Конспект НОД Путешествие в мир музыки мастер - класс для педагогов ДОУ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по «художественно - эстетическому развитию» музыкальная деятельность детей группы старшего дошкольного возраста

(от 6 до 7 лет)

Тема: «Путешествие в мир музыки»

Автор разработки: музыкальный руководитель Благодатских Г.Р.

Доминирующая образовательная область: художественно - эстетическая.

Цель непосредственной образовательной деятельности: Содействовать развитию у детей творческих музыкальных способностей.

Задачи:

  1. Научить детей навыкам ансамблевого исполнения.

  2. Развивать чувство ритма у детей через восприятие музыки, элементарного музицирования и музыкально - ритмических движений.

  3. Формировать певческие навыки детей.

  4. Воспитывать музыкальную культуру: восприятие музыки, исполнительство. Способствовать музыкально-эстетическому развитию детей.

Образовательные:

ОО «Познавательное развитие»

1. Формировать интерес к различным видам музыкальной деятельности.

2. Содействовать развитию воображения и творческой активности.

3. Способствовать развитию умения устанавливать простейшие связи между ритмом, мелодией и исполнением, делать простейшие обобщения.

ОО «Социально - коммуникативные»

1.Содействовать развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

2. Формировать готовность детей к совместной деятельности.

3. Развивать социально - эмоциональный интеллект.

ОО «Речевое развитие»

1. Развивать компоненты устной речи детей: грамматический строй речи, связной речи - диалогической и монологической форм.

Развивающие:

ОО «Познавательное развитие»

1.Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей.

ОО «Социально - коммуникативные»

  1. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

ОО «Речевое развитие»

1.Развивать речь ребенка посредством музыкально - ритмической деятельности.

ОО «Художественно - эстетическое развитие»

1. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие образных представлений, воображения, художественно-творческие способности.

2. Способствовать удовлетворению потребности детей в самовыражении.

ОО «Физическое развитие»

Способствовать совершенствованию умений и навыков в основных видах движений, развитию выразительности движений.

повышению умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления

Воспитательные:

ОО «Речевое развитие»

1.Воспитывать желание и умение дослушивать исполнение партнеров в музыкальной деятельности.

ОО «Художественно - эстетическое развитие»

1.Воспитывать эстетическое отношение к музыке и окружающему миру.

Виды детской деятельности: Восприятие музыки, пение, элементарное музицирование, музыкально - ритмическая деятельность.

Материалы и оборудование:

ТСО: ноутбук, проектор, экран, компьютер, инструменты по количеству детей, портреты композиторов.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах (предварительная работа):

Индивидуальная работа: Кирилл, Ульяна - помочь преодолеть застенчивость и вовлечь в коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность через музыкально - ритмическую деятельность при исполнении на музыкальных и шумовых инструментах. Камилла, Фатима, Салават - поощрять попытки высказывать своѐ мнение; упражнять в согласовании слов в предложении.

  • Методы

  • метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

  • метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

Приёмы, используемые в работе:

- наглядный: просмотр мультимедийной презентации по теме:

- словесный: беседа, повторение, объяснение, указание, словесные упражнения, вопрос-ответ, поощрение;

- практический: погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по музицированию в групповой форме работы).

  • игровой: игровая мотивация и упражнения, сюрпризный момент, использование воображаемой игровой ситуации

  • Словарная работа:

Пассивный словарь: Интонация, композиторы Брамс, Рахманинов, Прокофьев.

Активный словарь: музыка, ритм, игра, музицирование, композитор.

Ожидаемые результаты:

  • Дошкольники проявляют любознательность и интерес к интегрированной форме музыкальной деятельности.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал, встают, образуя круг.

Музыкальное приветствие по Д.Б.Кабалевскому «Здравствуйте!»

М.Р. Ребята как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети: Со знакомства, с подаренной игрушки, с дружбы, может начинаться с улыбки. (Добиваюсь от детей полных ответов).

М.Р. Конечно, дружба может начинаться со знакомства, с подаренной игрушки, и, конечно - же, дружба может начинаться с улыбки. Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте мы сейчас улыбнемся им и весело поздороваемся.

М.Р.: (Предлагаю поздороваться иначе с гостями) «Таба - да - ба - даба, здравствуйте!» (Показываю: движения рук по коленям, хлопки. Дети выбирают себе гостя и выполняют движения вместе с детьми,

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

М.Р. Дети, мне очень понравилось, что вы все сегодня радостные. Веселые дружные. Пройдите ко мне и послушайте, о чем я хочу вам рассказать…

(Дети садятся на стульчики).

