- Преподавателю
- Музыка
- Путешествие от И. С. Баха к В. Ф. Баху - конспект урока
Путешествие от И. С. Баха к В. Ф. Баху - конспект урока
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Балыкова Т.Н. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока
по предмету «специальность» для 4 и 5 класса
Тема: «Путешествие от И.С.Баха к В.Ф.Баху».
Цель урока: Продолжить развитие навыков полифонического мышления и формирование знаний, умений, навыков на примере клавирных сочинений И.С. Баха и его старшего сына - В.Ф.Баха.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-путешествие.
Задачи урока:
1.образовательные
- раскрытие особенностей полифонической музыки;
- подготовить учащихся к пониманию музыкального стиля композиторов;
2.Развивающие
- формирование образного музыкального мышления, эмоционально-образных представлений на примере клавирных сочинений И.С.Баха и В.Ф.Баха;
- формирование практических навыков исполнения двухголосных полифонических произведений, развитие слуховых образных представлений;
- формирование исследовательских способностей, познавательного интереса учащихся и творческой активности учащихся через различные виды деятельности (викторина );
3.Воспитывающие
- развитие чувственного восприятия музыки эпохи барокко,
- воспитание эстетического вкуса и любви к музыке;
-развитие межличностных отношений, подвести учащегося к выводу о самоценности человеческих качеств.
Структура урока:
- организационный момент - 1 минута
- викторина, видеоматериалы - 10 минут
- работа над музыкальным материалом 25 минут
- итог урока - 2 минуты
- домашнее задание -2 минуты
Музыкальный материал:
В исполнении учащихся:
И.С.Бах. Менуэт. Соль мажор. Из второй «Нотной тетради» Анны Магдалены Бах;
В.Ф.Бах. Аллегро. Ля мажор;
В.Ф.Бах. Аллегро. соль минор.
Прослушивание видеозаписи:
И.С.Бах. Инвенция. Фа мажор;
И.С.Бах. Инвенция №13. ля минор (2 - гол.);
В.Ф.Бах «Весна»;
В.Ф.Бах Аллегро Ля мажор.
План урока
№
Этап урока
Приемы и методы
время
1
организационный момент
словесный
1 мин
2
викторина, видеоматериалы
словесный, наглядный
10 мин
3
работа над музыкальным материалом
словесный, наглядный, показа, направляющий, указаний,
попутных поправок
25 мин
4
Итог урока
Словесный
2 мин
5
Домашнее задание
Словесный
2 мин
Критерии оценки:
Оценка 5 («отлично»)
Хорошее качество исполнения: понимание стиля, формы, осмысленное и выразительное исполнение, артистичность.
Оценка 4(«хорошо»)
Допустим более умеренный темп, хорошее качество навыков и приемов исполнения. Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.
Оценка 3 («удовлетворительно»)
Допускаются неточности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость аппарата, отсутствие пластики, некачественное легато, невыразительное интонирование, плохая артикуляция. Непонимание формы, характера исполняемого произведения, жесткое звукоизвлечение, грубая динамика.
Оборудование:
1.Технические средства:
Баян с готовыми аккордами, баян готово-выборный; Компьютер;
2.Иллюстративный материал:
Раздаточный материал (карточки с названием городов, в которых проживали И.С.Бах и В.Ф.Бах);
Портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов (орган, клавесин);
Материал для викторины;
3.Методическая и учебная литература: книги о жизни и творчестве И.С.Баха, ноты.
Ход урока:
Репродукции:
портреты Иоганна Себастьяна Баха и Вильгельма Фридемана Баха.
1.Организация учащихся на урок.
Беседа с учениками.
Задачи:
-вызвать мотивацию к изучению полифонической музыки;
-выявить черты полифонической музыки эпохи Барокко;
-выявить музыкальный стиль И.С.Баха и В.Ф.Баха.
2.Работа по теме урока.
У: Тема нашего урока - «Путешествие от И.С.Баха к В.Ф.Баху».
