Внеурочка (Веселые нотки 1-3 классы)

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю»:

Директор МБОУ НКСОШ

приказ от _________ № ___________

____________ / /М.п.


Рабочая программа по курсу «Веселые нотки»

Уровень общего образования (класс) 1 класс

Количество часов - 34 часа

Учитель: Беляева Наталья Борисовна


2015-2016 уч.год



1.Пояснительная записка

Музыкальное образование школьников - важный фактор развития личной художественной культуры. Оно призвано целенаправленно реализовывать на музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства наслаждаться ими.

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. Оно тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств (эстетические и нравственные представления, умственные способности, физическое развитие). В пении ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке, к окружающим его людям, к целому миру.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Целью работы с обучающимися в процессе их обучения пению является:

- оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника курса обучение его умению петь, формирование его певческой культуры, качеств личности.

В связи с этим задачи можно разделить на 2 группы:

1 группа - задачи специального развития.

К задачам специального развития принято относить:

- формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально - слуховых представлений; развитие мышления певца; формирование музыкальной памяти, формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности.

- формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания; расширение диапазона голоса, обеспечение роста выносливости голосового аппарата. На этой основе в процессе пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, многоголосного пения, умения строить, петь в ансамбле.

2 группа - задачи формирования личностных качеств.

К задачам формирования личностных качеств относится весь спектр положительных качеств личности, который развивается при соприкосновении с миром прекрасного:

- положительное отношения к труду, природе, людям; чувства коллективизма, потребности и готовности к эстетической певческой деятельности, эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.

Особенность работы с детским коллективом заключается в том, что индивидуальное певческое развитие каждого участника есть та основа, на которой строится воспитание личности и коллектива.

Виды музыкальной деятельности на музыкальных занятиях по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; освоения элементов музыкальной грамоты как средств фиксации музыкальной речи. Помимо этого, обучающиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической).

2. Общая характеристика учебного предмета


Программа внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» по общекультурному направлению составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования примерной программы начального общего образования по музыке, в соответствии с программой И. Н. Ходневой «Студия вокала».

Формы и методы обучения:

1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2. Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета


В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

4. Содержание учебного предмета

Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю.


Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод интонационно - стилевого постижения музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод игры;

- метод художественного контекста (выход за пределы музыки)

Занятия данного кружка рассчитаны на детей 7 - 10 лет. Количество детей 8-15 человек.

Формы занятий разнообразны: беседы, викторины, конкурсы, праздники.

Занятия проводятся в МБОУ УБСОШ

Режим работы: 1 раз в неделю по 45 минут.

Итого: 34 часа.

5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся



Вокально-хоровая работа.

Ознакомление с правилами пения и охраны голоса.

Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в ансамбле, строить, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя курса.

Пение произведений.

Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств.

Народная песня. Раскрытие её значения как выразительности исторического прошлого народы, его труда, быта, дум. Обратить внимание на то, что р.н.п. воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русской культуре.

Практические занятия. Показ-исполнение песни. Разбор её содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведения исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонной записи.

Пение учебно-тренировочного материала.

Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально - певческого развития каждого ребёнка. Рассказ о распевках и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру.

Практические занятия.

Показы:

В которые включаются новые упражнения в зависимости от учебных задач.

Разучивание и впевание упражнений.

Музыкальная игра и движения под музыку.

Объяснение условий игры или показ определенных движений (марш, элементы народного танца, хоровод или позиции) Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.

Практические занятия. Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Разучивание игры музыкальной игры или движения с детьми.

Предполагаемый результат: (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): занятия объединений художественного творчества, развитие стремления к общению с искусством, формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира.

В результате первого года обучения обучающиеся научатся:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям руководителя, понимать дирижёрские жесты;

- соблюдать при пении певческую установку;

- исполнять песни и вокально - хоровые упражнения;

- выполнять простые танцевальные движения;

- свободно чувствовать себя на сцене.



6.Методическое обеспечение программы:

  • помещение для занятий;

  • ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

  • компьютер

  • фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);

  • видеомагнитофон с видеофильмами;

7.Список литературы



  1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения - М, 2003.

  2. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005.

  3. Гладкая С. А. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах// в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. - М, 2003.

  4. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск. - Наука. Сиб. отделение, 2003




Тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

«Как зародилась музыка?»

1

Беседа


2 - 3

Весёлые нотки.

3

Знакомство с нотами, нотным станом, скрипичным ключом.

Пение нот, игры «Характер нот», «Нарисуй наряд нотке»,

«Помоги нотам стать в ряд»

4

Музыка грустная и весёлая

1

Беседа о грустной и весёлой музыке, знакомство с понятием мажор и минор на примере сказки «Радужная песенка»

Прослушивание детских песен, определение характера музыки.

5 - 9

Работа над песнями. Разучивание песен про осень.


5

Беседа об осени. Знакомство с песнями про осень.

Работа над чистым унисоном, ритмическим слухом.

8

Зима в музыке.


1

Беседа о взаимосвязи музыки и природы.

Работа над мелодическим слухом

9 - 12

Новый год настаёт. Подготовка к новогодним утренникам.

4





Беседа о празднике Новый год.

Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

13

Танцы, танцы….




1












Рассказ о танце. Культурно-исторический контекст: национальные, временные особенности, правила этикета, манера поведения, среда бытования, условия исполнения, костюм, аксессуары .

Демонстрация видеозаписи танцев.

14-15

Водим, водим хоровод.



2

Беседа «Что такое хоровод»

Работа над умением двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями.

16 - 18

Русская народная песня. Разучивание русской народной песни. Работа над песнями.

3

Знакомство с русской народной песней

Работа над разнообразным ритмическим рисунком.

19 - 21

Подготовка к 23 февраля. Исполнение песен о папах, дедушках, братьях.

3


Работа над расширением певческого дыхания

22


Весна в музыке.


1


Прослушивание «Весенние воды» С. Рахманинова

23-25

Разучивание песен о весне. Исполнение песен о мамах, бабушках.

3


Беседа о празднике 8 марта




Работа над художественным исполнением произведений.

26 - 27


Пластичное интонирование С.Рахманинов «Итальянская полька»


2









Знакомство с понятием пластичное интонирование

Основные жесты:

1. собираем росинки (по одной справа и слева, и складываем в ладошку)

2. бросок (подбрасываем капли ладошками вверх - «салют из росинок»)

3. порхающая бабочка (перекрещенные кисти свободных рук - крылья)

4. нападение - удивление («подкрадываемся» к бабочке во время затакта, на сильную долю накрываем цветок с

бабочкой руками, на вторую долю разворачиваем ладони, а там никого нет).


28 -29


«Голосовые игры»

2


Работа над расширением диапазона, певческого дыхания.

30 -31


Исполнение песен из мультфильмов.

1

Беседа о любимых мультфильмах.

Исполнение песен из мультфильмов по желанию детей

32 -33

Подготовка к уроку - концерту.

3


Работа над художественным исполнением репертуара

34

Урок - концерт.

1








© 2010-2022