• Преподавателю
  • Музыка
  • Использование личного профессионального опыта в обучении игре на гитаре в младших классах

Использование личного профессионального опыта в обучении игре на гитаре в младших классах

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10»









Методическая работа



«Использование личного профессионального опыта
в обучении игре на гитаре в младших классах гимназии»











Составитель:

педагог дополнительного образования
в области музыкального искусства

Шишкина Людмила Викторовна









Железногорск 2014





План работы

Введение …………………………………………………………………….3

  1. Посадка…………………………………………………………………..6

  2. Постановка правой руки………………………………………………7

  3. Постановка левой руки………………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………...12












Введение

Гитара - самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Возьмем хотя бы аккомпанемент - он тоже может быть очень разным. Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса - тут уже нужно владеть инструментом профессионально. Мы коснулись только аккомпанемента, но уже увидели, какой разной может быть гитара. Но вот и другие ее роли. Фламенко на гитаре - это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приемам. И еще фламенко - импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге. Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения. Один из самых выдающихся гитаристов фламенко - испанец Пако де Лусиа. Его выступления не раз передавали у нас по радио и телевидению. Выпущены две его пластинки - «Андалузские мелодии» и «В пятницу вечером в Сан-Франциско». Следующий вид гитары не слишком распространен и почти не известен у нас. Это гавайская гитара. Гавайская гитара во время исполнения кладется плашмя на колени. Исполнитель надевает на три пальца правой руки специальные плектры - нечто вроде наперстков с металлическими перышками, которыми защипываются струны. А в левой руке гитарист держит металлическую пластинку - ею он скользит по струнам, не прижимая их к грифу. Звучание гавайской гитары, поющее, вибрирующее, напоминает человеческий голос. Обычная гавайская гитара ведет мелодию, а аккомпанирует ей вторая гитара или какой-нибудь другой инструмент. Доступна гитаре и джазовая музыка. Джаз - сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Гитара в совершенстве постигла и сложности джаза, и его законы. В 1920е годы в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту - банджо. Гитара в джазе - не только аккомпанирующий инструмент. Во многих произведениях ей поручают соло, а соло в джазе - почти всегда импровизация. Иногда джазовые гитаристы вступают в концертах с самостоятельными номерами. В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами - например, со скрипкой, домрой, мандолиной. Одно время были популярны так называемые неаполитанские оркестры, основу которых составляли гитары и мандолины. Люди старшего поколения, кому доводилось слушать такие оркестры, помнят их нежнейшее звучание. Мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать еще три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат. Классическая гитара. Та, которая, кажется, может все. Для нее написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром. Русская семиструнная гитара. Без нее трудно представить себе такое явление музыкальной культуры, как русский городской романс. И, наконец, электрогитара, давшая жизнь новому направлению вокально-инструментальной музыки, популярность которой среди молодежи огромна. Каждая из этих ролей заслуживает отдельного разговора.

При всем разнообразии мира гитары хотелось бы выделить роль гитары классической, той основе, на которой сформирован золотой фонд гитарного искусства. Конструкция шестиструнной гитары прошла ряд изменений, в настоящем своем виде классическая гитара существует со второй половины XVIII века. В первой половине XIX века наступает расцвет гитарного искусства. С этим периодом истории гитары связаны имена испанских гитаристов-виртуозов Ф. Сора и Д. Агуадо, итальянских - М. Джулиани, Л. Лениани, М. Каркасси и Ф. Карулли. Прекрасным гитаристом был гениальный скрипач Н. Паганини. Для гитары писали такие композиторы как Ф. Шуберт, К.-М. Вебер, Г. Берлиоз. Неоценимый вклад в развитие гитарного искусства внесли испанский гитарист-виртуоз - Ф. Таррега, а так же его последователи - выдающиеся гитаристы современности М. Льобет, Э. Пухоль, А. Сеговия, М. Л. Анидо. Гитара завоевывает симпатии известных современных композиторов Э. Вилла-Лобоса, М. Кастельнуово-Тедеско, М. Понсе, Х. Родриго и многих других. Из русских гитаристов-шестиструнников в XIX веке широкой известностью пользовались М. Соколовский и Н. Макаров. После Октябрьской революции 1917 года лучшие традиции классической школы шестиструнной гитары развивали в нашей стране П. Агафошин, П. Исаков, В. Яшнев. Новое поколение гитаристов - А. Иванов-Крамской, Л. Андронов, Л. Седлецкая, - своей концертной и педагогической деятельностью способствовали росту популярности и исполнительской культуры шестиструнной гитары. Успешно работали на педагогическом поприще Я. Пухальский, П. Вещицкий, А. Попов, Г. Еманов и многие другие. Уважением и известностью пользовались среди гитаристов рано умершие Е. Макеева и Е. Русанов. Сейчас во многих музыкальных учебных заведениях создан класс гитары. Киевская и Свердловская консерватории, музыкальные училища и школы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других городов готовят сотни гитаристов-шестиструнников.