Цель нашей работы - продолжить развитие навыков полифонического мышления и формирование знаний, умений, навыков на примере клавирных сочинений И.С. Баха и его старшего сына - В.Ф.Баха.
Для активизации работы учащихся
используется прием « вводный вопрос»
У: В каких городах жили И.С.Бах и его сын В.Ф.Бах? Составьте карточки с названием городов в соответствующей последовательности.
Эйзенах - 21.03.1685г.
Веймар - 1708 г. (кантор)
соч.для органа
Веймар 22.11.1710 г.
Кёттен 1717 г. - писал клавирную и оркестровую музыку, 2 и 3 - голосные инвенции, 24 прелюдии и фуги)
Кёттен 1717 г.
Лейпциг 1723 -1750 г. (кантор школы певчих при церкви Св.Фомы) -пишет вокально-инструментальную музыку
Лейпциг 1723 г.
Дрезден 1733-1746г. ( органист церкви Св.Софии, исполнитель и педагог)
Галле 1746г. (органист церкви и директор музыки)
Брауншвейг 1770г.(клавесин )
Берлин 1774 - 01.07.1784 г.
У: Что вы знаете об этих композиторах? Проведем повторение пройденного материала в форме викторины (связь с предметом «музыкальная литература»).
Проведение викторины (перекрестные вопросы).
1 ученик 2 ученик
И.С.Бах
ответ
В.Ф.Бах
ответ
Годы жизни И.С.Баха?
21.03 1685г. г. Эйзенах -
28.07. 1750г. г. Лейпциг
Годы жизни В.Ф.Баха?
22.11. 1710г. Веймар -
01.07. 1784г. Берлин
Как с немецкого переводится слово «бах»?
ручей
Сколько лет было Вильгельму Фридеману Баху, когда отец начал писать «Нотную тетрадь», для домашних занятий с сыном?
9,5лет
Как И.С.Бах называл трехголосные инвенции?
«синфонии»
В каком году В.Ф.Бах отказался от должности органиста и директора музыки, и стал свободным художником ?
1762г.- дает уроки, концерты
Какое произведение И.С.Бах написал в конце жизни?
«Искусство фуги»
За какие музыкальные способности ценили В.Ф.Баха его современники?
за импровизацию
(в творчестве постоянно колебался между старым и новым стилем письма - барочным и романтическим)
Какой стиль музыки И.С.Баха и представителем какай эпохи был?
полифония (многоголосье),
барокко
Как называлась книжечка, в которой И.С.Бах записывал произведения для своего старшего сына и ученика?
Клавирная книжечка И.В.Баха «ХТК»
Кем служил И.С.Бах в церкви св. Фомы в г. Лейпциге?
кантором
На каких инструментах играл В.Ф.Бах?
клавесин, орган
Как переводится на русский «барокко»?
вычурный
Город, в котором В.Ф.Бах заменял отца в церкви святого Фомы, помогая ему в работе?
Лейпциг
Для какого инструмента написан «ХТК»?
клавесин
Какой факультет и университет закончил В.Ф.Бах?
Юридический факультет Лейпцигского университета
Сколько человек было в семейном ансамбле И.С.Баха в 1730г.?
9 человек
Какие сочинения написал?
Клавирные и камерно-инструментальные сочинения: концерты, симфонические и клавирные сонаты, каноны, кантаты, оперы, фуги, полонезы (органных сочинений не оставил).
Кто написал первую книгу о И.С.Бахе?
Иоганн Николаус Форкель - историк музыки
Как называли В.Ф.Баха?
Галльский Бах
Кто из молодых композиторов в стал изучать произведения и собирать коллекцию произведений И.С.Баха и его сыновей ?
В.А.Моцарт Л.В.Бетховен
На сколько периодов историки делят творчество В.Ф.Баха?
