Презентация на тему Музыкальные инструменты коренных народов Сахалина

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Музыкальные инструменты коренных народов Сахалина»


ФИО

Ким Татьяна Викторовна

    Место работы

    МБОУ СОШ №6 г.Холмска

      Должность

      Учитель музыки

        Предмет

        Музыка

          Класс

          4 класс

            Тема и номер урока в теме

            18 «Музыкальные инструменты коренных народов Сахалина» в разделе «Музыкальное общение без границ» с использованием регионального компонента.

              Базовый учебник

              «Музыка» автор О.В.Усачёва Л.В.Школяр

              8.Цель урока: Познакомить учащихся с музыкальными инструментами коренных народов Сахалина.

              9. Задачи:

              - личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; любовь к Родине; учебно-познавательный интереса к новому материалу.

              -метапредметные:

              регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

              коммуникативные: формирование умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.

              познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства; обобщать.

              -предметные: эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; различать муз. инструменты по их тембру; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

              10. Тип урока: урок изучения, осмысления и первичного применения знаний и способов деятельности.

              11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

              12.Форма урока: урок-беседа, основанный на индивидуальных исследованиях учащихся.

              13. Необходимое техническое оборудование: синтезатор, компьютер, экран, проектор.

              Ход урока


              Организационный момент: Организованный вход в класс, исполнение музыкального приветствия «Пора начать урок»

              Учитель: Ребята, мы с вами уже очень много интересного знаем об истории нашего родного края, города, людях которые здесь живут. Давайте вспомним о нашем родном крае.

              • как называется остров, на котором мы живем, наш город?(Сахалинская область, г. Холмск)

              Учитель: Ребята, вы молодцы многое вспомнили. Сегодня мы узнаем много нового о людях, которые обитали на берегах нашего острова с давних времён. Давайте посмотрим мультфильм.

              Слайд 2

              Просмотр начального фрагмента мультфильма «Гора самоцветов» Том 3-1 « Мы живем в России».

              Актуализация знаний

              Учитель: Ребята, Сахалин - край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей.

              • Назовите, какие национальности вы знаете? (русские, армяне, корейцы, нанайцы, украинцы, белорусы и т.д).

              Ещё на Сахалине живут народности, которые первыми стали жить на Сахалине еще до прихода туда переселенцев из других мест.

              • Как называют такие народности ?(коренные или аборигены Сахалина)

              • А как вы понимаете значение слова коренной?( народности обитавшие на землях ещё до прихода туда переселенцев из других мест)



              • Об одной народности в фильме упоминается, кто это?(нивхи - в переводе человек)

              • А вы заметили, что говорят ещё, малые народности (значит малочисленные, их осталось очень мало, около 3000 тыс.)

              • Назовите, какие ещё малые народности Сахалина вам известны?(эвенки, айны и ороки т.д.)

              СЛАЙД 3

              Учитель: Коренные жители Сахалина верят в то, что весь мир заселён духами и в то, что кроме мира, в котором живут люди, существуют

              верхний и нижний миры, а также горный (таёжный) и водный миры.

              И ещё в глубокой древности у людей сложилось множество обычаев и обрядов поклонения добрым духам.

              Учитель:

              • Ребята, а как вы думаете, почему так сложилось?

              (Человек не знал законов природы, происходило что-то, что недоступно было для понимания человека, что-то таинственное, необъяснимое в природе: дождь, гром, шторм и т.д.) Поэтому люди обожествляли природу.

              Учитель: Богатства морей, озёр, рек, лесов были основными источниками существования народностей Сахалина и Курильских островов. Человек считал, что от расположения духов природы зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие в семье и чтобы сохранять хорошие отношения с ними, они устраивали праздники кормления воды и леса.

              СЛАЙД 4

              Учитель: А звуки, шум, голос (понятия «музыка», например, в нивхском языке нет) в обрядах всех аборигенов Сибири и Дальнего востока выполняла прежде всего, не художественную, а коммуникативную функцию.

              • Что значит коммуникативную? (Общение с духами)

              • Так для чего были нужны различные звуки и шумы?

              (Они были тем символическим языком, ключом, с помощью которого можно было проникнуть за грань реального мира).

              Учитель:

              • И в этом им помогали …?

              • Как можно извлечь звук, шум? С помощью чего?(с помощью приспособлений, инструментов)


              • Постановка цели и задач урока

              Учитель: И сегодня мы узнаем о некоторых из них .

              Тема: «Музыкальные инструменты коренных народов Сахалина»

              СЛАЙД 5

              Учитель: Большую роль в жизни коренных народностей играли шаманы.

