Конспект по музыке на тему Эпические образы в музыке

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

Тема: Эпические образы в музыке

ЭПОС, [греч. epos - слово]

  1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики).

  2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п.

Эпическое произведение - это обычно поэма, рассказывающая о героических деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос - прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

Лирика - настоящее, т.к. её объект - чувства и настроения;

Драма - будущее, т.к. в ней главное - действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.

Свойства эпоса:


  • Героизм

  • Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

  • Историчность

  • Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

  • Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах - и их враги, всякие чудища)

  • Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

Пусть будет он у вас отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил:

Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;

Он плачет от обид - нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность.

Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

В качестве примера прослушаем 2 произведения эпического жанра:

  1. 2-я симфония, "Богатырская симфония" А.Бородина. Она признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма

  2. Ария князя Игоря из оперы А.Бородина "Князь Игорь"

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".

Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом - и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова- самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.

В своей арии князь Игорь выражает печаль по поводу своего плена и гибели своего полка, мечтает о свободе и возможности организовать новый поход, победоносный.


СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ опера «Садко»

Содержание заимствовано из русского народного эпоса (былина "Садко, богатый гость" и др.)

Опера создана в 1897 г. и предложена для постановки Мариинскому театру. Однако Николай II вычеркнул оперу из планируемого репертуара театра. Первое исполнение оперы состоялось в Москве силами артистов Русской частной оперы на сцене театра Солодовникова. Успеху оперы способствовали в частности исполнители (Н.Забелла, Ф.Шаляпин) и декорации художника К.Коровина. Далее опера стала репертуарной на русской оперной сцене (Харьков, Тифлис, Петербург, Пермь, Баку, Самара.) Из последних постановок в России отметим спектакль Мариинского театра (1993 г. Дирижёр В.Гергиев).

Вне России опера ставилась в Париже (1908), Нью-Йорке (1930 г. Художник С.Судейкин), Праге (1928).


© 2010-2022