Урок музыки 5 класс по теме Самый значительный жанр вокальной музыки

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ковалева Е.А.

Предмет: музыка

Класс: 5 класс

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Технологическая карта урока

Тема

Самый значительный жанр вокальной музыки

Цели

Образовательные: формирование осознанного отношения к жизни, природе человеческих чувств на основе восприятия музыки .Способствовать развитию музыкальной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Создание предпосылок к формированию у гимназистов основ теоретического (постигающего) мышления, представления о музыке как художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности;

Регулятивные УУД: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос

Коммуникативные УУД: воспитание эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства,

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства, находить ответы на поставленные вопросы

Планируемый результат

Предметные: знать музыкальные термины урока. Уметь находить в произведении и различать основные выразительные средства музыки, работать с текстом в музыкальном произведении

Личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств, слышать и анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.

Основные понятия

синтез, опера, сопрано, тенор, баритон, бас, либретто, увертюра, ария, оркестровая яма, ариетта, ариозо, интродукция

Межпредметные связи

Литература, Изо

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка» 5 класс

Фонохрестоматия, видеоматериал

презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа


Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I. Орг.момент. (2 мин.)

Вход в класс под музыку М.И. Глинки увертюра к опере «Руслан и Людмила»

(инструментальное сопровождение). Музыкальное приветствие

Проверка готовности. Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся на урок.

Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

Самоконтроль готовности. Пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные).

II. Повторение

пройденного материала:

актуализация

опорных знаний (4 мин.)

Закрепление знаний о жанре опера, изученных терминах, композиторе М.И. Глинке и оперных сочинениях

Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока)

Точность подобранных заданий, их объём и характер, связь с темой нового урока.

Организация подготовки учащихся к теме урока, прогнозирование его содержания тематической, эмоциональной направленности в соответствии с возрастом учащихся.

Свободное владение материала прошлого урока. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные).

III. Мотивация.

Целеполагание.

Объявление

темы и задач урока.

Планирование

деятельности (6 мин.)

Вступительная беседа. Понятие синтетический вид искусства. История появления жанра. Особенности русской оперы. Тематика жанра.

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Обращение учащихся к материалу учебника. Фронтальная работа по учебнику

Выбор способа выявления первичного восприятия темы (беседа, ответы на вопросы)

Работа с материалом учебника

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Уметь формулировать свои мысли в устной форме (Коммуникативные).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные).

IV. Изучение нового

материала.

Художественно-творческое моделирование через постижение интонационно-музыкального развития и поэтического содержания произведения (8 мин.)


Ознакомление с содержанием "Пиковой дамы" А.С. Пушкина.

Знакомство с темами зла и любви из интродукции оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского.

Слушание темы зла (Графиня).

Закрепление темы зла: слушание с дирижированием всей второй части.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Знакомство учащихся с особенностями темы Зла и Любви в опере «Пиковая Дама»

Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.

Обращение учащихся к иллюстрациям. Развитие культуры художественного восприятия произведений живописи и музыки.

Восприятие и анализ музыки. Работа по характеристике и содержанию музыкальных тем.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на выразительные средства музыки, аргументировать свою точку зрения

Слушают и смотрят фрагменты оперы «Пиковая Дама» данного этапом урока. Отвечают на вопросы по содержанию, находят созвучия между музыкальными и зрительными образами ка

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать (Личностные)

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные)

Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные)

V. Работа с

фонохрестоматией,

распевание

Восприятие музыки Исполнительство (10 мин.)


Слушание темы любви

Закрепление темы любви: слушание с дирижированием всей третьей части.

Организует проверку умения ориентироваться в музыкальном тексте.

Организует самопроверку.

Создание различного рода композиций исполнения темы Любви для более полного раскрытия музыкального образа произведения.

Слушание и восприятие музыки. Работа с текстом по учебнику, разбор выразительных средств музыкальной темы. Сольмизация.

Исполнение соло, группой

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: (Познавательные)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные).

VI. Диалог- сопоставление музыкального материала урока (7 мин.)

Моделирование последовательности тем интродукции в соответствии с содержанием рассказа. Работа в группах

Закрепление всех тем. Слушание всей интродукции.

Развивать культуру художественного восприятия музыкального произведения

Знакомство учащихся с разновидностью жанра ария.

Слушание и восприятие музыки. Умение выразить свои чувства, мысли.

Работа по характеристике и содержанию музыкальных тем оперы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные).

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)


Рефлексия с использованием приёма "Выявление чувственно-эмоционального настроя"

Организует фиксирование содержания урока, рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. -

Отвечают на вопросы учителя.

Оценка своей деятельности на уроке

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные).

5


© 2010-2022