Тихо - тихо рядом сядем -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены -

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тройки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит и зовет нас за собой.

Ребята, мир музыки интересный и разнообразный. А хотели бы вы стать настоящими музыкантами?

Дети: Да! (хоровой ответ)

М.Р.Тогда подскажите, пожалуйста, с чего начинается музыка!?!

Дети: с ритма, мелодии и музыкальных инструментов. (Слежу за полными ответами детей) Салават, повтори, Ульяна, повтори! (активизирую несколько детей)

М.Р. Да, конечно, музыка начинается с ритма, мелодии и музыкальных инструментов. А какие вы знаете музыкальные инструменты?

Дети: фортепиано, дудочка, скрипка, и т.д. (перечисляют названия инструментов).

М.Р. А сейчас я прошу вас отгадать загадки про музыкальные инструменты

(Загадываю загадки про инструмент).

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? (Рояль)

(дети отгадывают загадки, затем показываю ответы на слайдах, звучание инструментов в записи, и так далее со всеми ответами загадок).

Тра-та-та, тра-та-та!

Сверху кожа,

Снизу тоже,

В середине пустота. (Барабан)

В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.
Чарует, волнует, искрится, поёт волшебница ... ( Скрипка).

(Вдруг неожиданно в записи звучит оркестровый шум, на экране появляется смешная рожица - инопланетянина).

М.Р. Ребята, слышите какие - то странные звуки, что - то непонятное, вы можете сказать, какой это инструмент?

Дети: нет, не понятные звуки!

М.Р.: Да и я не могу ничего понять, неопределенные звуки!? Посмотрите, на экране появилось изображение, а под ним письмо! Давайте прочитаем его!

«Ребята, мы маленькие жители далекой сказочной планеты! Нас заколдовали пришельцы и уничтожили наш музыкальный мир. Мы не помним, какой интересной была наша жизнь до этого. Пожалуйста, помогите, покажите и расскажите нам, что такое музыка!»

М.Р.: Дети, как вы думаете сможем ли мы помочь инопланетянам:(Даю детям наводящие вопросы, с чего начинается музыка?)

Дети: Да, конечно!.

М.Р.: И с чего мы начнем?

Дети: с ритма

М.Р А как вы думаете, где присутствует в нашей жизни ритм?

Дети: биение сердца, тиканье часов, шаги человека (у пожилого человека с тростью, у мамы на каблучках ) - Показывать движениями вместе с детьми во время перечисления давайте с вами прослушаем биение сердца, кто сможет ритмично простучать.(приглашаю ребенка для образца).

М.Р.: Я предлагаю вам сыграть в ритмическую игру: «Тюшки - тютюшки».

Я показываю детям образец ритма.

  1. «Тюшки - тютюшки: делали хлопушки!»


  • I I I / I I I / I I / I /- показ М.Р. с проговариванием «хлоп».

  • Дети - показывают ритм с проговариванием с М.Р.

  • Только дети - с проговариванием без М.Р.

  • Только дети - без слов.


  1. «Тюшки - тютюшки: сделали шлепушки!»



  • I I I I I I I I / I I I / - показ М.Р. с проговариванием «шлеп».

  • Дети - с проговариванием с М.Р.

  • Только дети - с проговариванием без М.Р.

  • Только дети - без слов.

  • Топают ногами - «Хорошо живет на свете Виннипух».


  1. «Тюшки - тютюшки: хлопушки и щелкушки!»


  • I I / I I I / - показ М.Р. «щелк - щелк, шлеп - шлеп - шлеп».

  • Дети - с проговариванием с М.Р.

  • Только дети - с проговариванием без М.Р.

  • Только дети - без слов.


  1. «Тюшки - тютюшки: бомбушки - топотушки!»


  • I I I I I I / I I I / - М.Р. бом, бом, бом…, топ - топ -топ

  • Дети - с проговариванием с М.Р.

  • Только дети - с проговариванием без М.Р.

  • Только дети - без слов.


  1. М.Р. играет на инструменте:

  • дети импровизируют под музыку звучащими жестами,

  • дети импровизируют под музыку звучащими жестами с закрытыми глазами.

Далее предлагаю детям перейти к следующему заданию №2.

М.Р. Ребята, а сейчас переходим к следующему заданию - нужно показать звучащими жестами следующее сочетание названий фруктов (произношу текст упражнения с показом движений, на слова «Лимон - хлопают в ладоши четвертями, Апельсин - шлепаю по коленям восьмыми и четвертью, банан - топаю ногами, мандарин - щелкаю пальцами). Итак, приготовились выполнять упражнение!!!

