Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учитель музыки

высшей квалификационной категории

Ефремовой О.Ю.



«Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ»







Окна все покроют дома,

Стихнет листьев шумливая дрожь.

Ты поешь! Потому так поешь,

Что ты песня сама.

А. Твардовский

Музыкальное воспитание в специальных (коррекционных) школах является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи. По мере овладения различными видами музыкальной деятельности, дети самостоятельно используют их в различных ситуациях: во внеклассной работе, в быту с нормально развивающимися школьниками. Музыкальная деятельность способствует формированию у школьников эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. Однако характерные для умственно отсталых детей проявления интеллектуальной недостаточности, отклонения в эмоционально- волевой сфере поведении обуславливают необходимость разработки специальных методов и приёмов обучения. Чем раньше ребёнок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения. Помимо этого занятия музыкой предупреждают возникновение сопутствующих дефектов и нервно- психических расстройств.

Работая в школе-интернате, я столкнулась с рядом проблем обучения детей, формой и методами музыкального воспитания. Помимо нарушения музыкального слуха, ритма, певческих навыков, у детей выявлены эмоционально-поведенческие расстройства, неадекватные формы поведения, В этих случаях они сочетаются со стойким нарушением внимания, памяти, умственной работоспособности. Поэтому нужно рассмотреть возможности воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственно-эстетических представлений и становление личности в целом, социализация в обществе, используя различные виды музыкальной деятельности. Ведь музыкальное воспитание не только воспитание музыканта, а воспитание человека.

Известно, что выпускники специальных школ составляют большую по численности «группу риска» по правонарушениям, подростковой агрессии, преступности. В настоящее время в системе коррекционного обучения всё большее значение приобретают комплексные реабилитационные мероприятия, направленные на развитие предпосылок эмоционально-личностной адаптации выпускников данных школ в обществе.Социальная адаптация этих детей в первую очередь зависит от коррекции их эмоционально- поведенческих расстройств и эффективности системы педагогических мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в развитии личности.

Искусство всегда занимало важное место в нравственном развитии общества. Известна роль музыки в системе воспитания детей с нарушением интеллектуального развития.

Исходя из особенностей детей, работаю над решением как общих, так и коррекци-

онных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:

I. Образовательные.

- научить петь.

- формирование навыков певческой установки, певческого дыхания;

- формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности;

- формирование основ музыкальной культуры.

II .Развивающие.

- корригировать отклонения интеллектуального развития;

- развивать певческие навыки;

- развивать речевую активность;

- развивать эмоциональную активность на музыку;

-развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

III. Воспитательные.

- создавать условия для формирования певческой культуры,

-помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, само реализоваться, развиваться более гармонично.

IV .Коррекционные.

- коррекция памяти, мышления, развития речи, восприятия, компенсация эмоционального недоразвития.

Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.

Пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.


При помощи музыкальных игр, совместного пения стимулируется и активная речь ребёнка. При этом у детей снижается контроль за речью, и они с успехом начинают подпевать вслед за всеми, преодолевая тот барьер, который не всегда преодолевается даже у логопеда.

Музыкальные занятия развивают музыкально - ритмическое чувство, а это влияет на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы. Музыка стимулирует возникновение у детей двигательных реакций. Кстати, психофизиологические исследования выявили возникновение микродвижений мышц артикуляционного аппарата и всего тела под действием музыки. Благодаря этим движениям более осмысленно и дифференцированно воспринимается музыкальное произведение. Благотворное же воздействие пения и певческого дыхания на общее состояние организма известно давно. И, конечно же, систематически ведётся работа по развитию певческого дыхания, голоса, интонации и звуковысотного слуха у детей. Важнейшим развивающим приёмом является игра на детских музыкальных инструментах. Это развивает общую и мелкую моторику, формирует контроль за своими действиями. Индивидуальные занятия с детьми, склонными к обучению музыке и пению обязательны, тем более, что часто такие дети оказываются очень музыкальными, с неплохо развитыми чувством ритма и музыкальным слухом.

Музыкальная деятельность - это способ развития основных психических функций, которые необходимы для общего развития и адаптации. Благодаря воздействию на эмоционально - волевую сферу ребёнка с нарушениями развития, возрастает его готовность к другим, более сложным для него занятиям.

В восприятии музыки, а также в активной музыкальной деятельности принимают участие как правое, так и левое полушарие, причём каждое вносит в процесс свой вклад. Так, правое полушарие позволяет слушателю воспринимать звуковысотные отношения и восприятие музыкального произведения, узнавать мелодию, замечать неточности и ошибки; возникают зрительные образы, в зависимости от содержания музыки. А левое полушарие позволяет воспринимать ритм мелодии, темповые характеристики произведения, жанровые особенности (танец, марш, вальс). Работа левого полушария связывает музыку с движением. И музыка стимулирует структуру правого полушария мозга, повышает и расслабляет общий психический тонус человека. Медицинские исследования показывают, что под воздействием музыки изменяются скорость дыхания, пульс, даже некоторые ритмы электрической активности мозга. При правильном подборе музыки можно оказывать воздействие на психофизиологический уровень активности организма. «Многолетняя практика доказывает, что музыкальные занятия часто оказывают на ребёнка лечебное воздействие, сходное с действием стимуляторов или нейролептиков» - со слов С.Хатуцкой. Нет повода не доверять этим, проверенным практикой психотерапевтическим действиям. Тем более, что я сама не раз убеждалась в чудодейственном эффекте музыки, когда на своих занятиях добивалась нужного эффекта (успокаиванием детей или, наоборот, взбадриванием), тщательно подбирая для этого музыкальный материал.

