Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс (по Алееву)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование по музыке для 5 класса

урока

Тема урока, тип урока.

Цель урока

Содержание

Методы обучения

Планируемые результаты


Форма контроля

Дом. задание

Дата пров-я

предметные

метапред -ые

личностные

план

факт

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

I четверть. Тема 1: «Музыка рассказывает обо всём». (1 час)

1

Музыка рассказывает обо всём.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научить находить общее и различное между музыкой и другими видами искусства.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).

И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова»

Я. Дубравин «Ты откуда музыка» (пение)

Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».

Метод

нраственно-эстетического познания музыки

Знать о роли музыки в жизни человека, понятие «искусство».

Уметь сравнивать разные виды искусства.

Размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью.

Понимать социальной функции музыки

устный опрос,

хоровое пение,

Учить слова песни.

Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».

Тема 2: «Древний союз». (3 часа)

2

Истоки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сформировать понимание об истоках искусства в жизни человека.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола» (слушание).

Я. Дубравин «Ты откуда музыка» (пение)

Творческое задание: нарисуй картину на тему «Звучащая природа».

Содержательный анализ, метод погружения.

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.

Формировать целостное представление о поликультурной картине современного муз. мира

устный опрос,

хоровое пение, творческая работа

Рис. «Звучащая природа утром (вечером, днём, ночью)»

3

Искусство открывает мир.

Урок закрепления знаний

Сформировать понимание о влиянии и роли искусства в жизни человека.

Художественный материал:

Музыка

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).

Литература

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;

X. К. Андерсен. «Соловей».

Живопись

Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого;

И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна.

Я. Дубравин «Ты откуда музыка» (пение) Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение)

Творческое задание: найти или сочинить стихотворение о музыке.

Методы нраственно-эстетического познания музыки

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и ИЗО искусства.

Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям.

Понимание социальной функции музыки

взаимоопрос,

хоровое пение словарная работа

Найти или сочинить стихотворение о музыке.

4

Искусства различны, тема едина.

Урок комплекс-ного приме-нения ЗУН

Научить находить общее и различное между музыкой и другими видами искусства.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман «Первая утрата». Литература

А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад...»

Живопись

И. Айвазовский «Чёрное море»; И. Левитан «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский «Опавшие листья».

Пение: Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели»

Методы нраственно-эстетического познания музыки

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

Выявлять связи между музыкой,

литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения,

Понимание социальной функции музыки

Синквейн, устный опрос,

хоровое пение,

тест.

Составить свой вариант из произ-й муз-го, поэт-го и изо иск-ва по теме урока

Часть первая. Музыка и литература.

Тема 3: «Слово и музыка». (3 часа)

5

Два великих начала искусства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научить находить общее в слове и музыке.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...»;

Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь». Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание).

«Веселый мельник», американская народная песня (пение).

Живопись

Ян Вермеер «Художник в мастерской»; В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина».

Содержательный анализ, метод погружения.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Наблюдать, сравнивать, анализировать

Формировать целостное представление о поликультурной картине современного муз. мира

устный опрос,

хоровое пение, словарная работа

Выуч. термины

6

«Стань музыкою, слово».

Комбинирован-ный урок

Обучить приемам вслушивания в литературный текст.

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть, фрагмент; П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, фрагмент (слушание).

«Веснянка», украинская народная песня (пение).

Творческое задание: импровизация на стихотворение П. Элюара «Музыкант».

Метод междисциплинарных взаимодействий

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения

Размышлять о взаимосвязи музыки с жизнью и другими видами искусства.

Синквейн, устный опрос,

хоровое пение, словарная работа

Сообщение о тв-ве В.Моцарта или П. Чайковского

7

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Урок обобщения и систематиза-ции знаний

Обучить приемам вслушивания в музыкальную ткань произведения.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский, «Кот Матрос», из вокального цикла «Детская» (слушание). «Веселый мельник», «Веснянка» (пение).

Пение: А. Куклин «Песенка о песенке».

Содержательный анализ, метод погружения.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям.

Осмысления взаимодействия искусств.

Самостоя-тельная работа

Выуч. жанры музыки, возникшие под влиянием лит-ры

Тема 4: Урок-обобщение по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка». (1 час)

8

Урок-обобщение по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Закрепить представления о роли искусства в жизни человека.

Слушание: пройденные произведения за четверть. Пение: по выбору учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учения

Методы контроля и самоконтроля.

Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся.

