Конспект урока музыки Колокола Руси Великой 7 класс

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колокола Руси Великой.

(Урок - лекция).

Урок подготовила учитель музыки МБОУ СОШ №17 им.В.Зангиева г.Владикавказ Семенчатенко Л. А.

Конспект урока музыки Колокола Руси Великой 7 класс

Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя

простить…


Цель урока - лекции: познакомить учащихся с живым искусством

колокольных звонов.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных звонов.

  2. Создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства.

  3. Воздействовать на положительные эмоции учащихся.

  4. Воспитывать чувство сопереживания, гордости за свою Родину.

Оборудование и материалы:

  • Колокольчики разной величины.

  • Видеомагнитофон.

  • Презентация.

Оформление доски:

Тема урока, эпиграф, названия самых известных колокольных звонов, иллюстративный материал, демонстрационный экран.

Музыкальный материал:

  1. С.Рахманинов "Светлый праздник".

  2. "Вечерний звон" - русская народная песня.

  3. "Ростовские звоны".

  4. "Праздничный звон".

  5. А.Скрябин "Прелюдия №14".

  6. "Погребальный звон".

  7. "Хор "Славься!" М.И.Глинка, из оперы "Иван Сусанин".

  8. Хор "Вставайте, люди русские!" С.Прокофьев, из кантаты "Александр Невский".

  9. "Песня о колоколах" муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.



Мы с вами обратимся сегодня не к классической музыке, а к музыке духовной, а в частности - к колокольному звону.

Наша задача: понять особенности, виды колокольного звона; и почему колокольный звон - часть музыкальной культуры России. Постараемся окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущим. Известный музыкант-этнограф С.Смоленский писал: "Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов - у нас и простор для такой музыки".

Звучит запись песни "Вечерний звон"



Возвещая приход нового дня, бьют куранты на Спасской башне Кремля. Поют колокола, нарушая утреннюю тишину торжественным звоном. Эти звуки близки каждому россиянину. В них наша история, наша гордость, наша слава. Исследователи считали, что на Руси колокола появились в X веке, со времени принятия христианства, а всеобщее их распространение начинается со второй половины XV века. Колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний.. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещая о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали праздненства. Высоко на холме стоит церковь, а рядом колокольня, где располагаются колокола, - ЗВОННИЦА - какое звонкое имя. Давайте постоим возле нее и послушаем…

Звучит колокольный звон. ( слайд)

Это что за звон льется на заре? Колокольчик бьет поклон Матери - земле. Время движется вперед, птицею летит, Но, как прежде, вдоль дорог синий луг звенит. И недаром говорят, что за чудеса - колокольцами звенят наши голоса.

В. Семернин.



Колокольное дело развивалось столь быстрыми темпами, что вскоре по своему размаху превосходит европейские страны. В России были отлиты самые большие колокола. Царь - колокол в Московском кремле весит более 205 тонн( отлит 1733-1735 годах русскими мастерами братьями Моториными) « Царем» назвали также колокол, отлитый мастером А.Чоховым в начале XVII века по приказу Бориса Годунова. « Царем» был колокол весом около 130 тонн, отлитый в 1654году; он разбился во время пожара 1701 года, переплавлен и использован при отливке ныне существующего « Царь - колокола». Были колокола на35 и 50 тонн. Зачем же столько колоколов, да еще таких огромных?. Размеры колоколов, из количество и повсеместное использование - все это становится понятным, если учесть масштабы Русского государства , значительную удаленность его городов и селений, насыщенность его истории бурными драматическими событиями. Оповещая людей о важных событиях жизни, колокола призывали к единым действиям, язык их был понятен, их голос слышали все. Под мощные удары вечевого колокола народ собирался на сход, под строгие звуки охранного колокола - поднимался на борьбу с захватчиками, под ликующий трезвон колоколов - встречал победные полки.

Нерасторжимая связь колокольных звонов с жизнью народа вызывала в сознании людей особое отношение к ним. Сохранились многочисленные легенды и придания. К колоколу относились как к живому существу, обладающему собственный характером и судьбой. В народных поверьях колокол наделялся чудодейственной силой.. Он якобы мог уберечь от болезней, засухи, пожара, грабежа. Современному человеку трудно поверить, но провинившемуся колоколу назначали наказание.

