Программа работы кружка Гитарист

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Гитарист» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для обучения детей игре на шестиструнной гитаре.

Гитара обладает целым рядом присущих только ей одной музыкальных красок и особенностей, которые делают её инструментом самобытным и оригинальным. Эти качества гитары всегда привлекали к себе внимание слушателей, любителей музыки и вызывали стремление к серьёзному изучению этого инструмента.

Новизна программы заключается в том, что весь материал, предлагаемый для изучения, представлен в очень простой и доступной форме, в отличие от многих изданий по этой тематике. Материал будет доступен для всех, кто первый раз берет в руки инструмент.

В условиях современной всеобщей компьютеризации данная программа становится очень актуальной, так как позволяет отвлечь ребенка от агрессивной информационной среды, которая его окружает. Живое общение с друзьями, приобщение к музыкальной культуре, прослушивание музыкальных произведений развивает творческие способности, общую культуру личности с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Музыкальное творчество так же способствует организации содержательного досуга.

Новый вид деятельности всегда пробуждает интерес к познанию. Может быть, в будущем кто-то из ребят выберет игру на инструменте своей профессией.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами и возможностями музыкального искусства, а так же формирование интереса к народной музыкальной культуре.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

Воспитательные:

1. Изучить основы музыкальной грамоты.

2. Дать определенный объем знаний в области истории и развития музыкальной культуры, народного творчества.

3. Научить разбираться в музыкальных стилях и жанрах.

Развивающие:

4. Развить эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию и воображение.

Развивающие:

5. Воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение.

Отличительной особенностью данной программе является её простота и доступность для понимания детей разного возраста. Так как самоучители и другие пособия для самостоятельного изучения инструмента очень сложны даже для освоения взрослыми обучающимися, предлагаемая программа является востребованной в системе дополнительного образования детей. Данная программа является вариативной, при возникновении необходимости возможна корректировка содержания. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на освоение программы отводится 72 часа.

Возрастная группа: 8 - 14 лет. Набор в кружок осуществляется без вступительных испытаний, зачисляются все желающие. Занятия проводятся с каждым ребенком индивидуально 2 раза в неделю, по одному учебному часу.

Формы проведения занятий - практические занятия, самостоятельная работа.

Весь курс обучения игре на гитаре условно делится на изучение основных тем. Каждая тема охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса. Определены основные знания, умения, навыки, которые должны приобрести обучающиеся.

Прогнозируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны

Знать:

1. Устройство гитары и извлечение звука.

2. Обозначения пальцев правой и левой руки и номера струн.

3. Расположение нот на грифе гитары.

4. Длительность нот.

Уметь:

1. Правильно выбрать гитару при покупке.

2. Настроить гитару двумя способами.

3. Правильно сидеть и держать гитару.

4. Исполнять простейшие мелодии.

5. Исполнять простейшие начальные аккорды.

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности, участие в смотрах и конкурсах. Для реализации данной программы необходимо наличие отдельного класса, для индивидуальных занятий не менее двух гитар, методическая литература, магнитофон, фонотека.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Основные положения. Устройство гитары. Уход и обслуживание.



9

4

5

3

Обучение игре на инструменте

55

17,5


37,5

4

Концертная деятельность


6


-


6

5

Итоговое занятие

1

1

-

Итого:

72

23

49

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




  1. Вводное занятие.

Беседа о формах предстоящей работы: теория, практика.

Правила безопасности, знакомство с кабинетом, расписание занятий.

Цели и задачи обучения, обоснование необходимости выше перечисленного.

  1. Основные положения, устройство инструмента, уход и обслуживание.

Классификация гитар, части и устройство гитары, предназначение элементов инструмента. Правила выбора гитары при покупке и доводка гитары до рабочего состояния. Классификация струн, их выбор, установка на гитару. Настройка гитары, посадка гитариста, постановка рук, положение корпуса. Способы извлечения звука (ногтевой, безногтевой). Что никогда не нужно делать при игре на гитаре.

  1. Обучение игре на инструменте.

Равномерное движение долей, темп, ритм, постановка левой руки, нумерация пальцев левой руки, исполнение упражнений направленных на повышение подвижности пальцев.

Музыкальный звук как наименьший структурный элемент музыки. Нотный стан, добавочные линии, ноты, октавы, длительность нот. Занятия на развитие внимания слуха, ритмики. Высота звука, громкость, тембр. Нотная запись, краткие сведения из истории нотации, элементы нотного знака.

Начальные сведения об аккордах, знаки альтерации, расположение нот на грифе гитары. Исполнение простейших произведений, этюдов.

  1. Концертная деятельность.

Участие в концертных программах ДДТ.

  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения. Планы на летний период.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Обучение детей игре на музыкальном инструменте должно вестись в двух главных взаимосвязанных направлениях.

Одно из них предполагает нормирование и развитие, совершенствование техники игры на музыкальном инструменте, как необходимого средства для достижения художественного результата музыкального исполнения. Другое направление ставит своей целью формирование, развитие и совершенствование навыков художественного исполнения музыкального произведения изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средст, таких как динамика, артикуляция и т.д.

Формирование, развитие и совершенствование исполнительской техники должно осуществляться последовательно и методично, в строгом соответствии с дидактическими принципами: от «простого - к сложному» и от «частного - к общему». Необходимо также учитывать особенности и технические возможности исполнительского аппарата учащегося.