4 периода:
-В Лейпциге (до 1733г.) написаны клавирные пьесы:
-в Дрездене (1733-46г.) написаны инструментальные сочинения (концерты, сонаты, симфонии);
-Галле (1746-70г.) создает кантаты;
- Браушвейг и Берлин (1771-1784г.)
У: Просмотр видеоряда - инструменты 18 века орган, клавесин. Прослушивание произведений: И.С.Бах Инвенция № Фа мажор, И.С.Бах Инвенция №13 ля минор (2 - гол.), В.Ф.Бах Аллегро Ля мажор, В.Ф.Бах «Весна».
Учащимся предлагается ответить на вопрос -
в чем особенность полифонической музыки?
У: В полифонии важна созвучность голосов, они должны разговаривать на «равных». Осмысленность и певучесть! - вот что является ключом к исполнению музыки Баха.
Изучение клавирных сочинений И.С.Баха, пьес из «Нотной книжки Анны Магдалены Бах», маленьких прелюдий и фуг, инвенций, - и сегодня составляет основу обучения ученика - музыканта. В Нотную тетрадь, написанную для сына Вильгельма (1720-1723г.), наряду с «Музыкальной азбукой», примерами аппликатуры, таблицей украшений - были включены 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций. Домашнее музицирование в обучении музыке занимало в ту эпоху более значительное место по сравнению с концертной практикой. Клавирные сочинения вдохновлены глубокой целью воспитать в ученике: полифоническое мышление, звуковую палитру, чувство стиля и формы.
В 16-17 веках происходила борьба музыкальных стилей - полифонического и гомофонного, которая завершилась в18 веке победой «галантного» стиля. Во второй половине 18 века его стали называть оперным. От музыки хотели ясности. Господство мелодии видели в сольном пении со скромным аккомпанементом.
Но И.С.Бах остался верен старому полифоническому стилю. «Он видел водоворот у развилки, но не желал плыть по воле волн. Попав в водоворот «перемены во вкусах» И.С.Бах повернул назад и поплыл против течения. В последние 10 лет жизни И.С. Бах углубился в то искусство, которое сходило со сцены, - в искусство контрапункта». Роберт Шуман сказал: «Творения И.С.Баха - капитал на все времена».
3.Работа над музыкальным материалом.
Ученица 4 класса Остапчук Дарья - И.С.Бах. Менуэт. Соль мажор.
Задачи:
-
Повторение репертуара. Выдержать форму произведения (2 частная) во время исполнения произведения, полифоническую фактуру (2 - х голосная), характерные черты темы;
-
Добиться певучей манеры в игре, выразительности в речевой декламации темы, контрастного звучания динамики в каждой части, легкости и танцевального характера звучания.
Ученица 5 класса Сапожник Ольга - В.Ф.Бах. Аллегро. соль минор.
Задачи:
-
пропеть все проведения темы, выявить различия и особенности проявления при повторении;
-
проанализировать произведение: форма произведения - 2 частная, полифоническая фактура 2 - х голосная;
-
добиться выразительности темы в верхнем голосе (секвенционного движения интервальных ходов в сексту), синхронного исполнения второго голоса - противосложения;
-
добиться выразительности в произношении басовых интонаций, контрастного звучания.
Ученица 4 класса Остапчук Дарья - В.Ф.Бах. Аллегро. Ля мажор.
Задачи:
-
пропеть тему 1 голоса с целью дальнейшего исполнения в подвижном темпе на легато. Дослушать окончания фраз.
-
проанализировать произведение: форма произведения - 3 частная, 2 голосная полифоническая фактура, затактовые интонации, повторное строение фраз, кульминационное развитие во второй части;
-
добиться единой формы произведения в более быстром темпе исполнения;
-
добиться певучей манеры игры (не стучать), выразительности в речевой декламации темы, контрастного звучания построений, синхронности в исполнении голосов во второй части.
4.Итог урока.
Учащимся предлагается сделать анализ своего исполнения.
У: Анализ игры учащихся. Основные успехи и недостатки.
