Развитие музыкального мышления на уроках по специальности в ДШИ

Музыкальное мышление представляет собой психическую деятельность, с помощью которой личность приобщается к высотам музыкального искусства. Это перенаправление и обобщение жизненных впечатлений,  отражение в сознании человека музыкального образа,  представляющего собой единство эмоционального и рационального. Подчиняясь общим законампсихологии о мышлении, музыкальное мышление возникает на основе восприятия звуковых преследований в том случ/ае, когда осознанная содержание  музыкального сочинения. ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко уходит за его пределы.

Музыкальное мышление представляет собой психическую деятельность, с помощью которой личность приобщается к высотам музыкального искусства. Это переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального. Подчиняясь общим законам психологии о мышлении, музыкальное мышление возникает на основе восприятия звуковых последований в том случае, когда осознаётся содержание музыкального сочинения.

Для передачи содержания художественного произведения музыка, как вид искусства, пользуется своим специфическим языком. Формирование музыкального мышления основывается на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений.

Два фактора - музыкальное произведение и практическая музыкальная

деятельность - определяют основные черты музыкального мышления личности. Во время звучания произведение как бы «погружается» в личность, и все психологические события разворачиваются именно там, во внутреннем мире человека. По окончании звучания, эти, происшедшие в нем самом события, человек закономерно связывает с прозвучавшей музыкой. Именно здесь кроется механизм восприятия музыки как откровения. Истина и сокровенность привносится в человека словно извне, принимая духовный опыт принадлежащий другим людям, человечеству. Другой важнейшей особенностью музыкального общения является «расплывчатость» адресата. Человек в этом общении постоянно «соскальзывает» с Автора на Человечество, на самого себя или на находящегося рядом другого человека.

Путь к развитию полноценного музыкального мышления лежит через активизацию всех его уровней, установление рефлексивных связей между ними и всё более глубокое осознание самим ребёнком происходящих процессов. Расширение музыкального фона всей жизни ребёнка и незаметное для него структурирование музыкального опыта на подсознательном уровне создаёт необходимый фундамент для последующей работы. Одной из форм дополнительного общения с музыкой являются записи музыкальных произведений, выполненные на электронных носителях для домашнего прослушивания. Это позволит перевести подготовку домашней работы на качественно новый уровень:

- к восприятию и анализу сложных произведений дети могут подготовиться дома, прослушав их несколько раз;

- становится возможным закрепление и углубление музыкального восприятия в домашних условиях после урока;

- после обстоятельного анализа на уроке появляется возможность давать аналогичное произведение для домашнего анализа;

- творческие задания, связанные с живописным или литературным

воплощением музыкального образа, дети могут выполнять под непосредственным впечатлением от музыки.

Расширенный музыкальный фон, ненавязчивое наполнение музыкой всей жизни детей поставляет необходимый для этого материал, позволяя мышлению ребёнка обратиться к музыкальным темам в любой момент. Неосознаваемое для ребёнка накопление и структурирование музыкального опыта - необходимое условие. Однако реальное развитие музыкального мышления происходит в первую очередь на уроке. Поэтому главным фактором этого процесса является грамотное драматургическое построение урока. Настоящий урок по предмету «гитара» - это целостность, которая рождается на пересечении педагогической науки и искусства, с одной стороны, и музыкальной науки и искусства - с другой. Многообразие видов деятельности на уроке соответствует многообразию форм бытования музыкального искусства, способствует переключению внимания и благодаря этому - поддержанию высокой работоспособности в течение всего урока. Переключение обычно понимается как переход от исполнения на инструменте ранее выученных пьес к подбору песен по слуху, от чтения нот с листа к импровизации, то есть смены форм музыкальной деятельности среди которых главенствующей формой является работа над репертуаром - необходимой составляющей учебного процесса, позволяющей сформировать музыкальный вкус учащегося, его эстетическо-слуховые представления, развить исполнительские навыки, а также познать основные исполнительские «заповеди»: ясность музыкальной формы, выразительность и пластичность фразировки, точность динамических соотношений, красочность звучания и многое другое. Например, при исполнении музыкального произведения педагог может поставить перед учеником различные, по сути, задачи:

