• Преподавателю
  • Музыка
  • Бинарный урок музыки и литературы в форме игры За семью печатями на тему Музыка в рассказах К. Г. Паустовского (5-6 кл)

Бинарный урок музыки и литературы в форме игры За семью печатями на тему Музыка в рассказах К. Г. Паустовского (5-6 кл)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бинарный урок музыки и литературы в форме игры «За семью печатями»

Цель: Показать роль музыки в рассказах К.Г.Паустовского
Задачи: образовательные: продолжить знакомиться с творчеством и музыкой
великих композиторов и особенностями «музыкальных» рассказов
К,Г.Паустовского

развивающие: развивать зрительную и слуховую память, внимание и
воображение вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

воспитательные: воспитывать интерес к урокам музыки, духовные и
нравственные качества ребенка на произведениях музыкального и
литературного искусства; слушательскую культуру.
Оборудование: мультимедийная установка, «рабочие зоны» для команд, магнитная доска

Ход урока.

  1. Музыкальное приветствие

  1. Доброе утро - в разных тональностях
    2. Музыка, здравствуй!) (слайд 1)

  1. Вступит. слово учителя музыки
    Сегодня у нас необычный урок - урок музыки и литературы. Давайте вслушаемся в эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?

Что не выскажешь словами, звуком на душу навей (слайд 2)

- То, что невозможно передать словами, можно передать музыкой

Определим цель урока: решение главного вопроса «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Поставим перед собой учебные задачи:


* Определить роль (место) музыки в новом литературном жанре

* Вспомнить биографические сведения из жизни известных композиторов и писателей

* Учиться слушать музыку, представлять ее, рисовать словесные картины и характеризовать влияние музыки на сердце, душу и мысли человека (слайд 3)

Вот теперь я приоткрою вам тему сегодняшнего урока «Преобразующая сила музыки в рассказах писателя …», (слайд 4) а какого писателя, нам это предстоит узнать в ходе урока, который пройдет в форме игры «За семью печатями» Я передаю слово учителю литературы Морозовой Т.А.

Вступит.слово учителя литературы ( о значении эпиграфа, теме и целях урока)

Лингв. справка о значении фразеологизма "За семью печатями" (А.Заварина)

Предметы, которые были запечатаны, долго хранят свои тайны. Если тайник опечатали одной печатью, то это значит, что его секретом владеет один человек. Но вдруг он сам пожелает нарушить тайну? Поэтому издревле на особо важные документы, сокровищницы всегда накладывали несколько печатей.
Тогда раскрыть секрет можно было только в том случае, если все обладатели печатей сговорятся друг с другом с целью вскрыть тайник. А с увеличением числа печатей эта возможность уменьшается.

Но все равно непонятно, почему все страшные и недоступные тайные всегда скрыты «за семью печатями». Почему их там не больше?
Очевидно, что семерка всегда считалась особенным, магическим числом, неслучайно она фигурирует во многих народных пословицах и поговорках. Поэтому, накладывая на тайник семь печатей, люди уповали на вмешательство сверхъестественных сил, которые должны были помочь в сохранении секрета.
В наши дни фразеологизм «скрыто за семью печатями» мы употребляем, когда описываем нечто недоступное нашему пониманию.

Т.А.: Сегодня для нас за семью печатями скрыто имя известного русского писателя. Чтобы отгадать его, нам предстоит провести целое музыкально-литературное расследование.

Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов - 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. В течение игры будут звучать его произведения, сообщаться некоторые сведения о его жизни, но назвать его сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей.

Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. В случае их верного ответа, печать ставится той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.

Итак, мы начинаем наше расследование.

Время первой печати. (заставка слайд 5)

Вашему вниманию инсценированный фрагмент одного очень известного произведения(слайд 6)

  1. «Встреча в лесу»

- Как тебя зовут, девочка?

- Дагни Педерсен.

- Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

- У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

- Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

- Ой, как долго!

- Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.

- А что это такое?

- Узнаешь потом.

- Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

- Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

- Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка

(вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).

- Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. ( берёт у девочки корзину, и они уходят)

Вопрос первой печати.