В 1681 году набатный колокол Кремля был « заточен» в Никольско - Корельский монастырь за то, что своим звоном разбудил царя Федора Алексеевича. Однако суровое наказание не пошло ему в прок. В 1771 году указом Екатерины II этот смутьян - колокол был снят с занимаемого поста и лишен языка за призыв народа к бунту. Угличскому колоколу, возвестившему народу о гибели царевича Дмитрия, отрубили уши и отправили в ссылку в Тобольск ( 1591г).

Слушаем "Вставайте, люди русские" из кантаты "Александр Невский" С.Прокофьева.

Звучит звон беды, тревоги, набатный звон..

Какие грани музыкального образа мы слышим?

Призыв к народу, тревога за судьбу, решительность, уверенность.

И колокола - грозны и певучи- то бьют набатом, то благовест льют. Звенят в России колокола, но это не богу - искусству хвала.


Колокол всегда с народом в беде и в радости. Едва заслышав колокольный звон, по частоте боя и тональности люди узнавали о происшедшем событии. Каждый колокол обладал своим голосом, привычным уху горожанина. Городские колокола составляли гигантский ансамбль, в котором каждый исполнял свою партию. Главные роли принадлежали кремлевским звонницам.

И по сей день по всей России раздается бой курантов.

Куранты - башенные часы с колоколами, играющие короткую

мелодию. Первые куранты были установлены не башне

Московского Кремля в 1625 году.

Как отзвук колокольного звона - в каждой школе, в любом

уголке нашей необъятной России звенит колокольчик 1

сентября - День знаний и на празднике последнего звонка.

Исполнение «Песня о колоколах» музыка Е.Крылатова.


Сушание: «Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинка

Какими выразительными средствами композитор подчеркивает торжество

народа?

Колокольный звон, торжественность, ликование.

В хоре воплощен образ народа-победителя.

Гениальное «Славься!» достойно венчает оперу. С предельной четкостью в этом хоре воплощен богатырский образ народа-победителя. Идея патриотизма и служения Родине, проходящая через всю оперу, получает в «Славься!» наиболее полное, законченное и яркое образное воплощение. Звучание хора оперы имеет характер гимна, усиливает торжественность, праздничность происходящего.

Славься, славься, ты Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да будет вовеки веков сильна

Любимая наша родная страна.


Вам будет, наверно, интересно узнать, что под звуки именно этого хора 2 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков, командующий Парадом Победы.

Над Русью бьют колокола

Из дальнего и близкого,

Где горький пепел и зола

Восстали обелисками.


Если вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон?

Мажорный, громкий, радостный, игривый…

Слушание: «Благовест».


Музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях.

Слушание: А.Скрябин «Прелюдия №14».


Какой образ мы слышим в этом произведении? ( одиночества, смерти)

Колокола на Руси сопровождали человека от рождения до его смерти. Погребальный звон рожден жизнью - его трагическое мелодическое звучание символизирует связь земли и неба.

Слушание: «Погребальный звон».


У: Что олицетворяет этот звон?

Д: Образ печали, расставания.

Слушание: «Праздничный звон».

Какие чувства вызвал этот звон? ( веселья, радости, праздника).

Праздничный звон - самый любимый звон в народе, это отражение

политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны разнообразны: отличаются торжественностью звучания колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. В подтверждение этих слов мы вспомним хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Сегодня мы познакомились с видами колокольных звонов, определили их музыкальный образ, тонко почувствовали их звучание. Что же представляют собой колокольные звоны? Искусство это церковное или светское? Ответим просто: это человеческое искусство.

Колокольные звоны - это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество.

Колокола - сама жизнь, наша история, часть музыкальной культуры России.

Плыви и здравствуй, музыка веков,

Над ярусами города и леса,- лишенное невидимых оков

Чугунное поющее железо!...

Благовествуй же, музыка небес, такая удивительно земная,

К тебе сегодня общий интерес музыкознанья и самосознанья.

В.Семернин.

Конспект урока музыки Колокола Руси Великой 7 класс

© 2010-2022