- почувствовать внутреннюю пульсацию музыки, попытаться к ней подстроиться и брать дыхание в соответствии с ней;

- попытаться выразить образ, общее настроение пьесы своим личным исполнением;

- сознательно следить за качеством звукоизвлечения: артикуляцией, аппликатурой и т.д.;

- выделить смыслонесущие элементы музыкального языка, подчеркнуть в исполнении структурированность музыкального текста, цезуры, кульминации;

- осветить всё исполнение смыслом, исполнить произведение с вдохновением.

Приведенные здесь задачи соответствуют различным уровням теоретической модели музыкального мышления. При одной и той же внешней проявленности - игре на гитаре, при одинаковой функциональной роли - исполнении - последовательное выполнение подобного набора задач является содержательно разнообразной деятельностью. Оптимальным вариантом в этом смысле является сочетание внешнего разнообразия форм с различной внутренней адресованностью выполняемых задач

при наличии трёх условий:

- глубокой проработанности материала произведения;

- хорошей работоспособности ученика;

- творчески-приподнятого состояния самого учителя.

Основная цель драматургии - в стимулировании появления психических новообразований личности на основе музыкального материала урока. Отталкиваясь от предложения Н.Л.Гродзенской о построении драматургии урока в форме музыкальных произведений1 можно расширить применение данного метода по двум направлениям:

1) как в любом крупном произведении внутри каждого раздела есть своя кульминация, так и в уроке можно выстраивать не только сочетание различных фрагментов друг с другом, но и внутреннее развитие каждого фрагмента. В рамках одного фрагмента наиболее оптимальным является движение к точке золотого сечения с последующим более спокойным завершением работы;

2) руководствоваться в схеме драматургического строения урока той или иной музыкальной формой целесообразно тогда, когда наиболее важным моментом урока является обращение к музыкальному произведению, написанному именно в этой форме. Необходимо, чтобы это соответствие ученик обязательно осознал, прочувствовал внутреннюю связь музыкальной формы и формы строения урока, между явлениями искусства и явлениями жизни.

Во время урока возможно моделирование и других элементов музыкального языка. В частности, во многих произведениях используется эффект постепенного нарастания напряжения и затем мгновенного его сброса за счёт темповых, динамических, фактурных средств. Подобный же эффект легко создать в ходе обсуждения тоном высказывания, темпом речи, а затем внезапно надо «снять» накалённость обстановки. Следующим шагом необходимо вывести ученика за рамки разыгранного спектакля и обратить его внимание на то, что он сейчас чувствовал. Затем опыт его собственного переживания необходимо перенести на музыкальное произведение, основанное на том же эффекте.

Содержание отдельных фрагментов урока заключается в работе над конкретными музыкальными произведениями. Не все они требуют глубокого изучения. Пьесы методически-прикладного характера выполняют служебную функцию и являются материалом для построения урока. Однако существуют такие высокохудожественные гитарные пьесы для начинающих гитаристов, которые нельзя рассматривать только как рабочий материал. Их высокая духовность - не средство, а цель. Поэтому изучение таких произведений выходит за рамки отдельного урока и должно быть рассмотрено специально.

Изучение произведения в течение нескольких уроков оказывается более эффективным, чем в течение одного урока. Урок - это время активного формирования новых психических аспектов, определяющих музыкальную деятельность ученика. Период между уроками уравновешивает вновь возникшие качества со сложившимися ранее.

Если главная цель драматургии урока - наиболее полно включить ребёнка в музыкальную деятельность, то главная цель изучения произведения - добиться включения художественного смысла произведения в смысловые структуры личности. В связи с этим этапы погружения в произведение отличается от драматургических этапов урока.