Виды музыкальной деятельности детей.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выделяются следующие виды деятельности: 1)массовые формы внеклассной деятельности (общешкольные мероприятия, праздники посвящённые календарным датам, посещение концертов и т.д.); 2)групповая работа (организация творческих объединений хорового и сольного пения); 3)индивидуальные формы музыкального воспитания, которые вызваны тяжёлыми, стойкими психопат подобными расстройствами, ограничивающие участие детей в коллективных видах деятельности или, напротив, предоставляют возможность музыкально одарённому ребёнку получить дополнительный материал.

В процессе овладения вышеперечисленных видов деятельности, создаются возможности для расширения художественной и музыкальной культуры. Это способствует благоприятным условиям для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах ребёнка, а также формирование предпосылок развития его творческих и музыкальных способностей. Получают дальнейшее развитие мыслительные способности, сосредоточенность, концентрация внимания, улучшается положительная мотивация поведения.

При подборе репертуара важно соблюдение принципа доступности. Музыкальные произведения должны соответствовать интеллектуальным, физическим, психо - эмоциональным возможностям детей. Эти требования служат существенными ограничениями в выборе средств музыкальной выразительности при написании композиторами песен для детей, что приводит к созданию неинтересных, скучных песен для детей, не удовлетворяющих принципа художественности. Дети с проблемами в развитии гораздо легче усваивают более трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Самостоятельно дети никогда не поют их.

В результате музыкальных занятий было выявлено резкое снижение таких отклонений в поведении и эмоционально - личностной сфере детей, как общая возбуждённость, негативизм, упрямство, агрессивность по отношению к окружающим, двигательная расторможенность. Отмечены проявление сдержанности, самоконтроля; развитие уверенности в своих возможностях, целенаправленности при достижении результата.

Обязательным условием проведения комплексных мероприятий по музыкальному воспитанию является согласованная совместная деятельность учителей и воспитателей. Проводятся плановые общешкольные мероприятия, участвуем в ежегодном фестивале детей с ОВЗ «Родничок», проводим концерты для спонсоров и шефов, в городском конкурсе вокально-эстрадной песни «Планета детства», в областном фестивале «Подсолнушек».

Можно сделать следующие выводы:

Музыкальное обучение и воспитание, органично включённые в единый учебно - воспитательный процесс, строиться с учётом потенциальных возможностей каждого ребёнка и его сохранных способностей. Музыкальное воспитание способствует предупреждению возникновения неадекватных форм поведения, содействует успешному эмоционально - личностному развитию школьников и улучшает их социальную адаптацию, помогает каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться, развиваться более гармонично.






Список используемой литературы для педагога:

  1. Айдарбкова А.А. «Музыкальное воспитание, как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми детьми», Москва, 1989г.

  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зорин А.П., Соколова Н.Д. «Музыкальное воспитание. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Санкт-Петербург, 2001г.

  3. Гаврилушкина О.П. «Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста», Москва, 2003г.

  4. Данилова Л.В. «Работа над детской оперой в хоровом коллективе». М., 1998 г.


  1. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, «Владос», 2000 г.

  2. Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» - М., 2007.

  3. Осеннева М.С. «Методика муз-го воспитания младших школьников».М; «Академа» 2001г.

  4. Ражников В.Г. «Резервы музыкальной педагогики». М., «Просвещение, 1980 г.








Приложение

Упражнение при заикании.

Глубокое дыхание: показать, как делать вдох (глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух), а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Игра «Понюхать цветок» (и сразу начать петь), «Сдуть пушинку», «Задуть свечу».

Упражнения на недоразвитие речи:

  1. Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

  2. Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

  3. Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох - кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

  4. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

Скороговорки:

  1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

  2. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  3. Уточка вострохвостачка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

  4. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

  5. Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Внимание должно быть направлено на:

  • свободу мышц;

  • правильность осанки;

  • активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

  • умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

  • работу резонаторной системы;

  • общую внятность речи;

  • ритмическую точность.

Варианты произношения текстов:

  • активный выдох в конце фразы (скороговорка «Бык»);

  • произношение с различной интонацией (удивления, радости, возмущения), смена смыслового центра («Уточка»);

  • использование словесного действия («Поп»).

1. Пение на закрытый рот. Во время пения на закрытый звук происходит развитие резонаторов.

Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ

и,э,а,о,у

При пении почувствовать легкую вибрацию и легкое щекотание губ.

При пении на гласные звуки следить за тем, чтобы гласные были направлены в одну точку (в верхние зубы), единая высокая позиция.

2. Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания.

Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ

Поднимаясь вверх по звукам, следить за неизменным положением гортани.

3. Развитие правильной атаки.

Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ

Мья - а - а - а -о - о

Следить за толчкообразной работой диафрагмы и мышц живота. Синхронно с этими толчками расслабляются мышцы груди, и опускается челюсть.

4. Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

5. Развитие подвижности челюсти.

Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

6. Переход от фальцета к грудному звуку.

Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ

7. Тренировка высокой гортани.

Вокально-музыкальное воспитание с детьми ОВЗ

Не следует зажимать звук «ней» в носу. Он будет и так достаточно «гнусавым» благодаря утрированию звука «н».


© 2010-2022