• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение на тему “Упражнения-игры для для пальцев рук, как наиболее результативная форма организации пианистических движений”

Методическое сообщение на тему “Упражнения-игры для для пальцев рук, как наиболее результативная форма организации пианистических движений”

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическое сообщение на тему:

"Упражнения-игры для для пальцев рук,

как наиболее результативная форма

организации пианистических движений"

Исполнитель:

преподаватель

МБОУ ДОД КГО "КДМШ"

Царегородцева Н.Г.



Г.Кушва,2014 год.

Наш любимый инструмент - рояль, это особый ,очень сложный инструмент. Уже на первом этапе обучения, ребёнку, сидя за роялем, одновременно приходится выполнять очень много задач - зрительных, слуховых,двигательных, эмоциональных, интеллектуальных.

Мы, педагоги, сразу желаем услышать приятный нам звук ,работать над ним,ибо развивая слух, мы учим ребёнка извлекать певучий,сочный,краси- вый звук.Но не развитость координации движений ученика, малая чувствительность кончиков пальцев не позволяет сразу же услышать тот звук,который хотелось бы.

А.Б.Гольденвейзер говорил,что"хороший пианист - это в известном смысле урод", ибо мозг человека устроен таким образом,что внимание его может быть нацелено только на один объект.Всё остальное воспринимается им как фон.Сложная же многоплановая фактура фортепиано требует от музыканта дифференцированного и, в тоже время целостного её воспроизведения.

Время движется вперёд и мы уже начинаем заниматься с 3-4-5 летними детьми. Раннее эстетическое развитие ребёнка восстребовано на сегодняшний день и мы, преподаватели, рады этому факту. Но часто забываем, а в большинстве случаев просто не знаем, что дети приходят к нам с различными отклонениями в мышечном тонусе. Очень редко тонус мышц бывает в норме. В большинстве случаев это - гипотонус мышц (вялость) и гипертонус мышц (зажатость)

В медицине всё это корректирует врач невропатолог,а мы,педагоги, просто обязаны знать физиологию ребёнка и на своих уроках работать над координацией движений и внутренних двигательных ощущений.

На начальном этапе занятий дети могут заниматься группой.По мере разви- тия двигательных способностей детей можно подсаживать к инструменту.

В профессиональной медицине давно известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности каждого человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов,расположенные в мышцах) - это своего рода маленькие,чуткие исследователи,особые воспринимающие устройства,с помощью которых мы ощущаем всё в себе и вокруг себя.

Каждая былиночка в нашем теле имеет своего полномочного представите- ля в мозгу,который получает от неё сведения-сигналы,передаваемые через систему нервных связей. Значительную часть коры головного мозга занима-ет представительство наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы знакомимся с миром,исследуем,творим,строим и играем на различных инструментах. Цитата М. Горького "Сначала руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга". Цепочка "руки-голова-руки" работает для каждого человека в этом мире.

Развитие тонких дифференцированных движений происходит постепенно, поэтому упражнения необходимо давать в порядке возрастания сложности.

Я приведу примеры пальчиковых игр -упражнений,используемых мной в работе с 4-5 летними детьми. Надо добавить,что даже самые "неразговор- чивые" дети делают эти упражнения с большим удовольствием!



  1. Фонарики

  2. Цветок

  3. Пальчики поссорились-помирились

  4. Птичка,водичка,бабочка,голуби

  5. Лесенка из пальчиков

  6. Потерялись наши ручки

  7. Тесто мнём - блины печём

  8. Пальчики в лесу

  9. Капуста

10.Сороконожки

11.Кулачки

12.Согревалка

13.Игра с платочком

14.Мы играли-наши пальчики устали

15.Шалтай - болтай

Дети очень любят заниматься пальчиковыми упражнениями. На моих уроках зарядка имеет место в разное время ведения урока. Она поднимает настроение, сближает детей и делает незаметно очень важное дело-развивает пианистические движения будущего маленького музыканта.



© 2010-2022