При этом нужно всегда помнить и иметь в виду, что основу исполнительской школы, на которой в дальнейшем строится вся конкретная музыкально-исполнительская и без которой последняя невозможна, составляют правильная постановка исполнительского аппарата и правильное звукоизвлечение, выработанные в процессе занятий на данном музыкальном инструменте. Именно поэтому с самого начала обучения игре на музыкальном инструменте самое серьезное и первостепенное внимание в технической работе следует уделять выработке у учащихся правильной посадки и постановки исполнительского аппарата и правильного звукоизвлечения. Методика работы над исполнительской техникой состоит в постепенном и последовательном освоении и накоплении составляющих элементов, их дальнейшем качественном совершенствовании и синтезе в более сложные технические комплексы, необходимые для исполнительской реализации наиболее сложных художественных задач. Эта работа ведется систематически на протяжении всего периода обучения на основе инструктивного материала такого как гаммы и этюды на различные виды гитарной техники. Первостепенное значение в работе под исполнительской техникой имеют упражнения, так как именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, особенно на начальной стадии освоения элементов и приемов игры. Только овладев в достаточной степени, тем или иным техническим элементом или приемом игры, можно приступать к исполнительской работе под теми музыкальными, художественными произведениями, в которых данный технический элемент или прием игры используется.

Особое место в обучении игре на гитаре занимает работа над звуком, которая, в первую очередь должна быть направлена на овладение учащимися современной техники звукоизвлечения. Кроме того, нужно помнить, что немаловажное значение, в вопросе звука на гитаре, имеет оптимальная длина, форма и тщательная обработка ногтей на пальцах правой руки исполнителя, чему также необходимо уделять должное внимание в работе. Художественное и музыкальное развитие детей в процессе их обучения игре на музыкальном инструменте, осуществляется на основе

работы по формированию и совершенствованию навыков художественного исполнения музыкального произведения, изучению и накоплению художественного репертуара. Эта работа также должна вестись последовательно и методично, также по принципу «от простого - к сложному». Первостепенное значение в этой работе следует придавать развитию у учащихся художественно-образного мышления, восприимчивости к музыке на основе накопления и обогащения музыкальных впечатлений.

Вторым важным направлением является овладение учащимися музыкально-теоретическими знаниями, необходимыми для понимания сущности, роли и значения музыкальных выразительных средств и композиционных закономерностей их художественной организации в единую целостную музыкальную форму.

И наконец, завершающий этап в работе над художественным исполнением музыкального произведения, состоит в практической реализации исполнительными средствами художественного композиционного замысла музыкального произведения на основе глубокого и всестороннего анализа его художественного содержания и музыкальной формы. Только при таком условии возможно всестороннее и гармоническое развитие учащихся. Кроме того, изучаемый художественный материал должен отвечать принципу доступности и соответствовать развитию учащегося. В целях развития навыков самостоятельного ознакомления с неизвестным музыкальным произведением, необходимо систематически практиковать и такой вид работы как чтение нот с листа. И наконец, в процессе занятий с детьми, следует всесторонне выявить их музыкальные способности и творческие возможности и всемерно развивать их в соответствующем направлении.

Раздел или тема программы

Ф.орг. и Ф. провед.занятий

Методы и приемы организац. У.В.П.

Дидактический материал, техническое оснащение

Вид и форма контроля, форма предъявления результ.

1.

Вводное занятие

Индивид.

Практич.

Рассказ, беседа

Литература, справочные материалы

Диагностические задания, тестирование

2.

Основные положения. Устройство гитары.

Уход и обслуживание.

Индивид.

Практич.

Объяснение. Демонстрация. Практ.задания.Самост.работа.

Справочные материалы. Гитара, струны.

Опрос. Самостоятельная работа. Контрольное задание.

3.

Обучение игре на гитаре.

Индивид.

Самост.

Практич.

Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Репетиции.

Самоучители. Школа игры на гитаре. Гитары. Магнитофон.

Контрольные задания, опрос. Контрольные задания.

4.

Концертная деятельность.

Групповые. Практ.

Репетиции, концерт.

Гитары. Комплект звукоусиления.

Концерт.

5.

Итоговое занятие.

Индивид.

Практич.

Беседа. Анализ.

Фотографии

Контрольное занятие.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. «Песенник для юношества», изд. «Советский композитор» 1981 г.

  2. «Песенник для детей», изд. «Советский композитор» 1991 г.

  3. «Песни наших дней», изд. «Музыка» 1977 г.

  4. «Музыкальная литература», изд. «Музыка» 1969 г.

  5. «Великие музыканты западной Европы», изд. «Просвещение» 1982 г.

  6. «Музыка - детям», изд. «Музыка» 1985 г.

  7. «Любимые песни», изд. «Музыка» 1987 г.

  8. «Музыкальные вечера» изд. детской литературы «Ленинград» 1963 г.

  9. В. Полех «Школа игры на валторне», изд. «Музыка» 1986 г.

  10. Джон Бак «Самоучитель игры на гитаре» 2010г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» 1983 г.

  2. Кабалевский Д. «Как рассказать детям о музыке» 1977 г.

  3. Джон Бак «Школа игры на шестиструнной гитпре» 2010 г.

  4. Яшнев В., Вольтан Б. «Первые шаги гитариста» 1982 г.

  5. Ларичев Е.М. Хрестоматия гитариста. 1-3 классы детских музыкальных школ. 1983г.

























© 2010-2022