Контролировать и оценивать свою деятельность

Развитие позитивной самооценки и самоуважения.

Тест, музыкаль-ная викторина

II четверть.

Тема 5: «Песня». (3 часа)

9

Песня - верный спутник человека.

Показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне

Художественный материал:

Литература

Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.

Музыка

В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?» (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня» (пение).

Содержательный анализ, метод погружения

Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю. Нагибина и В. Астафьева).

Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника

Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.

устный опрос,

хоровое пение, творческая работа

Придумать рассказ (сказку) о том, как сочиняли песни в народе

10

Мир русской песни.

Комбинирован-ный урок

Показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песни

Художественный материал:

Музыка

русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон» (слушание). А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).

Живопись

И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».

Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина «Листопад».

Методы стимулирования и мотивации учения

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Импровизировать по заданным параметрам

Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выде-лять главное

Понимание жизненного содержания народной музыки Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями

творческая работа

устный опрос,

хоровое пение

Послушать рус. нар. песни и записать названия в тетрадь

11

Песни народов мира

Комбинирован-ный урок

Познакомить с тематикой, харак-ми особенностями песен некоторых народов мира

Музыкальный материал:

Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, (пение).

Творческое задание: составить песенный концерт.

Методы нраственно-эстетического познания музыки

Выявлять сходство и различия песен разных народов.

Ценить муз-е наследие разных стран

сформировать чувство уважения к музыкальному прошлому разных стран

устный опрос,

хоровое пение

Подобрать песни по теме урока

Тема 6: «Романс». (1 час)

12

Романс.

Урок изучения первичного материала и закрепления новых знаний

Показать возможность возрождения песни в новом жанре на примере романса «Жаворонок» М.Глинки,

как связаны между собой романс и чел-е чувства

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, романс «Жаворонок» (слушание, пение); Живопись

И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (пение).

Метод интонационно-стилевого погружения

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, наблюдать и рассуждать

Самостоятельно определять характер-ные свойства камерно-вокальной музыки,

подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.

Находить связи

между художественными образами

литературы и музыки.

Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

Проявлять личностное отноше-ние, эмоциональную отзывчивость

к музыкальным произведениям при

их восприятии.

Критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства

Оценивать результаты деятельности

взаимоопрос,

хоровое пение

устный опрос,

самостоя-тельная работа

Послушать романсы и записать в тетрадь названия и их исполнителей

Тема 7: «Хоровая музыка». (2 часа)

13

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сформировать у учащихся понимание своеобразия разных видов хоровой музыки

Художественный материал:

Музыка

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» (слушание).

Д.Бортнянский «Многолетие» (пение).

Живопись

К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».

Метод эмоциональной драматургии

Изучать специфические черты

русской народной музыки.

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом учебника, выделять главное.

Понимание жизненного содержания народной и духовной музыки

устный опрос,

словарная работа

Прочитать стих-е С. Есенина «Поёт зима-аукает»

14

Что может изображать хоровая музыка.

Урок закрепления знаний

Показать художественные возможности хоровой музыки

Музыкальный материал:

Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание).

Канон «С весёлой песней» (пение).

Творческое задание: подготовить сообщение о деятельности какого-либо известного хорового коллектива.

Метод художественного контекста

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Находить ассоциатив-ные связи между художественными образами литературы и музыки.

оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства

устный опрос,

творческаяработа

Повторить пройденный материал

Тема 8: Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». (1 час)

15

Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

закрепитьть понимание о процессе воплощения художественного замысла в музыке.

Слушание: повторение пройденного за полугодие. Пение: по выбору учащихся.

Методы контроля и самоконтроля.

Анализировать и обобщать многообразие вокальной музыки.

Контролировать и оценивать свою деятель-ность

Анализ и коррекция собственной учебной деятельности.

Тест, музыкаль-ная викторина

IIIчетверть.

Тема 9: «Опера». (2 часа)

16





17

Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



Из чего состоит опера.

Комбинированный урок

Сформировать представление об особенностях оперы, историей создания

Дать понятие о ее структурных частях

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка (слушание).

М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение).

Живопись

А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора».

Художественный материал:

Музыка

«Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).

Живопись

А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка», Н. Рерих, «Сеча при Керженце».

Метод проблемного обучения,

Содержательный анализ.

Исследовать, анализировать и обобщать

значение литературы

и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке, об особенностях музыкального языка оперы.

Работать с текстом учебника, выделять главное, ана-лизировать, делать выводы. Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изо- деятел-ти.