Незнакомец подарил Дагни по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет, музыкальное произведение. Послушайте его. Кто автор этой замечательной музыки? Что, по-вашему, чувствовала девочка, слушая её? (слушание) ( в чем заключается преобразующая сила музыки?) (слайд 7) дальше слайд метроном 8

Ваши ответы

Комментарий:

Автор -Эдвард Григ

Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

…Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.


…Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

…Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.
Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.


Время второй печати.(заставка слайд 8)

Музыка Грига привлекает людей всего мира, в ней много света, радости, тепла, нежности, выразительности.

В ней живёт его родина…

(слайд 9)

Величественная суровая ----- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… столица царства троллей Один из древнейших городов западной части этой страны. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ - композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

Вопрос второй печати. В какой стране родился Григ? Какие произведения написаны им на основе легенд?

Слайд заставка метроном

Комментарий

Ответ - Норвегия, «В пещере горного короля», «Шествие гномов»

Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни - вот душа музыки этого композитора.

Время третьей печати (слайд 10 заставка)

Послушайте фрагменты из переписки Грига с выдающимся русским композитором

(слайд 11 попробовать выплывающий текст) «Вы не поверите, какую радость доставила мне встреча с Вами. Нет, не радость, гораздо больше! Как художник и как человек вы произвели столь глубокое впечатление, что я чувствую, что Вы многому меня научили. А такое является значительным событием для человека, которому исполнилось 44 года» (Григ)

«Как Вы добры, милы и благожелательны и как я горжусь, что заслужил Вашу дружбу! Досадно, что мне так убийственно трудно писать по-немецки, а то я бы сказал ещё очень много о моей любви и преклонении…Когда я увижу Вас, мой милый, добрый друг? (Чайковский)

Вопрос третьей печати

С каким русским композитором вёл переписку Григ? Что объединяет их?

(слайд 12) Комментарий Ответ: П.И.Чайковский

Музыка Грига по своей мелодичности, ясности, поэтичности во многом близка лирическим сочинениям Чайк-го, связанным с картинами природы. Ч. не знал норвежского языка, Г. - русского, но музыкальный язык друг друга они понимали хорошо, он сблизил их. Но музыкальная речь каждого из них имеет свои особенности, как узнаваемый штрих в почерке каждого человека.

Грига называют норвежским Чайковским

Время четвёртой печати(слайд 13 заставка)

Перенесёмся мысленно в роковые 40-ые. Вот один подлинный случай, описанный в рассказе писателя, имя которого за семью печатями… (Слайд 14)

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле, в Балтийском море, на небольшом его клочке, - где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

Война застала в Эзеле нескольких советских актеров - мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

- Хорошо, - скажете вы, - конечно, в темноте можно слушать пение или музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил.

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

- А Паганини играл и на одной струне…

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны. (слайд 15(музыка громко, потом на убывание)

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.

...В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

Вопрос четвёртой печати

Почему Егоров играл музыку именно Чайковского? В чем заключается преобразующая сила музыки Чайковского?

Комментарий

Чайковский всегда стремился к тому, чтобы его музыка приносила «подпору и утешение»

И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула.

Я рассказываю подлинный случай. Поэтому напрасно вы будете ждать ловко придуманной развязки. Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя советский воин отдал свою жизнь за Родину.

Его похоронили в грубой песчаной земле. Накрапывал дождь. Море затянуло туманом...

Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград. Летчик сразу же набрал высоту, чтобы уйти от немецких зениток. Десятки огней вспыхивали за хвостом самолета.

В Ленинграде летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся; это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

- Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра,- сказал летчику дирижер.

Где теперь эта скрипка - я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Генриха Гейне. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слушателей дрожать от гордости за гений своей страны, за гений человека.

Время пятой печати 9слайд 16 заставка

Послушайте очень трогательную историю от лица героини (А.Заварина монолог из рассказа К.Г.Паустовского «Старый повар»)

Слайд 17( В чем заключается преобразующая сила музыки?)

Вопрос пятой печати

Кто же тот великий композитор, о котором А.Г.Рубинштейн сказал: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе …»? Чем интересна его судьба?