              • Чем занимались шаманы?( Лечили, предсказывали события)

              Учитель: Шаман в переводе с эвенкийского означает «тот, кто знает».

              Под звуки бубна с колотушкой, под бряцанье пояса с металлическими подвесками и другими атрибутами камлания (состояние изменённого сознания, транс) шаман проникал в разные миры, призывал своих помощников и изгонял злых духов.

              СЛАЙД 6

              Учитель:Бубен являлся инструментом, с помощью которого шаман вызывал духов и общался с ними. Он придавал шаману магическую силу. Колотушка бубна была также многофункциональна. Она могла применяться при гадании и лечении отдельно от бубна.

              СЛАЙД 7 Шаманский пояс

              Учитель:

              • Рассмотрите его внимательно, как и чем он украшен, из какого материала эти украшения? (различные железные побрякушки)

              • А для чего столько железных, издающих разные звуки деталей?( создавать шум, отпугивать от себя злых духов, функцию оберегающую)

              Учитель: О музыкальных инструментах часто думали как о живых существах. Например, «музыкальное бревно» (или «поющее бревно»)

              СЛАЙД 8

              • Что вам напоминает «поющее бревно»? Большое, продолговатое?(тело медведя)

              Учитель: Этот инструмент представлял из себя кусок сухого елового ствола, очищенного от коры. На широком конце его вырезали стилизованную голову медведя. На ней намечали глаза, рот, уши, шею. На шею инструмента вешали венок из священных стружек инау.

              Учитель: А рассказ о следующем муз. инструменте я начну с древней легенды об этом инструменте…

              Жила когда-то на Амуре дружная семья. Но однажды пришла страшная болезнь, все члены семьи умерли, остался лишь отец семейства. Он долго рыдал, призывая богов, но горе своё забыть не смог. В конце- концов отец когда-то большой семьи лишился голоса, исчезли и слёзы. Тогда сделал он однострунную скрипку, которая заменила ему голос.

              СЛАЙД 9 Он играл на ней постоянно,- и потихоньку боль притупилась.

              СЛАЙД 10

              Учитель: Погремушки (коркор) Нивхи танцевали с ними во время медвежьего праздника, встряхивая их и производя различные плавные движения. Ороки использовали их во время шаманского камлания. Изготавливались первоначально из горла птицы.

              Давайте сейчас воспроизведем эти плавные движения под звуки бубна

              Физминутка

              ( Ведущий с бубном (шаман) задаёт определённый ритм ученики с погремушками в руках совершают плавные движения, напоминающие взмахи крыльями птиц).

              Учитель: А сейчас послушайте и покажите, как играют на этом довольно известном и интересном музыкальном инструменте коренных народов Сахалина?

              Звучание варгана (Слушают и показывают)

              СЛАЙД 11

              Учитель:Варган (конкай,конкихи, кордавун, кунгай, кункай) широко представлен ный в традиционной культуре амуро-сахалинских этносов, используемый в шаманской практике. Инструмент изготавливался из дерева(тростника, бамбука, барбариса), металла, имел выпиленный узкий язычок и помещался между губами. Звук появлялся за счёт вибрации язычка, который усиливался путём изменения объёма полости исполнителя.

              СЛАЙД 12

              Учитель: Взгляните на это растение исполинского размера

              • Кто-то с ним знаком, встречали на Сахалине? (Это растение «медвежья дудка» на Сахалине достигает гигантских размеров)

              Только на Сахалине встречаются трубы из ствола «медвежьей дудки» кални,

              СЛАЙД 13

              поскольку нигде больше нет таких исполинских растений. Употребляется охотниками как манок на изюбря. Помимо этого используются в быту. Женщины в сильный туман выходили на берег реки или моря и начинали играть на длинных трубах, чтобы рыбаки смогли найти путь домой.

              • Посмотрите, ребята, насколько разнообразен мир музыкальных инструментов они отличаются по…?(форме, материалу, тембру и т.д.)

              Мы живем с вами на удивительном острове бок о бок с людьми, имеющими разные обычаи и традиции, рождающие необыкновенную, неповторимую культуру. Мы все разные и непохожие и неповторимые, но живем в одной стране России.

              • У кого сейчас душа песни просит?

              Исп. песня «О Родине»

              Рефлексия

              СЛАЙД 14

              • А почему у вас такое хорошее настроение, почему вам сейчас так хорошо?

              Вы узнали что-то новое

              Необычное

              Что-то вас развеселило

              Учитель: Вы сегодня замечательно работали! Спасибо!

              © 2010-2022