Учащимся предлагается просмотр видеозаписи для сравнительного анализа исполнения.
5.Домашнее задание.
Работа над недостатками исполнения полифонического произведения.
Самоанализ открытого урока «специальности».
Урок проводился с учениками 4,5 класса «специальность - баян». Учащиеся имеют « хороший» уровень владения программным материалом.
Тема: «Путешествие от И.С.Баха к В.Ф.Баху».
Цель урока: Развитие навыков полифонического мышления на примере клавирных сочинений И.С.Баха и его старшего сына - В.Ф.Баха Закрепление знаний, умений, навыков на материале изучаемых произведений.
Задачи урока:
1.обучения
- раскрытие особенностей полифонической музыки;
- подготовить учащихся к пониманию музыкального стиля композиторов;
2.Развития
- формирование образного музыкального мышления, эмоционально-образных представлений на примере клавирных сочинений И.С.Баха и В.Ф.Баха;
- формирование практических навыков исполнения двухголосных полифонических произведений, развитие слуховых образных представлений;
- формирование исследовательских способностей, познавательного интереса учащихся и творческой активности учащихся через различные виды деятельности (викторина);
3.Воспитания
- развитие чувственного восприятия музыки эпохи барокко,
- воспитание эстетического вкуса и любви к музыке;
-развитие межличностных отношений, подвести учащегося к выводу о самоценности человеческих качеств.
1.Выбор темы урока «Путешествие от И.С.Баха к В.Ф.Баху» определила исходя из важности этого материала для учеников старших классов. Роберт Шуман сказал: «Творения И.С.Баха - капитал на все времена».
Степень сложности соответствует уровню класса. Сапожник Ольга исполняет произведение на готовом баяне, а Остапчук Дарья на готово-выборном баяне, что представляет более высокий уровень сложности для ученика вообще.
2.Место данного урока в системе уроков «специальности» определен в конце IV четверти, так как учебный процесс завершается, и повторение пройденного материала является актуальной задачей. Ученики довольно быстро забывают выученные произведения, поэтому систематическое повторение репертуара способствует накапливаемости репертуара ученика.
3. Считаю что цели урока достигнуты, и план урока выполнен в полном объеме.
Главным этапом урока считаю Этап «Работа над музыкальным материалом».
На этом этапе формируются практические навыки игры на музыкальном инструменте, слуховые представления ученика, эмоциональные переживания.
4.Тип урока - повторительно-обобщающий. Я выбрала этот тип урока, так как привлекла к уроку двух учеников, которые изучают произведения отца и сына, что является любопытным для самих учеников. Вместе в тем, развивается кругозор учащихся, они узнают о чутких отношениях отца и сына, дружбе в многодетной семье И.С.Баха, творческой атмосфере этой семьи.
5.На уроке осуществлялась связь с другими предметами: музыкальная литература, изобразительное искусство, история.
6.Для достижения успеха главного этап урока мною была составлена викторина, которая помогает окунуться в изученный ранее материал о И.С.Бахе и вместе с тем узнать новые сведения о его старшем сыне (галльском Бахе).
Работа с карточками, на которых названия городов и годы жизни в них отца и сына, позволяют ученикам быстрее проникнуться той эпохой и совершить путешествие по городам той эпохи.
7.Считаю, что цель урока успешно достигнута. Ученики справились с музыкальным материалом, приобрели определенные знания, умения и навыки.
Исполнение произведений учащихся стало более осмысленным, выразительным, а техническое мастерство более совершенным.
8.Воспитательные возможности данного урока заключаются в приобщении учащихся к миру музыки, мировой музыкальной классике, раскрытию человеческих качеств, формированию мировоззрения.
Работа учащихся на уроке была активной на всех этапах урока. Учащиеся были вовлечены в основные мыслительные виды работы.
9.Учитель достиг контакта с учениками, удалось создать заинтересованное и позитивное настроение в ходе урока.
