Формирование мотивации учащихся через игровые технологии на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области



ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ



Открытое занятие

«ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ.

МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»









Федорова Елена Вячеславовна

Учитель музыки



г. Вязьма

2015 г.

Введение: игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Вкладывая образовательное содержание в игровую оболочку, я решаю одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Слайд 2. Тема: Музыка вокруг нас.

Слайд 3. Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование эстетического эмоционально-осознанного отношения к окружающему миру.

Слайд 4. Задачи:

Обучающие:

- познакомить с разнообразием звуков, окружающих нас;

- познакомить с музыкальными инструментами;

- объяснить, что голос - это уникальный инструмент, которым обладает каждый из нас;

- дать понятие певческого дыхания, дикции, мимики;

- дать понятие фонограммы «плюс» и «минус»;

- развитие навыка осознанного отношения к музыке различного содержания и характера.

Слайд 5. Развивающие:

- развитие творческих способностей;

- развитие музыкально-художественного вкуса.

Слайд 6. Воспитательные:

- воспитание любви и интереса к эстрадному пению;

- воспитание слушательской и певческой культуры.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен, мультимедийное Power Point, фонограмма + и - , фотоматериал конкурса «Детское Евровидение», наглядное пособие «Лесенка», бумажные ноты, скрипичный ключ, карточки с терминами, волшебный сундучок.

Тип занятия: изучение нового материала, введение в образовательную программу.

Методы обучения:

- информационно-рецептивный (обучающиеся воспринимают и осмысливают новые знания, фиксируют в своей памяти);

- репродуктивный (обучающиеся сознательно усваивают новые знания, понимают и запоминают);

- частично поисковый (обучающиеся сравнивают, анализируют и делают выводы).

Форма организации учебной деятельности на занятии: групповая, фронтальная.

Слайд 7. Ход занятия.

Беседа по теме.

Педагог:

- У каждого на свете есть музыка своя,

Поет о счастье ветер, деревья и поля.

То радостно, то грустно, то громче, то нежней

Поет скворец искусный и маленький ручей.

Шумит ли сад цветущий, идет ли снег зимой -

Прекрасен мир поющий,

И ты с ним вместе пой!

- Ребята, а вы любите петь?

(дети отвечают)

- Так как наше занятие музыкальное, то язык, на котором мы будем общаться, тоже музыкальный.

Слайд 8. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».

Педагог: Я поприветствовала вас, а теперь предлагаю вам пожелать добра и здоровья всем, кто находится с нами.

Дети поют «Здравствуйте!»

Педагог:

- Давайте познакомимся. У меня в руках скрипичный ключ, на котором написаны мои имя и отчество, я его передаю вам, а вы по очереди передаёте своему соседу и называете каждый своё имя. Итак, меня зовут Елена Вячеславовна (передаёт ключ первому ребёнку). Этот символичный ключ откроет мир в мир музыки, песни. А в конце занятия он откроет волшебный сундучок.

- Прежде всего, давайте прислушаемся. Что вы слышите в этот момент вокруг себя, какие звуки?

Дети отвечают.

Педагог:

- Да, верно, разные звуки окружают нас и шумовые, и музыкальные.

Перейдём от музыкальных звуков к музыкальным инструментам, какие вы знаете музыкальные инструменты?

Дети называют.

Педагог:

- Самый близкий и нежный музыкальный «инструмент», который сейчас есть у каждого - это голос. Певческий голос и будет у нас главным музыкальным инструментом.

Слайд 9. Сообщение темы и цели занятия. Беседа с обучающимися.

Педагог:

- Сегодня мы поговорим с вами о пении, об эстрадном пении. Знаете ли вы, ребята, что такое эстрадное пение? Что такое эстрада? (показ слайдов)

Дети отвечают.

Педагог:

- Эстрадное пение - это, прежде всего, пение на сцене в микрофон.

Все мы смотрим телевизор. Какие телепередачи, связные с эстрадным пением, знаете вы?

Дети отвечают.

Педагог:

- А теперь скажите, пожалуйста, какой телевизионный конкурс эстрадной песни самый известный.

Дети отвечают.

