- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки на тему Палитра музыкальных образов
Урок музыки на тему Палитра музыкальных образов
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пецух В.В. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7 класс
1-семестр
Урок № 16
Тема: Палитра музыкальных образов
Художественное название урока: «Образное содержание музыки»
Тип урока: обобщение
Жанр: урок-игра
Музыкальный материал:
1. Н. Лысенко. Ария Остапа из оперы «Тарас Бульба».
2. Н. Лысенко. Песня Наталки из оперы «Наталка-Полтавка».
3. Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь».
4. С. Рахманинов. «Весенние воды».
5. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
6. М. Ровель «Болеро».
7. К. Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных».
8. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2.
9. Д. Шостакович Седьмая симфония. «Эпизод нашествия».
10. И. С. Бах Органная фуга ля-минор.
11. Ф. Шопен. Вальс № 7 до-диез минор.
12. Муз. Д. Тухманова сл. Р. Рождественского «Родина моя».
13. Муз. М. Таривердиев, сл. Н. Добронравов «Маленький принц».
14. Муз. и сл.Дж. Леннон, П. Маккартни «Пусть будет так».
Задачи:
образовательная:
1) повторить знания понятийного материала (в ходе образовательной игры):
- болеро;
- опера;
- ария;
- Н. Лысенко;
- Вольфганг Гете;
- Франц Шуберт;
- симфония;
- баллада;
- художественный образ;
- сюита;
- увертюра;
- Людвиг Бетховен;
- вальс;
- Иоганн Себастьян Бах;
2) закрепить понятие того, что музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь (чувства, переживания, размышления, поступки, действия человека или многих людей, события в жизни людей, народа);
3) повторить музыкальный материал по слушанию музыки и хоровому пению, в ходе игры выяснить какое образное содержание заложено в этих произведениях;
4) продолжить работу над вокально-хоровым репертуаром - чистота интонации; звуковедение, двухголосье, художественный образ;
развивающая:
развивать образное мышление;
воспитательная:
воспитать у учащихся чувство сопереживания, умение понять и проникнуть в образное содержание музыки.
Оборудование:
1) аудиозаписи с литературными и музыкальными примерами урока;
2) портрет композитора Н. Лысенко, Ф. Шуберта, Л. Бетховена, М.Равеля, К. Сен-Санса, Д. Шостаковича, И.С. Баха, Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ф. Шопена;
3) набор образовательной игры.
ЭПИГРАФ: «Музыка не может изобразить многогранный образ мира, но у неё есть преимущество в сравнении с другими видами искусства,
потому что она влияет на эмоции и чувства, передавая их непосредственное живое движение».
Дмитрий Шостакович
Ход урока.
1. Организационный момент:
Вход.
(Звучит «Болеро» М. Равель)
Музыкальный сигнал.
Приветствие.
2. Сообщение темы и заданий урока.
1. Вступительное слово учителя:
- Ребята, на протяжении первого семестра мы с вами знакомились с многообразием музыкальных образов, это образы: лирико-драматические, лирические, драматические, романтические, героические, героико-патриотические, образы-пейзажи, образы-танцы, выразительные и изобразительные, образы-символы и т.д. Сегодня мы с вами подведем итог наших знаний и умений по теме «Образное содержание музыки»,построив его в форме музыкальной игры. Игра называется «Меломаны». И состоит из трех туров.
І-й тур - «Теоретики» (музыкально-теоретические понятия)
ІІ-й тур - «Слушатели» (восприятие музыкального образа)
ІІІ-й тур - «Исполнители» (хоровое пене)
Каждый тур оценивается в десять баллов. Класс делится на три команды по 10 человек в каждой.
(Учащиеся выступают в роли игроков, учитель в роли ведущего, подсчитывая баллы каждого тура).
Три стола в классе расставлены в форме рондо, на столах раздаточный материал с вариантами ответов, заданием для учащихся.
3. Мотивация учебной деятельности
Учитель.
Начиная нашу игру, мне бы хотелось узнать:
- какие жанры в музыке вы знаете?
- какая музыка вам нравится и почему?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «образ»?
О - олицетворение, одухотворение, оптимизм.
Б - божество, борьба, богатыри…
Р - радость, романтика, разрушение…
А - акварель, аллегория, атака…
З - загадка, земля, зло…
Учитель.
- Право начать игру предоставляется той команде, которая больше других дополнит ассоциативную цепочку слов.
(Ученики дополняют ассоциативную цепочку слов)
Вывод: Итак, право начать игру предоставляется команде…………
1.Изложение обобщение материала по теме «Образное содержание музыки»
I-й тур - «Теоретики» (музыкально-теоретические понятия).
Игровой материал.
Поле с ответами.
