Рабочая программа по музыке (8-9 классы)

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1»

«Согласовано»

Руководитель

МО учителей _______

___________________

_____ _____________

Протокол №___

от «___»______2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР

__________ Белоножко В.Н. «__»______2015 г.

«Утверждаю»

Директор гимназии

_______ В.П. Кривушина

Приказ №____

от «___»_______2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ПРЕДМЕТУ

ИСКУССТВО. МУЗЫКА.

8 - 9 классы


Программу разработала

Родионова Наталья Анатольевна,

Учитель музыки

МБОУ «Гимназия №1»

на 2015/2016 учебный год

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол №_______

От «___»_______2015 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена основе:

  • сборника рабочих программ. Предметная линия Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.

Кашекова». - М.: Просвещение, 2011.


  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторской программы «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.Э. Кашековой /Программы общеобразовательных учреждений. Искусство 8-9 классы. - М. «Просвещение», 2011;

  • утвержденного приказом от 14.12.2006 №321 федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Учебного плана гимназии на 2015-2016 учебный год.

В программу обучения вошли все разделы курса «Искусство». Тематика уроков определена с учетом музыкального направления.

Рабочие программы рассчитаны на 17 часов в год, 1 час в неделю первого полугодия.

Учебники:

Искусство. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2012.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектурного дизайна, литературы, музыки, кино, театра;

- освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об музыкальном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;

- о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;

- предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с музыкальным искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными пилениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли музыкального искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Содержание:

VIII КЛАСС (17 ч.)

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека. Роль музыки в жизни современного человека. Стилистические особенности выразительных средств в музыке.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира. Опыт передачи отношения к миру в образной форме. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Особенности познания мира в современном искусстве. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения. Искусство как проводник духовной энергии. Способы художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства.

Раздел 5. Прекрасное побуждает доброе. Преобразующая сила искусства.
Искусство как модель для подражания. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.


Примерный музыкальный материал

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека. Изучение произведений музыкальной культуры в контексте разных стилей по выбору учителя на знакомом материале.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения. Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.- С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

Раздел 5. Прекрасное побуждает доброе.
Героические образы в произведениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.-В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке (Н. Римский-Корсаков). Мир современника в песенном творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.)


IX КЛАСС (17 ч.)


Раздел 1. Воздействующая сила искусства.
Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Искусство массовой культуры, его функции. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее. Порождающая энергия искусства. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и музыкальное искусство. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Музыка в быту. Единство стилей в материальной и духовной культуре.

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Вопрос, как первый шаг к творчеству. Роль музыкального искусства в развитии науки и техники. Красота творческого озарения. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства на службе у человека.

Примерный музыкальный материал

Раздел 1. Воздействующая сила искусства. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов (Литургия, Всенощное бдение, Месса и др.). Использование музыки в тоталитарных режимах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Значение песен военных лет и песен на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджералд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протеста (С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.). Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор), компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Роль музыки в звуковом и «немом» кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений - по выбору учителя).

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений, - примеры знакомой учащимся вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин - химик и композитор; М. Чюрленис - композитор, художник, писатель; С. Рихтер - пианист и художник; В. Наумов - режиссер и художник; С. Юдин - хирург, ценитель музыки, А. Эйнштейн - физик-теоретик, скрипач и др.)

Требования к уровню подготовки учащихся VIII класса

• иметь представление о значении искусства в жизни человека;
• понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
• рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
• размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
• иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;
• использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Требования к уровню подготовки учащихся IX класса

• представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
• понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
• ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
• понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

• осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
• выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
• использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Оборудование, используемое на уроках:

1. Пианино
2. Ноутбук
3. Музыкальный центр
4. Доска

Ресурсы:

База данных съёмный диск, аудио-, видео- материалы, презентации - не менее 400 Гб.


Список учебников и учебных пособий:


Искусство. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2012.


Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.

Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.

Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2005.

Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.

Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.

Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.

Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. - М., 1996.

Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс - 17 часов

урока в курсе


урока в разделе


Раздел,

название урока в

поурочном планировании


Коли-

чество

часов

Дата




Требования

к уровню подготовки

учащихся

п/п


факт.

1

1




Искусство в жизни современного человека (2 ч.)

Роль музыки в жизни современного человека.




1



• Иметь представление о значении искусства в жизни человека;
• понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни.

2

2

Стилистические особенности выразительных средств в музыке.

1



• Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях.

3

1

Искусство открывает новые грани мира (4 ч.)

Опыт передачи отношения к миру в образной форме.




1



•Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

• Уметь рассматривать искусство как духовный опыт человечества.

4

2

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве.

1



5

3

Особенности познания мира в современном искусстве.

1



6

4

Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции.

1



7

1

Искусство как универсальный способ общения (3 ч.)

Искусство как проводник духовной энергии.




1



• Уметь рассматривать искусство как духовный опыт человечества.

8

2

Способы художественной коммуникации. Диалог искусств.

1



• Иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

9

3

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

1


10

1

Красота в искусстве и жизни (2ч.)

Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

1



•Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

11

2

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи.

1



12

1

Красота в искусстве и жизни (1 ч.)

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства.



1



• Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях.

•Уметь размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной,

коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

13

1

Прекрасное побуждает доброе (5 ч.)

Преобразующая сила искусства.



1



14

2

Искусство как модель для подражания.

1



15

3

Идеал человека в искусстве.

1



16

4

Воспитание души.

1



17

5

«Прекрасное побуждает доброе»

1




9 класс - 17 часов

урока в курсе


урока в разделе


Раздел,

название урока в

поурочном планировании


Коли-

чество

часов

Дата



Требования

к уровню подготовки

учащихся

п/п


факт

1

1

Воздействующая сила искусства (4 ч.)

Искусство как способ идеологического воздействия на людей.

1



• Представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
• понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.)

2

2

Искусство массовой культуры, его функции.

1



3

3

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.

1



4

4

Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

1



5

1

Искусство предвосхищает будущее (4 ч.)

Порождающая энергия искусства.



1



• Понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

• осуществлять самостоятельный

поиск и обработку информации в области искусства, используя

современные технологии.

6

2

Художественное мышление в авангарде науки.

1



7

3

Научный прогресс и музыкальное искусство.

1



8

4

Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

1


9

1

Дар созидания. Практическая функция (2 ч.)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.




1



• Уметь выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
• использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

10

2

Единство стилей в материальной и духовной культуре.

1



11

1

Искусство и открытие мира для себя (1 ч.)

Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому.




1



• Понимать особенности художественного языка разных видов искусства.

12

1

Искусство и открытие мира для себя (6 ч.)

Вопрос, как первый шаг к творчеству.




1



• Уметь выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего.

• Понимать особенности художественного языка разных видов искусства.

• Осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в

области искусства, используя современные технологии.

13

2

Отражение науки и техники в музыкальном искусстве

1



14

3

Красота творческого озарения.

1



15

4

Информационное богатство искусства.

1



16

5

Современный синтез науки и искусства на службе у человека.

1



17

6

Искусство и открытие мира для себя.

1




© 2010-2022