Слайд 10,11, 12. Педагог:

- Правильно, Евровидение. Евровидение бывает и детское (показ фотоматериалов).

Тема нашего занятия «Музыка вокруг нас», и сегодня мы узнаем что необходимо для красивого и слаженного пения - это правильное дыхание, чёткая дикция, мимика, артистизм.

Где мы еще встречаемся с музыкой и пением? (дети отвечают). А вы любите смотреть мультфильмы? (дети отвечают). Какие вы знаете мультфильмы, какие герои там встречаются? (дети отвечают). А какие песни знаете из мультфильмов? (дети отвечают). А вот мы сейчас посмотрим, как вы знаете эти песни.

Слайд13-22. Игра «Угадай мелодию». Дети угадывают отрывки песен из мультфильмов «Антошка», «Голубой вагон», «Бременские музыканты», «Чунга-чанга» и др.

Настойка певческих голосов детей.

Педагог:

- Итак, мы выяснили, что эстрадное пение - это прежде всего пение.

Подготовка певческого аппарата. Певческая установка.

Педагог:

- Для того, чтобы правильно петь, нужно правильно дышать. Поэтому, сели все ровно (правильное положение корпуса, рук, плеч и ног), ноги ровно «приклеились», спину «повесили» на спинку стула.



Упражнения для работы над дыханием:

Упражнение «Шарик».

Педагог:

- Надувала кошка шар, а котенок ей мешал.

Подошел - и лапкой топ! А у кошки шарик - лоп!

Ш-Ш-Ш…. Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи, живот должен стать круглым как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Упражнение «Обиделись, обрадовались».

Кошка хвостиком играла, веселилась, хохотала («обрадовались»- мимика), мячик по полу катала и по комнате скакала.

А потом устала кошка и поплакала немножко («обиделись»- мимика).

Раз, два, три, четыре, пять - будем кошку утешать!

Дети набирают воздух через слегка приоткрытый рот и стараются произнести фразу на одном дыхании.

Упражнение на дыхание (присели - вдох, встали - выдох, изобразить кошку.)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Довольная кошка».

Педагог:

- Рот приоткрыт, язычок тянем вверх, стараясь дотянуться до носа, а теперь достанем подбородок, ухо, другое ухо, нос (дети выполняют упражнение). Молодцы!

Упражнение «Сердитая кошка»

Педагог:

- Рот приоткрыт, кончик языка на верхней губе. Кончиком языка двигаем из одного уголка губ в другой, постепенно ускоряя темп (дети выполняют упражнение). Молодцы!

Упражнение «Кошка пьет молоко»

Педагог:

- Язычок на нижней губе, делаем язычок «чашечкой» и «лакаем молоко». А теперь язычком «прокалываем» щеку одну, другую, губу одну, другую. Поиграем в футбол: язычок двигается круговыми движениями в одну, потом в другую сторону. И пополоскаем воздухом рот. В пении очень важно открывать рот правильно (дети выполняют упражнение). Молодцы!

Упражнение «Бутон».

Педагог:

- Губки сложили и постепенно открываем как можно больше, как будто бутон раскрывается в цветок. А чтобы проверить, правильно ли мы делаем, давайте найдем ямочки около уха.

В пении есть три позиции рта: маленькая, средняя, большая. Давайте попробуем (дети выполняют упражнение). Молодцы!

Это мимика рта. А теперь упражнение «Горячая картошка»: язык должен быть в форме «ложечки», представить, что на языке горячая картошка или шарик. Не высовываем язык изо рта. А теперь представьте, что вы зевнули. Заполните это ощущение. Это и есть правильная позиция при пении.



Слайд 23. Дикционная речевая разминка.

Педагог:

- Мы уже выяснили, что для того, чтобы правильно и красиво петь, нужно правильно дышать и открывать рот. Как вы думаете, а что ещё нужно для пения?

Дети отвечают.

Педагог:

- Да, правильно проговаривать слова. Это называется дикцией. Для того чтобы правильно и красиво говорить, надо тоже тренироваться. Для этого используют скороговорки.

Кто хочет выговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Хороши в дорожку пирожки с картошкой.