10.Дальнейшие перспективы в совершенствовании своей деятельности - перейти к изучению инвенций И.С.Баха.
Форма организации обучения на уроке: индивидуализированно-групповая.
Технологии:
-
Личностно-ориентированное обучение. Выстраивать обучение каждого ученика по индивидуальной траектории обучения.
-
Здоровьесберегающее обучение. Бережно относиться к здоровью ученика во время урока, защищать от неблагоприятных для здоровья воздействий.
-
Технология сотрудничества. Поставленная цель достигается при
взаимодействии всех учащихся. Отношения демократические, равноправные.
-
Технология проблемно - развивающего обучения.
Вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и ученика, которое основано на системе вопросов (проблемных информационных). Формируется критическое мышление, навыки активного речевого общения, формируются положительные эмоции деятельности по построению диалогов и их реализации в обучении.
-
Информационные технологии. Построение обучения на основе НИТ и возможностей различных сетей для поиска нужной информации.
Методы обучения:
-
Методы стимулирования и мотивации:
-
Создание ситуации успеха;
-
Поощрения;
-
Разъяснение.
2.Методы контроля:
-
Устный контроль;
-
Самоконтроль.
3.Методы организации и осуществления учебных действий:
-
Словесные(беседа, рассказ, интервью);
-
Наглядные;
-
Аудиовизуальные (иллюстраций);
-
Практические.
Приемы учителя: словесные (объяснение, рассказ), наглядные (видео), практические задания.
Приемы учащихся: восприятие, словесные, мыслительные (сравнения, сопоставление), практические.
Формы взаимодействия: индивидуализировано-групповая.
Все виды деятельности на уроке я строила в соответствии уровня подготовки учащихся. Ученики активно проявляли познавательный интерес, инициативу и самостоятельность, выполнили требования преподавателя.
Ученики знают о творчестве И.С.Баха, но впервые знакомились с ним как с отцом известного музыканта - Вильгельма Фридемана Баха. Именно этот факт вызвал живой интерес учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-путешествие.
Учащиеся начинают исполнить полифонические произведения с 1 класса. Это народные песни и полифонии с имитационным и подголосочным проведением темы. К старшим классам музыкальный материал усложняется.
На данном уроке я корректирую формирование умений применять полученные знания на практике.
В начале урока в короткой беседе с учениками я сообщаю цель занятия, с помощью видео материалов и викторины вызываю мотивацию к изучению данной темы.
Содержание урока соответствует требованиям программного базисного учебного плана, выбранный учебный материал связан с ранее изученным.
Структура урока:
- организационный момент;
- викторина, видеоматериалы;
- работа над музыкальным материалом;
- итог урока;
- домашнее задание.
Данная структура соответствует замыслу урока, его логике и особенностям.
Считаю, что цель урока достигнута.
Музыкальный материал:
1. В исполнении учащихся:
-
И.С.Бах. Менуэт. Соль мажор. Из второй «Нотной тетради» Анны Магдалены Бах;
-
В.Ф.Бах. Аллегро. Ля мажор;
-
В.Ф.Бах. Аллегро. соль минор.
2. Прослушивание видеозаписей:
-
И.С.Бах. Инвенция. Фа мажор;
-
И.С.Бах. Инвенция №13. ля минор (2 - гол.);
-
В.Ф.Бах «Весна»;
-
В.Ф.Бах Аллегро Ля мажор.
Оборудование:
1.Технические средства:
Баян с готовыми аккордами, баян готово-выборный; Компьютер;
2.Иллюстративный материал:
Раздаточный материал (карточки с названием городов, в которых проживали И.С.Бах и В.Ф.Бах);
Портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов (орган, клавесин);
Материал для викторины;
3.Методическая и учебная литература: книги о жизни и творчестве И.С.Баха, ноты.
Литература:
-
Браудо И. «Об изучении клавирных сочинений Баха в
музыкальной школе». Санкт-Петербург, 1994г.
