- Преподавателю
- Музыка
- Сборник для фортепиано «Обработки татарских народных мелодий»
Сборник для фортепиано «Обработки татарских народных мелодий»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гильмханова Г.Ш. |
Дата | 13.11.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
«Обработки татарских народных мелодий»
Содержание
- Пояснительная записка
- «Туган тел»
- «Золайха»
- «Зайнабем»
- «Жамиля»
- «Шогер»
- «Эй, икегез, икегез»
- Методические рекомендации
Пояснительная записка
Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.
Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.),
инструментальное сопровождение - авторское творчество.
Сборник «Обработок...» состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке1
Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.
Методические рекомендации
Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.
Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.
Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:
Фортепиано - вокал
Фортепиано - скрипка
Фортепиано - флейта
Фортепиано - синтезатор
Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.
Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.
Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения:
«Туган тел» 102 Pan Flute
104(+ Dual) Ocarina
100 Voice Ld
Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро - ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.
Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.
«Золайха» 070 Sweet Tnr
080 Oboe
079 Brth Tenr
069 Air Choir
Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.
В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:
- ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)
- гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)
- агогические (фермата, ritenuto, a tempo)
Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.
Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.
«Зайнабем» 012(+ Dual) Venus EP
109 Bright
100 Flute
113 Fantasia
Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.
Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» (C dur, a moll, e moll, d moll, G dur) и т. д.
«Жамиля» 070 Sweet Tnr
073 Sweet Cla
078 Sprno Sax
099 Sweet pan
Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано (legato, staccato, non legato), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.
Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.
«Шогер» 102 Раn Flute
072 Sweet Spr
100 Flute
Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.
«Эй, икегез, икегез» 078 Sprno Sax
077 Alto Sax
Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.
1 Редакция выполнена Настаушевой Л.Г.
20