Комментарий

(слайд 18)Ответ: В. А.Моцарт - любимый композитор Чайковского


27 января 1756 года - 5 декабря 1791 года

Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный вундеркинд, родился в австрийском городе Зальцбурге и начал учиться музыке в 4-летнем возрасте под руководством своего строгого отца-скрипача. В 5-летнем возрасте Моцарт стал сам сочинять собственные музыкальные произведения, а в 6 лет поразил европейскую аристократию концертами, на которых исполнял свои произведения вместе с музыкально одаренной сестрой. Он виртуозно играл на скрипке, органе и клавесине. Несмотря на свою поистине европейскую известность, Моцарт оставался простым и естественным.
С годами жизнь Моцарта резко изменилась. Невысокого роста, бледный, с невзрачной внешностью, Моцарт так и не смог привлечь к себе внимание богатых покровителей, поскольку никто не считал его серьезным зрелым композитором. Он так и не смог найти себе какую-нибудь работу, которая оплачивалась бы настолько хорошо, чтобы он мог посвятить себя созданию серьезных и крупных музыкальных произведений, о которых мечтал. Много драгоценного времени тратилось на уроки музыки, которые Моцарт вынужден был давать, чтобы зарабатывать на жизнь, и на создание дешевых произведений. Вся жизнь Моцарта заключалась в неравной битве с конкурентами, болезнями и нищетой.

Время шестой печати слайд 19 заставка

Родина, родная природа, душа человека - главные источники не только инструментальной, но и вокальной музыки

Вопрос шестой печати

Перед вами названия трех песен, которые мы с вами выучили.
«Мама»
«Волшебный смычок»
«Вот что мы Родиной зовем»
Какая из этих песен созвучна с темой нашего разговора

Какую песню вы хотите исполнить сейчас?
(Исполнение песни)

Время седьмой печати

ЭТО автор замечательных произведений о природе, но его можно назвать и «музыкальным писателем», так как многие свои произведения он посвятил великим композиторам и музыкантам: Григу, Шопену, Моцарту, Чайковскому

Произведениям ЭТОГО ПИСАТЕЛЯ характерны взволнованная лиричность и искренность повествования, глубина жизненных наблюдений и отточенность стиля. Каждый его рассказ - это тонкая и глубоко выразительная миниатюра, созданная кистью подлинного художника слова.

Вопрос седьмой печати

Назовите писателя - автора художественных произведений, героем которых стали великие музыканты, а точнее - их музыка

Комментарий Ответ: К.Г. Паустовский … в самом обычном раскрывает для нас чудесное и неповторимое. Его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Писатель учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. Все его произведения исполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли, к людям, и мы, читатели, ощущаем автора в его произведениях как сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека.

К. Паустовский писал не только о природе, но ещё и о людях, особенным образом тонко чувствовавших красоту окружающего нас мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать интересные случаи из их жизни


Первый рассказ «На реке» был опубликован в 1912 году, когда автору едва исполнилось двадцать лет. Юношей он прекрасно понимал, что еще недостаточно знает жизнь, чтобы сказать людям что-то важное, новое, поэтому, по примеру М. Горького, ушел «в люди», скитался по России, меняя профессии, никогда не оставляя мысли стать писателем. В «Золотой розе», книге о писательском труде, вспоминая эти годы, ОН говорит: «Я жил, работал… мечтал… что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать». Этого требовало мое существо... потому что литература была для меня самым великолепным явлением в мире».
В годы странствий ОН много и упорно работает. Однако известность пришла к нему лишь в 1932 году
В 90-е годы, ОН перебирается с Юга в Центральную полосу России, открыв для себя заповедную землю - Мещору. Здесь было все, что привлекало его с детства; глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги… «Я, - признается писатель, - навсегда полюбил Среднюю полосу России, с ее низкими и сиротливыми, но милыми небесами, с молочным дымком деревень, ленивым колокольным звоном, поземками
и скрипом розвальней»...
На рязанской земле создано большинство его самых проникновенных и искренних произведений, навеянных русской природой в дни долгих скитаний по лесу, в предрассветные часы над рекой.


Итог-реализация цели
Что стало бы с этими рассказами, если бы не было музыки?

.Подведем итогов игры; награждение победителей


Рефлексия: продолжите предложение (на листочках) «Сейчас во мне звучит музыка(какая)…»

© 2010-2022