Понимание жизненного содержания музыки

взаимоопрос, хоровое пение, творческая работа


Нарисовать эскиз декораций к фрагменнтам оперных произ-й




Слушать арию или хор из опер

Тема 10: «Балет». (3 часа)

18



19-20

Балет. Единство музыки и танца.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


«Русские сезоны» в Париже.

Комбинированный урок

Фрагменты фильма-балета «Петрушка».

ru.wikisource.org/wiki/

Сформировать представление о балете

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор (слушание).

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).

Живопись

С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане».

Художественный материал:

Музыка

И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).

Живопись

Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».

Метод художественного познания музыки,

Содержательный анализ.

Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки, литературы и изобразительного

искусства.

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное.

.

Приобретение устойчивых навыков целенаправленной содержательной музыкальной деятельности

Устный опрос хоровое пение взаимоопрос,

Записи в тетради



Нарисовать костюм для персонажей балета «Петрушка».

Записи в тетради.

Тема 11: «Музыка звучит в литературе». (2 часа)

21



Музыкальность слова.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Показать, что музыка находится среди важнейших тем поэзии и прозы

Художественный материал:

Музыка

М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер» (пение).

Литература

А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент.

Метод художественного познания музыки,

Содержательный анализ.

Метод междисциплинарных взаимодействий

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

Расширять опыт адекватного восп-риятия устной речи.

Использование способов освоения музыкального мира во внеурочной деятельности

Взаимоопрос, хоровое пение

Прочитать миф об Орфее

22

Музыкальные сюжеты в литературе.

Комбинированный урок

Показать, что музыка становится основой сюжета литер-го произ-я

Художественный материал:

Музыка

К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).

Литература

И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».

Метод художественного контекста, синквейн

Исследовать значение музыки

для воплощения литературных

образов и наоборот.

Находить ассоциа-тивные связи между художественными образами музыки и литературы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.

высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их.

Словарная работа, синквейн

Сделать презентацию «Музыка звучит в лит-ре»

Тема 12: Урок-обобщение по темам: «Опера», «Балет», «Музыка звучит в литературе»


23

Урок-обобщение по темам: «Опера», «Балет», «Музыка звучит в литературе»

Урок контроля и самоконтроля

Закрепить представление о глубокой связи музыки и слова

Слушание: повторение пройденного за полугодие. Пение: по выбору учащихся.

Методы контроля и самоконтороля

Исследовать значение музыки

для воплощения литературных

образов и наоборот.

Анализировать и обобщать многооб-разие связей музыки и литературы.

Расширять опыт адекватного восп-риятия устной речи.

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению

Развитие позитивной самооценки и самоуважения

хоровое пение,

тест,

викторина

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство.

Тема 13: «Образы живописи в музыке». (2 часа)

24



Живописность искусства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дать представление о связи живописи и музыки.

Художественный материал:

Музыка

С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо» (пение).

Живопись

И.Грабарь, «Иней»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах».

Поэзия

А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».

метод погружения.

Метод эмоциональной драматургии. Метод междисциплинарных взаимодействий

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между образами музыки и живописи.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать

их в исполнении.

Высказывать личностно-оценочные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства .

устный опрос,

хоровое пение

Рисунок по теме урока

25

«Музыка - сестра живописи».

Урок закрепления знаний

Показать, как фон, рельеф, контрастность преломляются через произ-я муз-го и изоб-го искусства

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).

Живопись

К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».

Творческое задание: Синквейн

Метод художественного контекста, синквейн

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.

Понимать специфи-ку деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художест-венной выразитель-ности музыки

и живописи.

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Синквейн

Докажите правоверность слов Леонардо да Винчи «Музыка - сестра живописи»

Тема 14: «Музыкальный портрет». (1 час)

26

Может ли музыка выразить характер человека?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дать представление о выразительности в музыке.

Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).

Живопись

Н. Репин, «Протодьякон».

Содержательный анализ.

Метод междисциплинарных взаимодействий

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Воспринимать и сравнивать разно-

образные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства.

Понимание жизненного содержания музыки

устный опрос, самостоятельная работа,

хоровое пение

Сообщение о цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки»

IVчетверть.

Тема 15: «Пейзаж в музыке». (2 часа)

27



Образы природы в творчестве музыкантов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сформировать понимание об изобразительности в музыке.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная» (слушание).

В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли».