Для первого обращения к произведению характерна синкретичность, выраженная в слышимом и зрительном образе с адекватным вербальным выражением. Активизации уровня телесности могут способствовать следующие задания:

- услышать резонанс отдельного звука в различных частях собственного тела;

- дышать вместе с «дыханием» музыки;

- настроить свой сердечный пульс на частоту музыкальной пульсации;

- двигаться «внутренним пением» за звучащей мелодией и т.д.

С особой заботой педагог должен следить за развитием внутреннего предслышания звука, не только его высоты и длительности, но и качества (смысла звука). Поэтому в нотной записи должен предстать самый важный в смысловом отношении интонационный оборот, свёртывающий на себя семантическое поле всей фразы. Вместо механизмов слепого воспроизведения включаются механизмы структурного видения связей. Это есть не что иное, как развитие системного мышления на основе изучаемого произведения. Конкретным «пусковым механизмом» может стать и история создания, и главная интонация, тонкий колорит или насыщенная драматургия образа - в каждом произведении будет свой «ключ», и в каждой ситуации он будет разным.

Развитие музыкального мышления детей не может быть линейным поступательным процессом, в нём обязательно будут взаимодополняющие и пересекающиеся, иногда противоречащие друг другу линии развития, спокойные «накопительные» периоды и важные «узловые» точки.

Первой задачей является расширение и нюансировка образно-эмоциональной гаммы, доступной детскому восприятию. Вторая задача состоит в переадресации переживаемых при восприятии чувств и настроений на собственную личность. Следующим важным моментом является осознание того, что музыка состоит из звуков, обладающих тем или иным настроением. Ученики могут наглядно убедиться в изменении характера звучания одного и того же мотива в зависимости от исполнения различными штрихами, меняя положение корпуса и даже выражение лица. Одновременно необходима работа в другом направлении: нужно обратить внимание учеников внутрь их самих, чтобы почувствовать, как проникает сквозь пальцы и живёт внутри них звук, как их собственный организм реагирует на это. При этом необходимо акцентировать их внимание на характере, настроении, которое возникает в «месте соприкосновения» их тела с музыкой.

Подсознательное накопление музыкального и психологического опыта, драматургически грамотное построение урока, активизация всех уровней музыкального мышления в работе над конкретным произведением позволяет достичь существенного развития музыкального мышления младших школьников. Это благотворно отражается и на общем развитии детей, и на результатах их музыкальной деятельности.

Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека музыкального образа, являющего единство эмоционального и рационального.

Формирование и развитие музыкального мышления учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного музыкального образования должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений. Педагог по классу гитары, организуя процесс развития музыкального мышления младших школьников, должен опираться на его прежний опыт, воспоминания, полученные ранее представления. Именно мышление помогает человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного подключения иных практических действий.

Музыкальное мышление имеет структуру. Современное музыкознание выделяет два структурных уровня: «чувственный» и «рациональный». Первый из названных уровней, в свою очередь, включает в себя компоненты: эмоционально-волевой и музыкальные представления. Второй опирается на компоненты: ассоциации, творческую интуицию, логические приёмы. Связующим звеном между двумя уровнями музыкального мышления служит музыкальное («слуховое») воображение. Основой содержания при развитии у детей музыкального мышления в условиях ДМШ является ориентация на познание музыки через её всестороннее аналитическое осмысление. Достичь этого можно лишь в условиях стимулирования познавательной деятельности. В свою очередь, познавательные процессы и связанное с ними развитие музыкальных интересов неразрывно с эмоциональным миром учащихся. Другая специфическая особенность гитарного обучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает в процессе исполнительского освоения произведения, связана с логическим познанием способов приобретения исполнительского мастерства. Всем этим практически невозможно овладеть, если ученик не обладает развитой мыслительной способностью.










Методическое сообщение

На тему: «Развитие музыкального мышления младшего школьника в классе гитары»







Составила: преподаватель

I квалификационной категории

Максимова Г.Р.

1 См.: Н.Л.Гродзенская Школьники слушают музыку. - М., 1963 - С.32.

© 2010-2022