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов (Литургия, Всенощное бдение, Месса и др.). Использование музыки в тоталитарных режимах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Значение песен военных лет и песен на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджералд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протеста (С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.). Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор), компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Роль музыки в звуковом и «немом» кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений - по выбору учителя).
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений, - примеры знакомой учащимся вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин - химик и композитор; М. Чюрленис - композитор, художник, писатель; С. Рихтер - пианист и художник; В. Наумов - режиссер и художник; С. Юдин - хирург, ценитель музыки, А. Эйнштейн - физик-теоретик, скрипач и др.)
Требования к уровню подготовки учащихся VIII класса
• иметь представление о значении искусства в жизни человека;
• понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
• рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
• размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
• иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;
• использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Требования к уровню подготовки учащихся IX класса
• представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
• понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
• ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
• понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
• осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
• выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
• использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Оборудование, используемое на уроках:
1. Пианино
2. Ноутбук
3. Музыкальный центр
4. Доска
Ресурсы:
База данных съёмный диск, аудио-, видео- материалы, презентации - не менее 400 Гб.
Список учебников и учебных пособий:
Искусство. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2012.
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.
Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.
Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. - М., 1996.
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс - 17 часов
№
урока в курсе
№ урока в разделе
Раздел,
название урока в
поурочном планировании
Коли-
чество
часов
Дата
Требования
к уровню подготовки
учащихся
п/п
факт.
1
1
Искусство в жизни современного человека (2 ч.)
Роль музыки в жизни современного человека.
1
• Иметь представление о значении искусства в жизни человека;
• понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни.
2
2
Стилистические особенности выразительных средств в музыке.
1
• Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях.
3
1
Искусство открывает новые грани мира (4 ч.)
Опыт передачи отношения к миру в образной форме.
1
•Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
• Уметь рассматривать искусство как духовный опыт человечества.
4
2
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве.
1
5
3
Особенности познания мира в современном искусстве.
1
6
4
Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции.
1
7
1
Искусство как универсальный способ общения (3 ч.)
Искусство как проводник духовной энергии.
1
• Уметь рассматривать искусство как духовный опыт человечества.
8
2
Способы художественной коммуникации. Диалог искусств.
1
• Иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
9
3
Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
1
10
1
Красота в искусстве и жизни (2ч.)
Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.
1
•Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
11
2
Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи.
1
12
1
Красота в искусстве и жизни (1 ч.)
Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства.
1
• Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях.
•Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной,
коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
13
1
Прекрасное побуждает доброе (5 ч.)
Преобразующая сила искусства.
1
14
2
Искусство как модель для подражания.
1
15
3
Идеал человека в искусстве.
1
16
4
Воспитание души.
1
17
5
«Прекрасное побуждает доброе»
1
9 класс - 17 часов
№
урока в курсе
№ урока в разделе
Раздел,
название урока в
поурочном планировании
Коли-
чество
часов
Дата
Требования
к уровню подготовки
учащихся
п/п
факт
1
1
Воздействующая сила искусства (4 ч.)
Искусство как способ идеологического воздействия на людей.
1
• Представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
• понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.)
2
2
Искусство массовой культуры, его функции.
1
3
3
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.
1
4
4
Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.
1
5
1
Искусство предвосхищает будущее (4 ч.)
Порождающая энергия искусства.
1
• Понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
• осуществлять самостоятельный
поиск и обработку информации в области искусства, используя
современные технологии.
6
2
Художественное мышление в авангарде науки.
1
7
3
Научный прогресс и музыкальное искусство.
1
8
4
Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
1
9
1
Дар созидания. Практическая функция (2 ч.)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
• Уметь выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
• использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
10
2
Единство стилей в материальной и духовной культуре.
1
11
1
Искусство и открытие мира для себя (1 ч.)
Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому.
1
• Понимать особенности художественного языка разных видов искусства.
12
1
Искусство и открытие мира для себя (6 ч.)
Вопрос, как первый шаг к творчеству.
1
• Уметь выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего.
• Понимать особенности художественного языка разных видов искусства.
• Осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в
области искусства, используя современные технологии.
13
2
Отражение науки и техники в музыкальном искусстве
1
14
3
Красота творческого озарения.
1
15
4
Информационное богатство искусства.
1
16
5
Современный синтез науки и искусства на службе у человека.
1
17
6
Искусство и открытие мира для себя.
1