Урок музыки на тему Палитра музыкальных образов

Тема: Палитра музыкальных образов   Художественное название урока: «Образное содержание музыки»   Тип урока: обобщение     Жанр: урок-игра                                                                                                                                
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

1-семестр

Урок № 16

Тема: Палитра музыкальных образов

Художественное название урока: «Образное содержание музыки»

Тип урока: обобщение

Жанр: урок-игра

Музыкальный материал:

1. Н. Лысенко. Ария Остапа из оперы «Тарас Бульба».

2. Н. Лысенко. Песня Наталки из оперы «Наталка-Полтавка».

3. Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь».

4. С. Рахманинов. «Весенние воды».

5. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

6. М. Ровель «Болеро».

7. К. Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных».

8. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2.

9. Д. Шостакович Седьмая симфония. «Эпизод нашествия».

10. И. С. Бах Органная фуга ля-минор.

11. Ф. Шопен. Вальс № 7 до-диез минор.

12. Муз. Д. Тухманова сл. Р. Рождественского «Родина моя».

13. Муз. М. Таривердиев, сл. Н. Добронравов «Маленький принц».

14. Муз. и сл.Дж. Леннон, П. Маккартни «Пусть будет так».

Задачи:

образовательная:

1) повторить знания понятийного материала (в ходе образовательной игры):

- болеро;

- опера;

- ария;

- Н. Лысенко;

- Вольфганг Гете;

- Франц Шуберт;

- симфония;

- баллада;

- художественный образ;

- сюита;

- увертюра;

- Людвиг Бетховен;

- вальс;

- Иоганн Себастьян Бах;

2) закрепить понятие того, что музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь (чувства, переживания, размышления, поступки, действия человека или многих людей, события в жизни людей, народа);

3) повторить музыкальный материал по слушанию музыки и хоровому пению, в ходе игры выяснить какое образное содержание заложено в этих произведениях;

4) продолжить работу над вокально-хоровым репертуаром - чистота интонации; звуковедение, двухголосье, художественный образ;

развивающая:

развивать образное мышление;

воспитательная:

воспитать у учащихся чувство сопереживания, умение понять и проникнуть в образное содержание музыки.

Оборудование:

1) аудиозаписи с литературными и музыкальными примерами урока;

2) портрет композитора Н. Лысенко, Ф. Шуберта, Л. Бетховена, М.Равеля, К. Сен-Санса, Д. Шостаковича, И.С. Баха, Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ф. Шопена;

3) набор образовательной игры.

ЭПИГРАФ: «Музыка не может изобразить многогранный образ мира, но у неё есть преимущество в сравнении с другими видами искусства,

потому что она влияет на эмоции и чувства, передавая их непосредственное живое движение».

Дмитрий Шостакович


Ход урока.

1. Организационный момент:

Вход.

(Звучит «Болеро» М. Равель)

Музыкальный сигнал.

Приветствие.

2. Сообщение темы и заданий урока.

1. Вступительное слово учителя:

- Ребята, на протяжении первого семестра мы с вами знакомились с многообразием музыкальных образов, это образы: лирико-драматические, лирические, драматические, романтические, героические, героико-патриотические, образы-пейзажи, образы-танцы, выразительные и изобразительные, образы-символы и т.д. Сегодня мы с вами подведем итог наших знаний и умений по теме «Образное содержание музыки»,построив его в форме музыкальной игры. Игра называется «Меломаны». И состоит из трех туров.

І-й тур - «Теоретики» (музыкально-теоретические понятия)

ІІ-й тур - «Слушатели» (восприятие музыкального образа)

ІІІ-й тур - «Исполнители» (хоровое пене)

Каждый тур оценивается в десять баллов. Класс делится на три команды по 10 человек в каждой.

(Учащиеся выступают в роли игроков, учитель в роли ведущего, подсчитывая баллы каждого тура).

Три стола в классе расставлены в форме рондо, на столах раздаточный материал с вариантами ответов, заданием для учащихся.

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель.

Начиная нашу игру, мне бы хотелось узнать:

- какие жанры в музыке вы знаете?

- какая музыка вам нравится и почему?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «образ»?

О - олицетворение, одухотворение, оптимизм.

Б - божество, борьба, богатыри…

Р - радость, романтика, разрушение…

А - акварель, аллегория, атака…

З - загадка, земля, зло…

Учитель.

- Право начать игру предоставляется той команде, которая больше других дополнит ассоциативную цепочку слов.

(Ученики дополняют ассоциативную цепочку слов)

Вывод: Итак, право начать игру предоставляется команде…………

1.Изложение обобщение материала по теме «Образное содержание музыки»

I-й тур - «Теоретики» (музыкально-теоретические понятия).

Игровой материал.

Поле с ответами.