1. Посадка

Для гитары, как и для многих других инструментов, важным элементом подхода к инструменту является правильная посадка и постановка рук. Значение посадки и постановки рук для гитариста является актуальным и очень важным, так как мы с вами знаем, что в правильности посадки и постановки рук заложено очень многое. Прежде всего, это комфорт физический при музицировании, ощущение свободы и естественности движений и положений, правильной, эффективной работы мышц, но самое главное, мы закладываем в этом процессе качество нашего звука и звукоизвлечения во всех его отношениях. В своей работе я применяю классическую посадку и постановку рук, основанную на школах классиков Пухоля, Каркасси, Тарреги, Сеговии, Джулиани.

Процесс обучения на классической гитаре начинается с посадки. При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сидении без пружин и поручней, высотой пропорционально его росту. Гитара кладется выемкой обечайки на левое колено, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед, плечи сохраняют свое естественное положение. Левое бедро образует с корпусом небольшой острый угол, нога согнута, и ступня опирается на скамеечку. Наибольшую устойчивость создает скамеечка, передняя часть которой, служащая опорой для кончика ступни, имеет высоту 15-17 см, а задняя часть, на которой располагается пятка, - 12-14 см. Эти размеры могут быть изменены в соответствии с ростом исполнителя и высотой сидения. Правая нога должна быть отставлена от левой только на расстояние, необходимое для нижней части инструмента, что придаст ему устойчивое положение. Женщины отводят правую ногу несколько назад, сгибая ее в колене, и опираются на кончик ступни. Левая рука должна быть параллельна корпусу, предплечье приподнято, запястье согнуто и кисть расположена у грифа таким образом, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, в то время как остальные согнутые пальцы были готовы прижать струны кончиками последних фаланг. Правая рука отодвигается от корпуса тела, чтобы позволить предплечью расположиться на большом закруглении обечайки. Такое положение предплечья способствует устойчивости инструмента. Потребность видеть струны и лады толкает начинающего на некоторые ошибки, которые следует избегать. Голова и корпус должны как можно меньше наклоняться вперед. Надо стараться удерживать инструмент в правильном положении, не давая ему скользить по коленям. Головка грифа не должна находиться выше уровня плеч. Необходимо так же следить за тем, чтобы локоть правой руки не выходил за край корпуса гитары, а запястье не приближалось слишком к верхней деке и кисть не занимала бы наклонного положения по отношению к линии струн. Вся суть правильной посадки в том, чтобы зафиксировать гитару в одном положении и поднять гриф под нужным углом на нужную высоту для удобства игры как левой, так и правой рукой. Получается, что гитарист как бы обнимает гитару, руки находятся в естественном положении. Никаких неестественных или сильных выгибов или поворотов.

2. Постановка правой руки

Если, поместив предплечье на корпус гитары, мы свободно опустим кисть, то она несколько отклонится вправо. Приблизим запястье к розетке и слегка покачаем кистью влево и вправо; при этом запястье должно находиться на расстоянии примерно 4 см от поверхности верхней деки. Линии первых суставов указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца параллельна струнам. Пальцы в расслабленном состоянии, сложенные вместе, параллельны ладам. Необходимо следить за тем, чтобы к5ончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец, параллельный указательному, касается его краем последней фаланги. Эта постановка руки, характерная для школы Таррега, исходит из положения инструмента, рук и пальцев и обеспечивает легкое и уверенное защипывание струн, дающее сильный и полный звук вышеуказанная постановка руки представляется наиболее естественной. Кисть должна быть полностью расслабленной и либо просто висеть, либо опираться кончиками пальцев на струны. Рука в целом, от плеча до кончиков пальцев, является источником силы, преодолевающей сопротивление струн. Всякое напряжение руки уменьшает эластичность мышц и гибкость суставов, что препятствует свободе движений и устойчивости кисти и отрицательно сказывается на чувствительности, независимости действий и силе пальцев. Начинающему рекомендуется смотреть в расположенное справа или слева от себя зеркало, чтобы внимательно следить за положением и движением рук. От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; ее действия определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для хорошего исполнения.

3. Постановка левой руки

Естественно приподнимая предплечье, поставьте кисть на высоту первых ладов и расположите большой палец на средней линии задней части грифа. Приподняв и округлив запястье, свободно согните пальцы и последней фалангой прижмите струны к грифу. Широкая часть кисти должна оставаться параллельной грифу, несмотря на разную длину пальцев. Свобода действий пальцев требует, чтобы кисть была на некотором расстоянии от грифа. Сохраняя одинаковое расстояние от струн, пальцы действуют с легкостью, и каждый из них при необходимости охватывает максимальный отрезок грифа. Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны указательного пальца. Совершая эту ошибку, затрудняют действия мизинца и делают невозможным правильное исполнение баррэ на всех струнах указательным пальцем.