Франц Шуберт
Людвиг Бетховен
Вальс
Николай Лысенко
Увертюра
Иоганн Себастьян Бах
Симфония
Болеро
Художественный образ
Сюита
Вольфганг Гете
Баллада
Ария
Опера
Задания для учащихся:
1. Австрийский композитор ХІХ в., автор баллады «Лесной царь». (Ф. Шуберт).
2. Украинский композитор ХІХ в., автор оперы «Тарас Бульба», «Наталка-Полтавка». (Н. Лысенко).
3. Музыкально-драматическое произведение, в котором сюжет, мысли и чувства героев передаются с помощью пения. (Опера).
4. Немецкий поэт, драматург ХІХ в., автор баллады «Лесной царь». (В. Гете)
5. Музыкальное вступление к опере, балету, драме, в котором в сжатом виде выражены основные образы произведения в из развитии. Может быть самостоятельным произведением. (Увертюра).
6. Название испанского народного танца, автор французский композитор ХХ в., М. Равель. (Болеро).
7. Танец австрийского происхождения в трехдольно метре, парный, круговой, исполняется в медленном или быстром темпе. (Вальс).
8. Вокальный номер из оперы, в котором передаются переживания героя, раскрывается его характер. Исполняется соло. (Ария).
9. Жанр музыкального или литературного произведения, повествующий о народных преданиях, героических подвигах, давно минувших событий, иногда фантастического характера. (Баллада).
10. Немецкий композитор XVIII-XIX вв., автор музыке к трагедии «Эгмонт». (Л. Бетховен).
11. Немецкий композитор-полифонист XVIII в., автор «Органной фуги ля-минор» (И.С. Бах).
12. Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра. (Симфония).
13. Музыкальное произведение, которое состоит из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим названием. (Сюита).
14. Отражение окружающей нас жизни в конкретно-чувственной форме. (Художественный образ).
II-й тур - «Слушатели» (восприятие музыкального образа).
(Слушая фрагменты музыкальных произведений определить название произведения и его автора. Какой музыкальный образ создан композитором в данном произведении?)
Звучит фрагмент арии Остапа из оперы «Тарас Бульба» Н. Лысенко.
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Лирико-драматический образ).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал лирико-драматический образ Остапа? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр, регистр)
Звучит фрагмент песни Наталки из оперы «Наталка Полтавка» Н. Лысенко.
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Лирический образ)
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал лирический образ Наталки? (Мелодия, ритм, темп)
Звучит фрагмент Ф. Шуберта. Баллада «Лесной царь».
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Единый драматически-взволнованный образ).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал драматически-взволнованный образ? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр, регистр, штрих).
Звучит фрагмент С. Рахманинов «Весенние воды».
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ природы).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал данный образ? (Мелодия, ритм, темп).
Звучит фрагмент Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Три образа - столкновение, борьбы и победы, единый героико-драматический образ полководца Эгмонта).
Звучит фрагмент М. Равель «Болеро».
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ танца).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ танца? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).
Звучит фрагмент К. Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных».
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Изобразительный образ).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор изобразительный образ лебедя? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).
Звучит фрагмент Ф. Лист Венгерская рапсодия № 2.
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ народной жизни).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ народной жизни? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).
Звучит фрагмент «Эпизод нашествия» из I части Седьмой симфонии
Д. Шостаковича.
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ разрушительной силы).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ разрушительной силы? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).
Звучит фрагмент И. С. Баха Органная фуга ля-минор.
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ человека).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал выразительный образ человека? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр)
Звучит Ф. Шопен Вальс №7 до-диез минор.
Вопрос:
- Назовите произведение и его автора?
- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Поэтический образ танца).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор образ поэтического танца? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).
Учитель.
- Переходим к третьему туру.
А сейчас обратимся к образному содержанию песен.
1. Муз. Д. Тухманова сл. Р. Рождественского «Родина моя» (образ родины).
2. Муз. М. Таривердиев, сл. Н. Добронравов «Маленький принц» (романтический образ).
3. Муз. и сл. Дж. Леннон, П. Маккартни «Пусть будет так» (образ светлой лирики).
(Каждая из команд исполняет любую песню по выбору учащихся).
Работаем над чистотой интонации, звуковедением, двухголосьем, художественным образом.
5. Итог урока
Учитель.
- Итак, все туры пройдены.
(В конце урока учитель подсчитывает все баллы команд и оглашает общий счет каждой команды, команде-победителю вручает приз).
Победила команда под номером ……….
Учитель.
- Ребята, вы сегодня замечательно сыграли, всем спасибо за участие в нашей игре «Меломаны».
Звучит Вальс № 7 до-диез минор Ф. Шопена, учащиеся прощаются с учителем и организованно выходят из класса.