Творческое задание: вокальная импровизация на тему «Природа».

Содержательный анализ.

Метод эмоциональной драматургии.

Метод междисциплинарных взаимодействий

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-

изведения к изучаемой теме.

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме,

сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Использование способов освоения музыкального мира во внеурочной деятельности

устный опрос, взаимоопрос,

хоровое пение

Подобрать поэтические и живописные произ-я по теме «Пейзаж в музыке»

28

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Комбинированный урок

Познакомить с направлением в искусстве - импрессионизм, выдающимися представителями в области живописи и музыки; характерными стилевыми особенностями

Художественный материал:

Музыка

М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).

Р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».

Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям

Метод художественного контекста, синквейн

Понимать характерные черты

музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать внутренние связи

между музыкой и изобразительным

искусством.

Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения.

Синквейн, творческая работа

Найти муз-е произ-я на пейзажную тему и записать в тетрадь

Тема 16: «Музыкальная живопись» сказок и былин». (3 часа)

29





30

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



Сказочные герои в музыке.

Урок закрепления знаний

Научить чувствовать и видеть образ.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик (слушание).

С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт» (пение).

Живопись

Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко».

Творческое задание: импровизация на тему любимого сказочного героя.

Художественный материал:

Музыка

И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» (слушание).

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник» (пение).

Живопись

А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы.

Творческое задание: индивидуальная и коллективная танцевальная импровизация по прослушанным произведениям.

Содержательный анализ. Метод эмоциональной драматургии

Метод междисциплинарных взаимодействий

Находить ассоциативные

связи между художественными

образами музыки и других видов

искусства.

Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.


Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Рассуждать о яркос-ти и контрастности образов в музыке.

Ориентироваться в специфике

выразительных средств музыки.

Выражать свои мысли, обосно-вывать собственное мнение, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Устный опрос, хоровое пение, творческая работа

импровизация на тему любимого сказочного героя.




иллюстрация сказочного персонажа

31

Тема богатырей в музыке.

Комбинированный урок

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов

Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).

Былина о Добрыне Никитиче (пение).

Живопись

В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Метод междисциплинарных взаимодействий

Понимать значение народного

творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразите-льной деятельности.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.

Устный опрос, творческая работа

Записи в тетради

Тема 17: «Музыка в произведениях изобразительного искусства». (2 часа)

32




33

Что такое

музыкальность

в живописи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Комбинированный урок

Дать представление о музыкальности живописи.



Показать, как художники с реальной точностью изображают внутренний мир великих музыкантов

Художественный материал:

Музыка

Ф. Торрес, «Danza Alta» (слушание).

В. Синенко «Птица-музыка» (пение).

Живопись

Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы»; М. Пепейн, «Придворный бал».

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание).

Живопись

Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора М. П. Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной

Содержательный анализ метод погружения.

Метод междисциплинарных взаимодействий

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Анализировать и обобщать много-образие связей между

музыкой и изобразительным

искусством.

Устанавливать ассоциативные

связи между художественными образами музыки и искусства.

Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного

искусства к изучаемой теме.

Использовать образовательные

ресурсы сети Интернет для поиска

произведений изобразительного искусства, развивать вокальные и исполнительские способности

Приобретение устойчивых навыков целенаправленной содержательной музыкальной деятельности

Устный опрос, хоровое пение

Найти примеры живописных произ-й с изображением музыки


Подготовить презентацию «Я люблю такую музыку»

Тема 18: Урок-обобщение по теме «Музыка и изобразительное искусство» (1 час)

34

Урок -обобщение по теме «Музыка и изобразительное искусство»

Урок обобщ-я и систематизации знаний

Закрепить о многообразии связей музыки, литературы и живописи.

Слушание: повторение пройденного за полугодие. Пение: по выбору учащихся.

Методы контроля и самоконтроля.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и ИЗО .

Контролировать и оценивать свою деятельность

Развитие позитивной самооценки и самоуважения.

Тест, музыкаль-ная викторина

Тема 19: Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». (1 час)

35

Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

Урок обобщ-я и систематизации знаний

Закрепление знаний по теме: «Музыка и другие виды искусства».

Слушание: повторение пройденного по теме года. Пение: по выбору учащихся.

Методы контроля и самоконтроля.

Метод междисциплинарных взаимодействий

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и ИЗО .

Контролировать и оценивать свою деятельность

Развитие позитивной самооценки и самоуважения.

взаимоопрос,

хоровое пение.




© 2010-2022