Двое не один, в обиду не дадим.

Баран Буян залез в бурьян.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберет где ворота а где рот.

Итак, правильное проговаривание слов - это дикция.

Слайд 24. Вокальные упражнения.

Педагог:

- Во время пения упражнений внимательно следите за своевременным вдохом и выдохом, за своей дикцией. Будем петь чисто, стройно, в один голос, добиваться слитного звучания голосов «как один». Обратите внимание на слайд (упражнение «Лесенка»). Учимся петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении с называнием нот. Сначала пропеваем ноты сверху вниз, затем - снизу вверх;

б) мажорное трезвучие: сначала пропеваем звукоряд из пяти нот, затем в данном звукоряде выделяем звуки, входящие в трезвучие и, наконец, поем трезвучие без промежуточных звуков всей группой.

- Что значит красиво петь? Вдохнуть так, как будто нюхаем цветок. Мягко, аккуратно «ставим» гласную на «звуковую ленту», держим звук и снимаем его, как будто ставим точку. Ни при вдохе, ни при выдохе стараемся не «толкать» звук. Ваша задача передать настроение песни. Спойте весело! Встаньте ровно, выпрямите спинки и поем.

Пропевание.

Упражнение. Гамма звукоряда, протягиваемая сверху вниз на слогах ми, мо, лю, ма». Упражнение способствует ровности и звонкости звучания. Выполнение упражнения.

Педагог:

- Для чего нужно распевание? (дети отвечают) Правильно, для того чтобы хорошо петь, для выработки правильного дыхания, выработки четкого ритма, свободной артикуляции. Нужно «разогреть горлышко», чтобы перед пением песни «горлышко сделало зарядку».



Слайд 25-26. Педагог:

А сейчас мы послушаем начало песни из мультфильма «Бременские музыканты» (дети слушают), кто поёт эту песню? О чём она? (дети отвечают).

Эта песня о дружбе, о верных и преданных друзьях. Я предлагаю всем вместе попробовать спеть эту песню.

Дети вместе с педагогом исполняют песню «Ничего на свете лучше нету…» из мультфильма «Бременские музыканты».

Педагог:

- Как только артист выступил, нужно поклониться (поклон и аплодисменты друг другу).

Слайд 27. Обобщение занятия.

Педагог:

- Помните, ребята, в начале нашего занятия, я сказала, что этот скрипичный ключ откроет волшебный сундучок. Давайте же откроем!

Педагог открывает волшебный сундучок и достает из него карточки с терминами.

Педагог:

- Сегодня на занятии мы:

- поговорили о том, где встречается в нашей жизни музыка и пение;

- узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные;

- вспомнили музыкальные инструменты;

- узнали, каким инструментом обладает каждый из нас - голосом;

- познакомились с певческим дыханием;

- выяснили что нужно для правильного и красивого пения:

1. дыхание

2. рот, язык - дикция

3. лицо - мимика

- узнали что такое фонограмма «плюс» и «минус».

Итог занятия.

Слайд 28. Педагог:

- На прощание, в благодарность за ваш труд, ваши старания, хочу подарить вам эти поэтические строки :

Знаем ли мы, что 2х2 как всегда - четыре,

Только вот без волшебства скучно в этом мире.

Вслушайся, весь мир поет: шорох, свист и щебет,

Музыка во всем живет, мир ее волшебен!

А еще хочу подарить вам диски с записью песни «Ничего на свете лучше нету…» с фонограммой «плюс» и «минус». Надеюсь, что подарок поможет вам овладеть навыками пения.

Понравилось ли вам занятие? (дети отвечают).

Желаю вам успехов в овладении вашим музыкальном инструментом - голосом. Надеюсь, что после нашего занятия вам захочется заниматься пением. Дорогие ребята, слушайте хорошую музыку, это воспитывает слух и чувство ритма. Давайте с вами попрощаемся также музыкально, как мы приветствовали друг друга.

Музыкальное прощание «До свидания, дети!»

Дети отвечают.

Слайд 29. Педагог:

- Мне было очень приятно с вами познакомиться. Желаю новых встреч и открытий в области пения!



© 2010-2022