-
Калинина Н. «Клавирная музыка Баха». Ленинград, Музыка, 1988.
-
Кац Б. «Времена - люди - музыка». Ленинград, Музыка, 1988.
-
Скудина Г. «Рассказы о И.С.Бахе». М., Музыка, 1988.
-
Творческие портреты композиторов. М.,Музыка,1989.
-
Форкель И.Н. «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна
Себастьяна Баха». М., Музыка, 1987.
Карточки
Эйзенах - родился 21.03.1685г.
Веймар - 1708 г. (кантор)
сочинения для органа
Кёттен 1717 г. -
клавирная и оркестровая музыка, 2 и 3 - голосные инвенции, 24 прелюдии и фуги)
Лейпциг 1723 -1750 г.
(кантор школы певчих при церкви Св.Фомы)
вокально-инструментальная музыка
Веймар 22.11.1710 г.
Кёттен 1717 г.
Лейпциг 1723 г.
Дрезден 1733-1746г.
( органист церкви Св.Софии,
исполнитель и педагог)
Галле 1746г.
(органист церкви
и директор музыки)
Брауншвейг 1770г.
(клавесин )
Берлин
1774г. - 01.07.1784 г.
Викторина
1 ученик 2 ученик
И.С.Бах
ответ
В.Ф.Бах
ответ
Годы жизни И.С.Баха?
21.03 1685г. г. Эйзенах -
28.07. 1750г. г. Лейпциг
Годы жизни В.Ф.Баха?
22.11. 1710г. Веймар -
01.07. 1784г. Берлин
Как с немецкого переводится слово «бах»?
ручей
Сколько лет было Вильгельму Фридеману Баху, когда отец начал писать «Нотную тетрадь», для домашних занятий с сыном?
9,5лет
Как И.С.Бах называл трехголосные инвенции?
«синфонии»
В каком году В.Ф.Бах отказался от должности органиста и директора музыки, и стал свободным художником ?
1762г.- дает уроки, концерты
Какое произведение И.С.Бах написал в конце жизни?
«Искусство фуги»
За какие музыкальные способности ценили В.Ф.Баха его современники?
за импровизацию
(в творчестве постоянно колебался между старым и новым стилем письма - барочным и романтическим)
Какой стиль музыки И.С.Баха и представителем какай эпохи был?
полифония (многоголосье),
барокко
Как называлась книжечка, в которой И.С.Бах записывал произведения для своего старшего сына и ученика?
Клавирная книжечка И.В.Баха «ХТК»
Кем служил И.С.Бах в церкви св. Фомы в г. Лейпциге?
кантором
На каких инструментах играл В.Ф.Бах?
клавесин, орган
Как переводится на русский «барокко»?
вычурный
Город, в котором В.Ф.Бах заменял отца в церкви святого Фомы, помогая ему в работе?
Лейпциг
Для какого инструмента написан «ХТК»?
клавесин
Какой факультет и университет закончил В.Ф.Бах?
Юридический факультет Лейпцигского университета
Сколько человек было в семейном ансамбле И.С.Баха в 1730г.?
9 человек
Какие сочинения написал?
Клавирные и камерно-инструментальные сочинения: концерты, симфонические и клавирные сонаты, каноны, кантаты, оперы, фуги, полонезы (органных сочинений не оставил).
Кто написал первую книгу о И.С.Бахе?
Иоганн Николаус Форкель - историк музыки
Как называли В.Ф.Баха?
Галльский Бах
Кто из молодых композиторов в стал изучать произведения и собирать коллекцию произведений И.С.Баха и его сыновей ?
В.А.Моцарт Л.В.Бетховен
На сколько периодов историки делят творчество В.Ф.Баха?
4 периода:
-Лейпциг (до 1733г.) клавирные пьесы;
- Дрезден (1733-46г.) инструментальные сочинения (сонаты, концерты, симфонии);
- Галле (1746-70г.) кантаты;
- Браушвейг и Берлин (1771-1784г.)