Разработка учебного занятия на тему: «Ложки как музыкальный инструмент»

Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам. Задачи: ·         Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства. ·         Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведен...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 6»

Составил учитель музыки: Швец Валентин Николаевич

Разработка учебного занятия

«Ложки как музыкальный инструмент»

Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.

Задачи:

  • Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.

  • Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.

  • Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Тип занятия: показательное, комбинированное.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).

Оборудование: деревянные ложки , шумовые инструменты.

























ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Учитель

Добрый день, гости дорогие!

Давно мы вас поджидаем,

Праздник не начинаем!

Уч. 1

Деревянные ложки-

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай.

Учитель

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Ученик 1

Ложки - пусть не фортепиано,

Но у них свое пиано.

Есть и форте, даже трели,

Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,

Ложки будто бы летают.

Их в руках по три, по пять,

Трудно даже сосчитать.

Ученик 2: А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадку.

- Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге - веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)

Дети отгадывают загадку.

Учитель: А откуда взялись эти ложки?

рассказ о том, как появились деревянные ложки, как их изготавливали, чем отличаются ложки разных областей России

Ученик 3: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки - баклуши. Вы слышали такое выражение - «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши - это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».


Ученик 4:Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью - хохломские; выжиганием - вятские.
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.


Ученик 5:Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
Давайте попросим Василис Премудрых показать нам, как красива русская песня в сопровождении игры на ложках.

Учитель: наши дети только учатся, но кое - какие элементы они уже могут показать.

Ученики рассказывают и показывают.

«Щелчок» - кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» - обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки.
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
А теперь приёмы игры на трех ложках.
«Лошадка» - в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

Учитель: а как красиво звучит русская песня в сопровождении игры на ложках.

Песня «Речка».

Учитель : Ай да ребятишки, ай да молодцы.

Учитель: разучивание песни «Тополёк». Давайте вспомним, какие приёмы игры мы используем в этой партии? («лошадка», «форшлаг», «маятник»).
А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Гости тоже могут попробовать.

Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа.

Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.

Работа с ложками. Повторение и отработка приёмов

Практическая работа: групповая - в ансамбле, и индивидуальная - с отдельными детьми.

Учитель: Молодцы! А наши гости почувствовали, что играть на ложках не так просто, как может показаться со стороны?!

Итог занятия

Учитель: А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Сейчас мы все вместе -будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у нас получится!

Игра на ложках под мелодию песни «Тополёк»

Учитель:

Ложки, ложечки резные зазвучат в один момент,

Не простые - расписные древний русский инструмент.

Всем игра понятна наша постарались мы для вас!

Эти ложки - не для каши, мы сыграли вам сейчас!









© 2010-2022