Франц Шуберт

Людвиг Бетховен

Вальс

Николай Лысенко

Увертюра

Иоганн Себастьян Бах

Симфония

Болеро

Художественный образ

Сюита

Вольфганг Гете

Баллада

Ария

Опера

Задания для учащихся:

1. Австрийский композитор ХІХ в., автор баллады «Лесной царь». (Ф. Шуберт).

2. Украинский композитор ХІХ в., автор оперы «Тарас Бульба», «Наталка-Полтавка». (Н. Лысенко).

3. Музыкально-драматическое произведение, в котором сюжет, мысли и чувства героев передаются с помощью пения. (Опера).

4. Немецкий поэт, драматург ХІХ в., автор баллады «Лесной царь». (В. Гете)

5. Музыкальное вступление к опере, балету, драме, в котором в сжатом виде выражены основные образы произведения в из развитии. Может быть самостоятельным произведением. (Увертюра).

6. Название испанского народного танца, автор французский композитор ХХ в., М. Равель. (Болеро).

7. Танец австрийского происхождения в трехдольно метре, парный, круговой, исполняется в медленном или быстром темпе. (Вальс).

8. Вокальный номер из оперы, в котором передаются переживания героя, раскрывается его характер. Исполняется соло. (Ария).

9. Жанр музыкального или литературного произведения, повествующий о народных преданиях, героических подвигах, давно минувших событий, иногда фантастического характера. (Баллада).

10. Немецкий композитор XVIII-XIX вв., автор музыке к трагедии «Эгмонт». (Л. Бетховен).

11. Немецкий композитор-полифонист XVIII в., автор «Органной фуги ля-минор» (И.С. Бах).

12. Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра. (Симфония).

13. Музыкальное произведение, которое состоит из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим названием. (Сюита).

14. Отражение окружающей нас жизни в конкретно-чувственной форме. (Художественный образ).

II-й тур - «Слушатели» (восприятие музыкального образа).

(Слушая фрагменты музыкальных произведений определить название произведения и его автора. Какой музыкальный образ создан композитором в данном произведении?)

Звучит фрагмент арии Остапа из оперы «Тарас Бульба» Н. Лысенко.

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Лирико-драматический образ).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал лирико-драматический образ Остапа? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр, регистр)

Звучит фрагмент песни Наталки из оперы «Наталка Полтавка» Н. Лысенко.

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Лирический образ)

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал лирический образ Наталки? (Мелодия, ритм, темп)

Звучит фрагмент Ф. Шуберта. Баллада «Лесной царь».

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Единый драматически-взволнованный образ).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал драматически-взволнованный образ? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр, регистр, штрих).

Звучит фрагмент С. Рахманинов «Весенние воды».

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ природы).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал данный образ? (Мелодия, ритм, темп).

Звучит фрагмент Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Три образа - столкновение, борьбы и победы, единый героико-драматический образ полководца Эгмонта).

Звучит фрагмент М. Равель «Болеро».

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ танца).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ танца? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).

Звучит фрагмент К. Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных».

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Изобразительный образ).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор изобразительный образ лебедя? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).

Звучит фрагмент Ф. Лист Венгерская рапсодия № 2.

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ народной жизни).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ народной жизни? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).

Звучит фрагмент «Эпизод нашествия» из I части Седьмой симфонии

Д. Шостаковича.

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ разрушительной силы).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ разрушительной силы? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).

Звучит фрагмент И. С. Баха Органная фуга ля-минор.

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Образ человека).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал выразительный образ человека? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр)

Звучит Ф. Шопен Вальс №7 до-диез минор.

Вопрос:

- Назовите произведение и его автора?

- Какой музыкальный образ создан композитором в произведении? (Поэтический образ танца).

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор образ поэтического танца? (Мелодия, ритм, гармония, темп, динамика, тембр).

Учитель.

- Переходим к третьему туру.

А сейчас обратимся к образному содержанию песен.

1. Муз. Д. Тухманова сл. Р. Рождественского «Родина моя» (образ родины).

2. Муз. М. Таривердиев, сл. Н. Добронравов «Маленький принц» (романтический образ).

3. Муз. и сл. Дж. Леннон, П. Маккартни «Пусть будет так» (образ светлой лирики).

(Каждая из команд исполняет любую песню по выбору учащихся).

Работаем над чистотой интонации, звуковедением, двухголосьем, художественным образом.

5. Итог урока

Учитель.

- Итак, все туры пройдены.

(В конце урока учитель подсчитывает все баллы команд и оглашает общий счет каждой команды, команде-победителю вручает приз).

Победила команда под номером ……….

Учитель.

- Ребята, вы сегодня замечательно сыграли, всем спасибо за участие в нашей игре «Меломаны».

Звучит Вальс № 7 до-диез минор Ф. Шопена, учащиеся прощаются с учителем и организованно выходят из класса.






© 2010-2022