Отсюда мы можем сделать следующие принципиальные выводы:

  1. Палец, который прижимает струну, должен это делать с достаточной силой, чтобы хорошо зафиксировать одну из опорных точек колеблющейся части струны;

  2. Эта сила должна быть равномерной и постоянной в течение всего времени использования колебания струны;

  3. Для того, чтобы прекратить звучание, достаточно установить колебание струны.

Кисть левой руки должна быть параллельна грифу. Нельзя излишне напрягать кисть, иначе она утратит эластичность. Ее роль заключается в том, чтобы удерживать пальцы на уровне ладов, на которых прижимаются струны, и содействовать растяжению пальцев и свободному движению по всему грифу.

Большой палец поддерживает кисть, служит опорой, способствует ее устойчивому положению, а также уравновешивает силу нажима на струны других пальцев. Добившись естественного действия руки, необходимо следить за сохранением ее правильного положения. Когда кисть передвигается выше XII лада, большой палец, скользя по шейке грифа, переходит к опоре на нижний край грифа, у места соприкосновения его с верхней декой. Пальцы, находящиеся на струнах, должны оставаться закругленными. При обратном движении большой палец занимает свое обычное положение. Четыре согнутых пальца, расставленных над соответствующими ладами, должны быть готовы, наподобие шарнирных молоточков, перпендикулярно опускаться на струны, прижимая их около порожка отграничивающего соседний, более высокий лад. Расположение пальцев указанным образом на возможно малом расстоянии от струн позволяет нажимать на них короткими движениями, дающими возможность экономить время и силы. Пальцы левой руки передвигаются в двух направлениях по отношению к струнам: поперечном и параллельном. Эти движения, зависящие от всей руки, включают еще два движения, относящихся исключительно к пальцам: сближение и растяжение последних. Передвижение пальцев по грифу и состоит из сочетания указанных движений. Последняя фаланга должна быть перпендикулярна грифу и при нажатии на крайние - пятую и шестую - струны. При ирге на ближних - первой и второй - струнах локоть несколько отводится назад и изгиб пальцев увеличивается. Усилие сосредоточивается на кончике каждого пальца; оно должно быть не более того, какое необходимо для извлечения звука соответствующей громкости и длительности. Для достижения большей длительности и слитности звука необходимо, чтобы пальцы при передвижении кисти как можно меньше поднимались над струнами. В принципе нажатие на струну надо прекращать только по окончании звучания извлекаемой ноты. Если тот же палец должен извлечь последующий звук на той же струне, то он при передвижении прекращает нажим, но полностью от струны не отрывается. Только в результате постоянных и сосредоточенных занятий гитарист сможет усвоить логичную и естественную аппликатуру, что позволит более легко и художественно исполнять разучиваемые произведения.







Заключение

Огромная популярность гитары привлекает все больше и больше людей разных возрастов. В музыкальные школы и школы искусств приходит большое количество детей, желающих постичь мир искусства, мир музыки. Учась в классах классической гитары, у детей развивается вкус, кругозор, мышление, и, прежде всего, работа над собой, своим характером. Начальный этап обучения на гитаре, та кропотливая работа над посадкой и постановкой рук, приведет к прекрасным моментам общения с музыкой.

Тот, кто готов отдать все свои силы и способности, чтобы работа была плодотворной, примет во внимание следующие рекомендации:

  • Необходимы систематические и правильные занятия;

  • Лучше заниматься один час ежедневно, чем семь часов один раз в неделю;

  • Все технические трудности преодолимы, но успех зависит от метода и применяемых средств;

  • Следует избегать лишних и бесполезных усилий и движений;

  • Необходимо внимательно следовать указаниям преподавателя;

  • Надо постоянно вслушиваться в свою игру, чтобы своевременно исправлять ошибки и улучшать исполнение;

  • Необходимо с самого начала заниматься внимательно, так как если будут усвоены неправильные привычки, то исправлять их будет трудно или даже невозможно.

В заключении скажем еще об одном ценнейшем качестве гитары - она умеет быть самым интимным из музыкальных инструментов. Кто-то заметил, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает.






Список литературы

  1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка», 2000.

  2. Богушис А. Постановка рук и способы звукоизвлечения на гитаре. // Жур. «Шоу-мастер», 2007, №3, с. 29-31.

  3. Вольман Б. Гитара в России. СПб: «Музгиз», 2000.

  4. Вайсборд М. Андрес Сеговия. М.: «Музыка», 2002.

  5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение», 2002.

  6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка», 2000.

  7. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка», 2001.

  8. Леонтьев В. Школа аккомпанемента на шестиструнной гитаре. М.: «Просвещение», 2003.

  9. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка», 2002.

  10. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М.: «Музыка», 2001.



© 2010-2022