Статья «Организация артикуляционного аппарата вокалиста»

""«Организация артикуляционного аппарата вокалиста» Данная разработка содержит практические советы и упражнения для работы с солистами, а так же с хоровыми коллективами и вокальными ансамблями. Своевременно неисправленные недостатки произношения могут остаться у человека на всю жизнь. Что, как ни занятия вокалом, могут помочь нашим детям обрести уверенность и позитивное отношение к окружающему миру. А наша задача, как педагогов, не сводится только к совершенствованию практических вокальных навык...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Юго-Камский»



Методическое сообщение на тему :

«Работа над дикцией и артикуляцией на уроках вокала»


Сообщение подготовил:

преподаватель вокала ДШИ Зверева Н.В.


В последнее время заметен рост учащихся музыкальных отделений ДШИ, имеющих артикуляционные и дикционные проблемы. Эта проблема не может не сказаться на организации урока, на распределении времени и выстраивании видов деятельности. Пение, как вид музыкальной деятельности, предполагает высокий уровень развития артикуляционных и дикционных возможностей учащегося.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Для достижения высокого качественного результата в пении преподаватель ставит на уроках определенные цели и задачи:

Цель:

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучение правильному произношению скороговорок.

  2. Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.

  3. Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.

Развивающие:

  1. Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

  2. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  1. Формирование речевой культуры.

  2. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

  3. Воспитание осознанного подхода к обучению.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.

  1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

  2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

  4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

  6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

  7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).

    • ииииии (губы растянуты в улыбке);

    • оооооо (губы овалом);

    • уууууу (губы трубочкой).

  8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

    • сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);

    • шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

  9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

    • ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);

    • ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);

    • оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);

    • ааааииииууууыыыы и т.д.

    • ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);

    • ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

  10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

  11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
    ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
    При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.

Дикция - это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо - «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

Рекомендации:

1.1 Дыхательные упражнения.

  1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

  2. Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота ("выпячивание" - при вдохе, "втягивание" - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

  3. Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух - «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель - развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

1.2 Артикуляционные упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

  2. Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.

Цель- активизировать артикуляционный аппарат.

1.3 Вокальные упражнения

  1. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

  2. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

Литература:

1. Р. Юссон. Певческий голос. М., 1974

2. А.Менабени. Методика обучения сольному пению. М., Просвещение, 1987

3. Г.Дмитриевский. Хороведение и управлением хором. М., Музгиз, 1957

4


© 2010-2022