1). ЛИМОН - АПЕЛЬСИН - БАНАН - МАНДАРИН

Хлоп - хлоп шлеп - шелеп - шлеп топ - топ щелк - щелк - щелк

2). Ритмизация без проговаривания.

3). Ритмизация под музыку с проговариванием.

4). Ритмизация под музыку без проговаривания.

5). Импровизация жестов на заданную музыку без проговаривания.

МР.: Молодцы, Ребята, как здорово, все у вас получилось. А как вы думаете, посмотрев на наши видео записи (обращаю внимание детей на видеозапись) друзья - инопланетяне поймут, как исполнять ритмическую музыку.

Дети: Мы думаем, что инопланетяне поймут как играть ритмическую музыку. Повтори, Ульяна, (активизирую несколько детей).

МР: Ребята, я предлагаю вам переместиться со стульев на середину зала. Пройдите пожалуйста, встаньте в круг, а теперь сядьте на пол. (Выставляю м/и на середину круга и провожу игру на развитие ритма с шумовыми инструментами - маракассы)

МР: Берем инструменты в правую руку, левую руку убираем назад. Ритмично передаем по кругу шумовой инструмент.

(Дети выполняют задание, затем предлагаю выполнить те же движения, но правой рукой).

Дети вместе с м.р. выполняют задание с проговариванием:

  1. «У меня, у тебя» - левую руку убрали, работает правая.

  2. «Взял - отдал» - правую руку убрали, работает левая рука.

  3. Без слов - внутренний контроль.

  4. Игра на музыку «Тумба - хей».

М.Р. Вы хорошо справились с заданием. Я предлагаю вам продолжить игру на инструментах с движением. Я прошу мальчиков взять в руки бубны и встать по кругу. На 1 часть музыки играют мальчики, на 2 часть девочки с переходами.

Р.Н.М. «Из под дуба» - с переходом.

М.Р. Мы действительно подтвердили, что музыка начинается с ритма, а потом на нее накладывается музыка. И опять же, обращаясь к нашей записи, как вы думаете нашим инопланетянам все будет понятно, для исполнения ими музыки с шумовыми инструментами?

Дети: я думаю, что понятно! (опросить 2 детей)

М.Р. А теперь мы попробуем на ритм наложить самый главный инструмент, который создала природа. Что это?

Дети отвечают: (голос!)

М.Р. Но мы будем не только ритмизировать и петь, но еще и играть на музыкальных инструментах одновременно. Ребята, встали все, и подошли к столам. Возьмите инструменты и приготовьтесь к исполнению.

(Работа в круге, сидя на полу, напоминаю детям об осанке).

М.Р. Ребята, послушайте. Я пропою вам мелодию новой попевки. А вы постарайтесь ее запомнить. (Пою и играю)

У кота - воркота колыбелька хороша!

А у Саши мово есть получше его.

Приди котик ночевать, мово Сашеньку качать.

Я тебе, коту, за работу заплачу.

Дам кусочек пирога и кувшинчик молока!

М.Р.: Молодцы, ребята! положите все инструменты и подойдите ко мне!

М.Р: (обращаю внимание на видеозапись). Ребята, давайте разберемся, смогут ли наши друзья сыграть и спеть так как мы с вами?

Дети: я думаю, что да!

М.Р. Ребята, когда мы с вами исполняем песню, играем в оркестре? Как называют нас?

Дети: Исполнители!

М.Р.: Но чтобы исполнить музыку для нас исполнителей, нужно чтобы ее написали. Кто пишет музыку?

Дети: Композиторы.

М.Р.: И мы с вами прослушаем сегодня… музыкальные произведения: «Колыбельная» - Иоганесс Брамс, «Полька» Рахманинов, «Марш» - Прокофьева.

Прозвучит три музыкальных произведения разных по жанру, я прошу изобразить характер каждого в движении и на окончании музыки замереть, создавая определенную фигуру.

Дети выполняют задание самостоятельно.

М.Р. Ребята, давайте вспомним и покажем нашим инопланетянам русский народный танец, который мы исполняем в тройках

(Дети выстраиваются по тройкам в центре зала, напоминаю им движения и затем под музыку исполняем танец)

М.Р. ребята, вы хорошо исполнили танец и я думаю, что нашим гостям он тоже понравился и они с удовольствием будут его танцевать.

Заключительная часть.

М.Р.: Ребята, наша встреча подходит к концу, давайте вспомним чему мы ее посвятили.

Что вам понравилось?

Дети: Мы посвятили наше занятие музыке, и выяснили из чего она состоит.

Музыка состоит из ритма, мелодии, пения, музыкальных инструментов

М.Р. Правильно, ребята!

7


© 2010-2022